Автор Тема: Сольфеджио. Стоит ли оно того? Подскажите какой дисциплиной заниматься  (Прочитано 7083 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nickolay Shatskiy Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 56
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Как я вижу, той топик вызвал целую дискуссию :). И да, я не тролль. Мне действительно интересно знать, с чего лучше начать продвигаться в музыке. Как я понял, занятия у препода по сольфеджио будут совсем не лишними. Сейчас я примерно накидал себе план на ближайшее будущее и он как то так выглядит. Найти препода по сольфеджио и параллельно дальше осваивать самостоятельно основы теории( скачал учебник Попова про аппликатурное мышление). Как раз нашел аранжировку фингерстайл мой рок-н-ролл, там как раз аккорды обыгрываются параллельно с мелодией. Думаю разобрать отдельно на фразы и разбираться, почему например во время игры Ам мелодия играется именно на этих нотах, а не на других, наверно тоже будет полезно.
P.s у матери знакомая есть с муз образованием, сейчас вроде увитель музыки, посоветовала какой то самоучитель, называется вроде как "в Мире ритма" или как то так. Сказала полезная книга, но ее почемк то нигде в интернете нет. Может кто знает такую? Автора там, или где достать?
« Последнее редактирование: Февраля 23, 2016, 22:49:34 от Nickolay Shatskiy »

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Я не заметил, чтобы кто-то здесь сводил сольфеджио к сольмизации. Больной вопрос для форума — пресловутый съём, который похож на диктант, а не сольмизацию.
На практике начинающие даже не всегда понимают,что они слышат,правильны ли слуховые ощущения,в отношении звуковысотности,например. :) Тем паче,чтобы процесс "съёма" был "похож на диктант",надобно всё же иметь уровень ,когда учень  осмысленно оперирует  на уровне мотивов и фраз,а не просто мыслит "ступенями".. ???
  Я же вообще имею ввиду,что сольфеджио-это и гармонический анализ(слышание гармонических оборотов по "окраске" ,например) и интонирование,и взаимосвязь звуковысотности и ритма( я не о "таймингах" 8)) и хотя бы простейшие основы полифоничес кого мышления(хотя бы двухголосия) и много еще всего,а не только лишь развитие  основы мелодического начала.Что безусловно-важно и на чем соб-но определяется "сольфеджио" как стереотип.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Мне действительно интересно знать, с чего лучше начать продвигаться в музыке. Как я понял, занятия у препода по сольфеджио будут совсем не лишними....
Совершенно верно!!! Занимайтесь только, пожалуйста! :)

... и добавил:

И да, я не тролль...
:D :D :D
...Больной вопрос для форума — пресловутый съём, который похож на диктант, а не сольмизацию.


Здесь вроде не было вопросов по болезни форума!  :) Это скорее в "зеркале этой темы" на "guitar talk". :)
« Последнее редактирование: Февраля 23, 2016, 23:47:33 от Алиса84 »

Оффлайн yankeedudlizz

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1175
  • Репутация: +73/-65
музыкантом музыканта делает слух, а не инструмент, так что сольфеджио и гармония - главнейшие предметы. к сожалению это нельзя осознать (сужу по своему опыту) пока не позанимаешься ими какое-то продолжительное время из-под палки или на морально-волевых.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
MrLf, Для начала не плохо бы многим узнать чем отличается сольфеджио от сольмизации )) Сольфеджио  - это дисциплина которая включает в себя  анализ, сольмизацию , диктант. А сольмизация - это всего лишь пропевание нотного текста в устоявшейся слоговой системе (До, Ре и т.д.) и входит в сольфеджио, как составляющая. Кстати тоже зародилось как мнемоническая хитрость для облегчения освоения музыкального материала. Хотя часто слово сольмизация используют , как синоним сольфеджио.

Конкретный навык - это адекватная интерпретация услышанного музыкального материала. Если звучит пассаж До-Соль-Ля то и нотами мы за пишем До-Соль -Ля или сыграем До-Соль -Ля. Если угодно - то это безошибочный и безболезненный съем. Без мазохистских поисков следующей ноты по всему грифу. Это конкретный навык который облегчит жизнь многим самоучкам.

Вообще это парадокс какой-то  - весь форум забит вопросами, как научиться импровизировать и  при этом , я уверен большинство вопрошающих не смогут сходу сыграть даже простенькой мелодии вроде "От улыбки" Шаинского.

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +946/-27
  • я только учусь
Сольфеджио - это еще и гармонический анализ? Вы с дуба рухнули что-ли?  ???

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
Small music tower, Цитату, плиз.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Конкретный навык - это адекватная интерпретация услышанного музыкального материала. Если звучит пассаж До-Соль-Ля то и нотами мы за пишем До-Соль -Ля или сыграем До-Соль -Ля. Если угодно - то это безошибочный и безболезненный съем. Без мазохистских поисков следующей ноты по всему грифу. Это конкретный навык который облегчит жизнь многим самоучкам.
Выходит, конкретный необходимый навык — это мгновенный съём услышанного? Ну, или не мгновенный, а быстрый и безошибочный? А много ли людей обладают таким навыком? А если подойти к вопросу формально, то безошибочный съём в большинстве случаев вообще невозможен. Собственно, нотная грамота исторически возникла из необходимости исполнять музыку точно, разве нет?

Вообще это парадокс какой-то  - весь форум забит вопросами, как научиться импровизировать и  при этом , я уверен большинство вопрошающих не смогут сходу сыграть даже простенькой мелодии вроде "От улыбки" Шаинского.
Если человек может сходу сыграть "От улыбки" Шаинского от любой ноты на грифе, интуитивно, не задумываясь вообще — это уже готовый импровизатор, наверное. Для этого надо безошибочно слышать весь гриф. Опять-таки, много ли таких людей?
« Последнее редактирование: Февраля 24, 2016, 10:03:22 от MrLf »

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +946/-27
  • я только учусь
  Я же вообще имею ввиду,что сольфеджио-это и гармонический анализ

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • Репутация: +34/-5
MrLf, Возможен, просто степень свободы разная. Проще проверить чем дискутировать. Для этого ВСЕГО ЛИШЬ нужны навыки и все. Например тут дискутируют как же выучить интервалы и слышать их?

Рецепт: играть (и по возможности петь) терциями, квартами, квинтами , секстами и т.д. пассажи от каждой ступени - До-Ми; Ре-Фа; Ми-Соль и т.д. Через месяц все это в голове осядет и в любой мелодии можно будет расслышать эти интервалы. Естественно, что если голова не контролирует игру, если все идет через "нехочу", если идет формальное повторение ради "двухтысячповторений" то результата не будет.

... и добавил:

Small music tower, Вырвано из контекста. Может человек и выразился не совсем корректно, но сольфеджио формирует навык слышания устоев, без которого гармоническое мышление невозможно. Между прочим с первых же упражнений в сольфеджио пропевается трезвучие До-Ми-Соль  и опеваются устойчивые ноты.
« Последнее редактирование: Февраля 24, 2016, 10:31:50 от Powerhand »

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Сольфеджио - это еще и гармонический анализ? Вы с дуба рухнули что-ли?  ???
Да,безусловно.Слуховой гармонический анализ,на уровне слышания "по окраске"-как минимум.На что,собственно у меня в тексте и было указано.
 Например,услышать след. последовательность (без точного определения начальной звуковысотности даже)
     
« Последнее редактирование: Февраля 24, 2016, 11:26:19 от pioneer »

Оффлайн СуперГерман

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 892
  • Репутация: +429/-39
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Сольфеджио как учебная дисциплина на практике охватывает по большому счёту всё то, что изучается в теоретических дисциплинах - "теория музыки" и "гармония", только с обязательным вокальным интонированием. Интуитивная запись одноголосной мелодии, пропевание интервалов и построение трезвучий есть всего лишь начальный этап изучения предмета, призванный сформировать элементарные навыки владения нотной грамотой. Это по типу того, что происходит в первые пару лет обучения правописанию в школе. Ну а до гармонического сольфеджио, в котором важно слышать, анализировать, воспроизводить и интонировать, доходят далеко не все. Однако, отчаиваться не стоит, как и не нужно искать панацею в любительских попытках освоить предмет из сферы музыкального образования задним числом. Напрасно полагать, что знание неких прописных истин вдруг откроет Вам глаза и даст свободу. Скорее наоборот - обнажит Ваше полное невежество. Так что, если Вы не сумасшедший фанатик, решившийся отдать себя целиком в угоду академическим знаниям, то лучше попробуйте активизировать в себе иные психо-эмоциональные и интеллектуальные ресурсы. Встречаются ведь самородки, которые даже названий нот не знают. Тому же Мальмстину образование не навредило бы, но до всех закономерностей эксплуатируемого стиля он дошёл самостоятельно, перенимая опыт из слушаемой им музыки.   

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Сольфеджио - это еще и гармонический анализ? Вы с дуба рухнули что-ли?  ???
Имелся ввиду слуховой анализ.

Для тех, кто интересуется проблемой сольфеджио - очень хорошая книга Б.И.Уткина "ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СЛУХА МУЗЫКАНТА В УЧИЛИЩЕ".
Выдержка оттуда, которая отвечает на некоторые вопросы возникающие по ходу обсуждения:

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Из приведенной выше цитаты, думаю, отчасти понятно, почему оказывается довольно сложно ответить однозначно на вопрос ТС. 
« Последнее редактирование: Февраля 24, 2016, 14:52:37 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
...не нужно искать панацею в любительских попытках освоить предмет из сферы музыкального образования задним числом. Напрасно полагать, что знание неких прописных истин вдруг откроет Вам глаза и даст свободу. Скорее наоборот - обнажит Ваше полное невежество. Так что, если Вы не сумасшедший фанатик, решившийся отдать себя целиком в угоду академическим знаниям, то лучше попробуйте активизировать в себе иные психо-эмоциональные и интеллектуальные ресурсы. Встречаются ведь самородки, которые даже названий нот не знают. Тому же Мальмстину образование не навредило бы, но до всех закономерностей эксплуатируемого стиля он дошёл самостоятельно, перенимая опыт из слушаемой им музыки.   
То есть ты советуешь великовозрастным любителям гитары вообще забить на сольфеджио? :)

... и добавил:

Сольфеджийные навыки часто воспитываются в условиях, отличающихся от тех, с которыми учащиеся имеют дело в классах по специальности (а в дальнейшем — на работе). Отсутствие тембров, ансамблевого звучания, нетемперированных инструментов часто превращают сольфеджио в «искусство для искусства».
Очень хорошая формулировка, имхо.
Что называется, я так всё и слышал, но пропеть не смог :crazy:
« Последнее редактирование: Февраля 24, 2016, 16:06:15 от MrLf »

Оффлайн СуперГерман

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 892
  • Репутация: +429/-39
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Вовсе нет! Я всего лишь обращаю внимание на проблему создавания наивных иллюзий у гитаристов желающих повысить свой исполнительский уровень. Если здесь есть кто-то из "великовозрастных" гитаристов, кто сумел добиться поставленной цели путём частных занятий по сольфеджио, любопытно прочесть - каких именно, и что они практически смогли ему дать.

Ну а то, что настоящие навыки приобретаются зачастую не в стенах учебных заведений, а непосредственно на практике, то никакого здесь открытия нет - это относится к любой сфере деятельности.
« Последнее редактирование: Февраля 24, 2016, 17:55:37 от СуперГерман »