Автор Тема: Смены аккордов, последовательности, игра гамм  (Прочитано 9374 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Вопрос касается того, как правильно выбирать и менять гаммы для импровизации на смены аккордов, а также на их прогрессии.
Допустим, я хочу самым простым и схематичным способом сыграть гаммы Ионейского, Дорийского, Фригийского, Лидийского, Миксолидийского, Эолийского, Локрийского
ладов...

Мне любопытно теоретически, можно ли весь спектр этих ладов сыграть на какую-то одну НЕИЗМЕННУЮ аккордовую прогрессию - с целью просто научиться слышать между ними разницу, бегло переходить от одних гамм к другим?... или аккорды тоже будут претерпевать изменения сообразно выбранному ладу?...
Иначе: можно ли записать в виде лупа такие-то и такие-то аккорды и спокойно, прямо на них сыграть эти гаммы?

Собственно аналог из блюза, прогрессия I7 IV7 V7... Будут ли для каждого из упомянутых выше ладов меняться аккорды, будут ли в них какие-то ступени повышаться, а какие то понижаться? Есть ли такая прогрессия, где мне не нужно ничего менять, но можно играть все лады ?

Практически: если я хочу сыграть небольшое и самое простое соло, но применить в нем все эти лады в учебных целях, что за прогрессию мне выбрать? И возможно ли это?

Какие простые примеры таких прогрессий можно взять в оборот?

Тот же вопрос можно задать и касаемо гармонических и мелодических мажора и минора.

Картинка взята из неожиданно хорошего самоучителя Джона Бака. Там автор говорит об аккордах идеально подходящих для такого-то лада.

Две другие картинки взяты из Рикки Руксби, Как писать песни под гитару.

Если же таких прогрессий не существует, и на каждый лад нужно брать либо другие последовательности, либо что-то надстраивать, то каковы эти последовательности в самом схематичном виде, и каков базовый принцип их построения?
« Последнее редактирование: Февраля 26, 2013, 10:47:05 от vs_difer »

Оффлайн ezplayer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • учись тяжело, играй легко
Цитировать
можно ли весь спектр этих ладов сыграть на какую-то одну НЕИЗМЕННУЮ аккордовую прогрессию?
II-V7 но красок ладов кроме дорийского не услышишь. На другие же прогрессии нужно избирательно играть, то есть как проходящие ноты пройдут все, но останавливаться не на всех будет хорошо.

... и добавил:

чтобы лучше услышать краску лада, нужно сыграть его на соответствующий этому ладу аккорд и желательно не в связке с другими аккордами, потому что к примеру на такую гармонию C-Am-Dm-G если играть Ре дорийский или Ми Фригийский и т.д. то все равно будешь слышать До мажор.

... и добавил:

вот! сделал джем трек в До мажоре, каждые 4 такта там меняется гармония, так что можно услышать краски ладов даже не меняя позицию)

... и добавил:

|C|Em F:|| До ионийский
|Dm|C G:|| Ре дорийский
|Em|F Dm:|| Ми фригийский
|F|G Em:|| Фа лидийский
|G|Dm F:|| Соль миксолидийский
|Am|Dm Em:|| Ля эолийский

[Вложение удалено администратором в связи с изменением политики хранения файлов на форуме. Приносим свои извинения.]
« Последнее редактирование: Февраля 26, 2013, 18:05:28 от ezplayer »

Оффлайн stirlitz

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 230
  • i'm running free
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=875429 вот по поводу обыгрывания ладов все хорошо обясняеться

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Только хотел сказать про это видео :) Но опять же - до тех пор, пока не научитесь слышать краски каждого лада, будет получаться один мажор и минор, на любую прогрессию. Как только услышите разницу - вопрос отпадет сам собой.

Оффлайн ezplayer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • учись тяжело, играй легко
Мне любопытно теоретически, можно ли весь спектр этих ладов сыграть на какую-то одну НЕИЗМЕННУЮ аккордовую прогрессию - с целью просто научиться слышать между ними разницу, бегло переходить от одних гамм к другим?... или аккорды тоже будут претерпевать изменения сообразно выбранному ладу?...
Иначе: можно ли записать в виде лупа такие-то и такие-то аккорды и спокойно, прямо на них сыграть эти гаммы?
сыграть то можно все! но как звучать будет???!!!!  :crazy:
самый универсальный в этом смысле аккорд x7 - доминант септаккорд.

Например на G7 можно играть: G mixolydian, G mixolydian b9b13(C harmonic minor), G mixolydian b13 (C melodic minor), G Lydian b7, G altered, G half-whole tone scale,
G Pentatonic Major
xm7 - эолийский, дорийский, фригийский, минорная пентатоника
xmMaj7 - гармонический и мелодический минор
xm6 - дорийский, мелодический минор, минорная пентатоника
xMaj7 - ионийский, лидийский, мажорная пентатоника
xm7b5 - локрийский и локрийский nat2
xdim7 - whole-half tone scale

Выбор лада, которым будет обыгрываться аккорд, зависит от конкретной гармонической прогрессии.
 

« Последнее редактирование: Февраля 26, 2013, 20:16:17 от ezplayer »

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Благодарю всех отписавшихся. В целом становится яснее.

... и добавил:

ezplayer, Как всегда плюсище :)
« Последнее редактирование: Февраля 26, 2013, 20:20:00 от vs_difer »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Я правильно понял, что  Вам хочется получше прочувствовать разницу между ладами, настроение? Если да, то попробуйте так: если есть синтезатор, играем на пэдовом звуке, если нет - зацикливаем гитарный аккорд. И играем гамму на один аккорд. Для начала каждую на один аккорд, прогрессии только запутают. Для лидийского неплохо играть Хadd9#11, X6\9#11 или проще - для Ре-лидийского играем E/D (ми мажор, в басу ре). Для дорийского можно играть весь дорийский вертикально :) но лучше Xm11, Xm6, Xm7. Для миксолидийского я предпочитаю брать не Х7, так как он для меня более пряный и блюзовый, а Xsus. Его много еще как обозначают, но проще всего так G/A для ля-миксолидийского. Этот аккорд более "легкий", на него тоже отлично ложится миксолидийский.
А еще советую найти книжечку F. Gamabale - Improvization made easier. Там хорошие минусовки, и в конце небольшая песенка, в которой каждый аккорд обыгрывается своим ладом. То, что и заказывали :)

... и добавил:

Ах да! А еще старайтесь не только играть на гитаре под эти аккорды, но и петь! Обязательно! Петь, мычать, свистеть, что угодно. Но только так получится очень крепко связать уши и руки с мозгом. Намного быстрее прогресс пойдет.
« Последнее редактирование: Февраля 26, 2013, 21:06:36 от rocknrollplayer »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
vs_difer, Сатриани предлагает учить лады через "pedal point" - органный пункт.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Цитировать
вот! сделал джем трек в До мажоре, каждые 4 такта там меняется гармония, так что можно услышать краски ладов даже не меняя позицию)
ezplayer,  гармонния меняется, но это все До мажор-Ля минор - модуляции не происходит.
Надо было либо перед каждой новой тоникой сыграть субдоминанту-доминанту (или такой аккорд S/D, типа , F/G), либо все обороты сделать относительно одной тоники.
Здесь есть готовые джем треки под всякие лады во всех тональностях.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Февраля 26, 2013, 21:53:00 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Но опять же - до тех пор, пока не научитесь слышать краски каждого лада, будет получаться один мажор и минор, на любую прогрессию.
А как научиться "слышать краски"? Игра разных гамм на один аккорд не помогает - это воспринимется как что-то вычурное и надуманное, которое немедленно хочется "исправить" - в результате чего немедленно выходим на "мажор и минор", и приехали.

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
У меня такая ситуация: где-то год назад я вообще не мог ничего импровизировать, я наигрывал какие-то аккорды и потом пытался играть ноты из гаммы тональности. То есть на Am Dm Em - я играл либо натуральный ля минор, либо пентатонику. Потом я стал пробовать уходить в другие ключи, в ре минор, ми минор соответственно... и так далее.

Итого: выучив какие-то базовые основы гармонии, удалось играть достаточно примитивные соло. Теперь я пытаюсь с одной стороны улучшить навык построения фраз, а с другой стороны: научиться на звучащие аккорды играть некоторое количество допустимых ладов ТАК, что бы создавался интересный звук, отличимый на слух.

Еще меня порой удивляет, как просто и красиво можно играть, используя минимум нот и ладов. Отсюда вопрос про смены аккордов.

Где-то на интуитивном уровне, я подозреваю, что опытный музыкант или музыкант с дипломом (не знаю) должен на уровне слуха знать и слышать данную гармонию и как бы двигаться вместе с ней по нотам гаммы.

Самый примитивный способ для меня был играть приму звучащего аккорда и терцию или секунду от нее. Метод работает, но неинтересно.

В целом, я тут создал несколько аналогичных тем...

Что бы не быть голословным: (здесь играю просто как слышу, в до мажоре, понимания 0, просто интуитивно) weekend night
little night jam




Очень в этом смысле помогли тематические школы Lick Library .

... и добавил:

rocknrollplayer, Да, правильно поняли :)

... и добавил:

MrLf, eye, спасибо, плюсище! Как всегда.

Здесь еще есть вопрос. Не кидайте камни за сугубый теоретизм.
Вообще каков он, музыкальный мозг опытного исполнителя?
Вот он слышит: начал играть минус. Что происходит в его сознании?.. К чему он обращается в памяти?... К гаммам, боксам?
Мне это чертовски любопытно.
« Последнее редактирование: Февраля 26, 2013, 22:24:21 от vs_difer »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
MrLf, а как научиться отличать мажор от минора? Игра мажорной гаммы и минорной гаммы воспринимется как что-то вычурное и надуманное, которое немедленно хочется "исправить" - бросить музыку и пойти играть в футбол.
Вы слышите разницу между Лидийским и Фригийским? Ощущаете настроение, чувствуете ли эмоции, которые вызывает тот или иной лад?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
rocknrollplayer, как быть, когда играя Ля дорийский на фоне аккорда Am, отчётливо слышишь тонику Ми?
« Последнее редактирование: Февраля 26, 2013, 22:50:57 от MrLf »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
MrLf, Вот поэтому стоит играть на фоне более ярких и характерных аккордов. Am сам по себе никакой... Я бы взял для начала Am6, Am7/6 (или даже Am13, куда можно влепить все семь нот, но это перебор). Я прикрепил файл - там в основном Ам6 и Ам7. Разве там слышно тонику ми?
Опять же - стоит на время забыть о тониках, доминантах и прочем. Нужно просто послушать звучание ладов. Для начала чужую музыку - Вая, Сатриани, Фрэнка Заппу. И прочувствовать тот или иной лад, придумать свои ассоциации... А потом пытаться перенести на инструмент: сначала гаммы, потом секвенции, потом свои мотивчики придумывать, и т.д.  И придумывая их, не думать о тониках, а пытаться передать что-то, какую-то мысль или настроение.
« Последнее редактирование: Февраля 27, 2013, 00:16:18 от rocknrollplayer »

Оффлайн Mjollnir

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3536
  • Молот Тора
подпишусь

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Надо давно уже сделать подшивки тем по сабжу и всему связанному с импровизацией. Я по соседству нашел массу тем, где благоуважаемый модератор много полезного объясняет :)