о таком даже не слышал
Абсолютники и те определяют ноту, но не частоту
Простые смертные слушают относительно
Нет, профессиональные музыканты определяют именно частоту, а не ступень. И ступени и ноты - разные вещи. Ноты это определять до-ре-ми-фа-соль-ля-си, а ступени: 1-2-3-4-5-6-7.
каким образом?)
... и добавил:
решил копнуть глубже и попытаться понять пирожок, но не понимает дура4ок
вот распознал я тоникой си-бемоль, пытаюсь определить ее ступень по до-мажорной гамме, а ее там внезапно нет. что делать
и тут такой понимаю, что - ой, стоп, тоника - это ж первая ступень! зачем тонику ставить в тонику, когда она и есть - тоника 
так на гитаре тоже сверху квинта, снизу кварта, эврика 
1) Каким образом.
Настроение ступеней и настроение нот очень схожи. До - сильное настроение, Ре - классическое-сдержанное. Ми - боевое, быстрое. Фа - пассивное. Соль - холеричное. Ля - грустное. Си - резкое и неустойчивое.
То же самое и со ступенями. 1 ступень - самая устойчивая и строгая. 2 - сдержанная. 3 - быстрое и боевое. 4 - пассивная ступень, устойчивое, но все же стремящаяся разрешится в 5 ступень. 5 ступень - устойчивая как тоника, но послабее. 6 ступень - грустная. 7 - максимально неустойчивая, стремится разрешиться в тонику.
Это все, конечно, абстрактно, но один раз научившись мыслить таким путем, все становится ясно и понять. Ступени гаммы - это настроения мелодии по их напряжению. А общее настроение задается напряжением тоники.
2)вот распознал я тоникой си-бемоль, пытаюсь определить ее ступень по до-мажорной гамме,
Нет. Я говорил про другой процесс. Люди сначала распознают какой ступенью до-мажорной гаммы является тоника мелодии, чтобы определить частоту ноты. Ты вот определил си-бемоль, а большинство людей так не могут.
3) зачем тонику ставить в тонику, когда она и есть - тоника
Потому что гамм несколько десятков. Сибемоль - это седьмая пониженная ступень до-мажора, а мелодия может быть сыграна в ля-фригийском миноре, и тогда она уже будет второй ступенью.
4)так на гитаре тоже сверху квинта, снизу кварта, эврика
Тебе изначально говорили про совсем другое. Что люди неправильно прокачивают свой слух из-за наследства эры классики и пианино, заставляя людей думать, что тренировать слух это тренировать определять частоту ноты, а не ее ступень в гамме.