Автор Тема: Развитие гармонического слуха (или как слышать ступени в песнях)  (Прочитано 4657 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mindnight Killer Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 736
  • Репутация: +111/-0
Всем привет, и заранее извиняюсь если подобные вопросы ранее поднимались.
Решил развить так называемый гармонический слух.

Цель: слыша композицию определять ступени, что позволит впоследствии с легкостью ее подобрать.

С ладами я знаком. Умею их строить, слышу их характерные особенности. Если играет песня по радио, могу определить что вот сейчас была дорийская нотка или использовался такой то лад.
Но другое дело обстоит со слышанием ступеней в песне.
Вчера вдохновившись видеороликами по основам гармонии и о квинто - квартовом круге пробовал определять ступени и подбирать песни.

В связи с этим назрело несколько вопросов:

1 - Почему важно слышать именно субдоминанту и доминанту (именно на это делается акцент в большинстве роликов о гармонии)? Понятно что это самые устойчивые ступени, но надо ли мне слышать например вторую ступень или третью?
 
2 - Решил уж если подбирать на слух аккорды к песням то к любимым. Через какое то время подобрал три песни, но так и не понял зачем мне нужен квинто - квартовый круг. Подобрал я аккорды на слух, относительно тоники, да. Но смысл смотреть в квинто - квартовый круг где описаны "ожидаемые" аккорды относительно данной тональности, когда у меня быстрее удается найти нужный аккорд на слух?

3 - Как развить "слышание" ступеней в песни в принципе понятно - нужно натренировать слух путем долгого прослушивания этих ступеней относительно тоники. Но как определять ступени в песне если тональность изначально минорная? На минорную тонику играть аккорды 4 и 5 ступеней?








Оффлайн pirogok

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Всем привет, и заранее извиняюсь если подобные вопросы ранее поднимались.
Решил развить так называемый гармонический слух.

Цель: слыша композицию определять ступени, что позволит впоследствии с легкостью ее подобрать.

С ладами я знаком. Умею их строить, слышу их характерные особенности. Если играет песня по радио, могу определить что вот сейчас была дорийская нотка или использовался такой то лад.
Но другое дело обстоит со слышанием ступеней в песне.
Вчера вдохновившись видеороликами по основам гармонии и о квинто - квартовом круге пробовал определять ступени и подбирать песни.

В связи с этим назрело несколько вопросов:

1 - Почему важно слышать именно субдоминанту и доминанту (именно на это делается акцент в большинстве роликов о гармонии)? Понятно что это самые устойчивые ступени, но надо ли мне слышать например вторую ступень или третью?
 
2 - Решил уж если подбирать на слух аккорды к песням то к любимым. Через какое то время подобрал три песни, но так и не понял зачем мне нужен квинто - квартовый круг. Подобрал я аккорды на слух, относительно тоники, да. Но смысл смотреть в квинто - квартовый круг где описаны "ожидаемые" аккорды относительно данной тональности, когда у меня быстрее удается найти нужный аккорд на слух?

3 - Как развить "слышание" ступеней в песни в принципе понятно - нужно натренировать слух путем долгого прослушивания этих ступеней относительно тоники. Но как определять ступени в песне если тональность изначально минорная? На минорную тонику играть аккорды 4 и 5 ступеней?


Скачай на мобильник программу Functional Ear Trainer.

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
  • Репутация: +284/-2
1 - Почему важно слышать именно субдоминанту и доминанту (именно на это делается акцент в большинстве роликов о гармонии)? Понятно что это самые устойчивые ступени, но надо ли мне слышать например вторую ступень или третью?

нет, не понятно. с чего это вдруг они устойчивые?

Оффлайн Craneg

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1741
  • Репутация: +1435/-5
  • Yamaha YZF-R1
нет, не понятно. с чего это вдруг они устойчивые?
нет конечно, они главные (разом с тоникой)

Оффлайн Yurka Kozak

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 131
  • Репутация: +5/-0
3. Просто слушать недостаточно, надо ещё играть то, что пытаешься слышать.
Попробуй анализировать знакомые и незнакомые песни - разобраться где какая ступень, потом играть их (с одинаковыми аппликатурами, например с бэрэ чтобы сразу привыкать к пониманию расположения ступеней на грифе). Во время игры обращать внимание на то как звучит какая ступень в контексте с тоникой.
Обращать внимание нужно:
- на силу ощущения напряжения (в доминанте - максимум).
- на то какой окрас несёт каждая ступень
- на то как аккорды звучат по отношению к друг другу.

2. этот круг просто есть. Что-то вроде таблицы Менделеева. Он по идее должен тебе объяснить то, что ты используешь на практике. Это не для подбора песен - это более глобальная штука.
Если будешь сверять используемые аккорды с этим кругом, и со своим ощущением, то ты начнёшь лучше понимать гармонию (добавится визуальная система в твоём восприятии).

1. Субдоминанта и доминанта неустойчивые ступени. Доминанта - это максимальное ощущение напряжённости. Важная суть гармонии - в чередовании ощущения напряжения и ощущения разрядки после этого напряжения. Поэтому, эти ступени - что-то вроде важных опорных точек, плюс они не несут в себе какого-то особого окраса.


... и добавил:

Цель: слыша композицию определять ступени, что позволит впоследствии с легкостью ее подобрать.
вот ты подобрал 3 песни.
Было бы интересно узнать, как изменится твоя способность к подбору после того, как ты подберёшь 50 песен или 100.
Есть мнение, что это очень сильно повысит навык.

В музыке практики должно быть в 100 раз больше, чем теории. Врядли можно научиться подбирать песни, не подбирая их.
« Последнее редактирование: Января 10, 2019, 18:47:32 от Yurka Kozak »

Оффлайн pirogok

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Врядли можно научиться подбирать песни, не подбирая их.

Можно. Математическая формула песен довольно проста и подчиняется логике. Нужно просто знать, что бывает два вида подбора на слух: слышать частоты нот и распознавать ступени. Большинство людей сначала думают, что развивать слух это различать ноты по частотам. Но на самом деле это очень и очень сложно, нужно либо быть гением-аутистом, либо с детства задрачиваться, чтобы проделывать такое.

А можно распознавать песню по ступеням, которых всего семь. Различать ступени намного легче, чем частоты нот. Особо в наш век онанизма на тембр, за обертонами которого трудно различать частоты нот. Сначала распознаешь тонику песни, пытаясь определить ее ступень по до-мажорной гамме. Потом берешь эту нот и ставишь ее в тонику, от нее выстраивая уже ступени песни.

Меня, например, жизнь вынудила обходиться без музыкального инструмента, пришлось учиться писать песни исключительно наслух. Вместо нот я использую ступени при написании песни и мне норм. Тоника задает настроение. А настроение каждой ступени детализирует настроение тоники.

И на самом деле это даже логичнее. На лютне, которая появилась намного раньше пианино, да и вообще все струнные, строились как раз по принципу ступеней: сверху квинта, снизу кварта. Все просто и понятно. Это потом появилась классика средневековья и музыканты эту концепцию променяли на задрачивание слуха с помощью частот нот, а не ступеней.

Оффлайн Craneg

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1741
  • Репутация: +1435/-5
  • Yamaha YZF-R1
Можно. Математическая формула песен довольно проста и подчиняется логике. Нужно просто знать, что бывает два вида подбора на слух: слышать частоты нот
о таком даже не слышал :o Абсолютники и те определяют ноту, но не частоту  ??? Простые смертные слушают относительно

Оффлайн Mindnight Killer Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 736
  • Репутация: +111/-0
Спасибо за ответы, приблизительно понял куда копать  :)

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
  • Репутация: +284/-2
Тоника задает настроение.

каким образом?)

... и добавил:

решил копнуть глубже и попытаться понять пирожок, но не понимает дура4ок
Сначала распознаешь тонику песни, пытаясь определить ее ступень по до-мажорной гамме.  Потом берешь эту нот и ставишь ее в тонику, от нее выстраивая уже ступени песни.

вот распознал я тоникой си-бемоль, пытаюсь определить ее ступень по до-мажорной гамме, а ее там внезапно нет. что делать ??? и тут такой понимаю, что - ой, стоп, тоника - это ж первая ступень! зачем тонику ставить в тонику, когда она и есть - тоника :o

На лютне, которая появилась намного раньше пианино, да и вообще все струнные, строились как раз по принципу ступеней: сверху квинта, снизу кварта. Все просто и понятно.

так на гитаре тоже сверху квинта, снизу кварта, эврика :)
« Последнее редактирование: Января 11, 2019, 00:20:59 от dura4ok »

Оффлайн pirogok

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
о таком даже не слышал :o Абсолютники и те определяют ноту, но не частоту  ??? Простые смертные слушают относительно
Нет, профессиональные музыканты определяют именно частоту, а не ступень. И ступени и ноты - разные вещи. Ноты это определять до-ре-ми-фа-соль-ля-си, а ступени: 1-2-3-4-5-6-7.

каким образом?)

... и добавил:

решил копнуть глубже и попытаться понять пирожок, но не понимает дура4ок
вот распознал я тоникой си-бемоль, пытаюсь определить ее ступень по до-мажорной гамме, а ее там внезапно нет. что делать ??? и тут такой понимаю, что - ой, стоп, тоника - это ж первая ступень! зачем тонику ставить в тонику, когда она и есть - тоника :o

так на гитаре тоже сверху квинта, снизу кварта, эврика :)
1) Каким образом.
Настроение ступеней и настроение нот очень схожи. До - сильное настроение, Ре - классическое-сдержанное. Ми - боевое, быстрое. Фа - пассивное. Соль - холеричное. Ля - грустное. Си - резкое и неустойчивое.

То же самое и со ступенями. 1 ступень - самая устойчивая и строгая. 2 - сдержанная. 3 - быстрое и боевое. 4 - пассивная ступень, устойчивое, но все же стремящаяся разрешится в 5 ступень. 5 ступень - устойчивая как тоника, но послабее. 6 ступень - грустная. 7 - максимально неустойчивая, стремится разрешиться в тонику.

Это все, конечно, абстрактно, но один раз научившись мыслить таким путем, все становится ясно и понять. Ступени гаммы - это настроения мелодии по их напряжению. А общее настроение задается напряжением тоники.

2)вот распознал я тоникой си-бемоль, пытаюсь определить ее ступень по до-мажорной гамме,

Нет. Я говорил про другой процесс. Люди сначала распознают какой ступенью до-мажорной гаммы является тоника мелодии, чтобы определить частоту ноты. Ты вот определил си-бемоль, а большинство людей так не могут.

3) зачем тонику ставить в тонику, когда она и есть - тоника
Потому что гамм несколько десятков. Сибемоль - это седьмая пониженная ступень до-мажора, а мелодия может быть сыграна в ля-фригийском миноре, и тогда она уже будет второй ступенью.

4)так на гитаре тоже сверху квинта, снизу кварта, эврика
Тебе изначально говорили про совсем другое. Что люди неправильно прокачивают свой слух из-за наследства эры классики и пианино, заставляя людей думать, что тренировать слух это тренировать определять частоту ноты, а не ее ступень в гамме.

 
« Последнее редактирование: Января 11, 2019, 04:05:26 от pirogok »

Оффлайн Craneg

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1741
  • Репутация: +1435/-5
  • Yamaha YZF-R1
Нет, профессиональные музыканты определяют именно частоту, а не ступень. И ступени и ноты - разные вещи. Ноты это определять до-ре-ми-фа-соль-ля-си, а ступени: 1-2-3-4-5-6-7.
отсюда и дальше по тексту… :pozor: Не пиши, почитай, для начала. все уже известно :)

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
  • Репутация: +284/-2
Нет, профессиональные музыканты определяют именно частоту, а не ступень. И ступени и ноты - разные вещи. Ноты это определять до-ре-ми-фа-соль-ля-си, а ступени: 1-2-3-4-5-6-7.
1) Каким образом.
Настроение ступеней и настроение нот очень схожи. До - сильное настроение, Ре - классическое-сдержанное. Ми - боевое, быстрое. Фа - пассивное. Соль - холеричное. Ля - грустное. Си - резкое и неустойчивое.

То же самое и со ступенями. 1 ступень - самая устойчивая и строгая. 2 - сдержанная. 3 - быстрое и боевое. 4 - пассивная ступень, устойчивое, но все же стремящаяся разрешится в 5 ступень. 5 ступень - устойчивая как тоника, но послабее. 6 ступень - грустная. 7 - максимально неустойчивая, стремится разрешиться в тонику.

Это все, конечно, абстрактно, но один раз научившись мыслить таким путем, все становится ясно и понять. Ступени гаммы - это настроения мелодии по их напряжению. А общее настроение задается напряжением тоники.

2)вот распознал я тоникой си-бемоль, пытаюсь определить ее ступень по до-мажорной гамме,

Нет. Я говорил про другой процесс. Люди сначала распознают какой ступенью до-мажорной гаммы является тоника мелодии, чтобы определить частоту ноты. Ты вот определил си-бемоль, а большинство людей так не могут.

3) зачем тонику ставить в тонику, когда она и есть - тоника
Потому что гамм несколько десятков. Сибемоль - это седьмая пониженная ступень до-мажора, а мелодия может быть сыграна в ля-фригийском миноре, и тогда она уже будет второй ступенью.

4)так на гитаре тоже сверху квинта, снизу кварта, эврика
Тебе изначально говорили про совсем другое. Что люди неправильно прокачивают свой слух из-за наследства эры классики и пианино, заставляя людей думать, что тренировать слух это тренировать определять частоту ноты, а не ее ступень в гамме.

ты сделал мой день

Оффлайн Craneg

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1741
  • Репутация: +1435/-5
  • Yamaha YZF-R1
ты сделал мой день
интересно, где берут такие знания? ???

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
  • Репутация: +284/-2
интересно, где берут такие знания? ???

главное местами вроде бы и совпадает с этм, но написано каким-то странным языком - к примеру, зачем-то все сводится именно к до-мажорной гамме. какие-то люди зачем-то распознают частоты нот, зачем-то двигают тонику опять-таки именно по до-мажорной гамме (похоже на попытку описать ладовое мышление). плюс кого-то еще и заставляют частоту определять, в герцах что ли? :D видимо это где-то в параллельном мире, в моем мире музыканты работают именно относительным слухом, именно ступенями, даже если не имеют теоретических знаний об этих самых ступенях

... и добавил:

зы может кто поумней переведет, а вот дура4ок сдается ???
« Последнее редактирование: Января 11, 2019, 15:32:39 от dura4ok »

Оффлайн Shell Shock

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 407
  • Репутация: +202/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
заставляют частоту определять, в герцах что ли? :D
зы может кто поумней переведет, а вот дура4ок сдается ???
Конечно частота в Герцах. Нота Ля первой октавы для До-мажора - шестая нота, обозначающая грусть, а по системе классиков-пианистов - это звук с частотой 440 Гц. Но можно расслабиться, ведь причины для беспокойства должны быть у тех, кто страдает этой вредной привычкой - частоту определять.
« Последнее редактирование: Января 11, 2019, 18:34:30 от Shell Shock »