На мой взгляд, заниматься с инструментом без метронома все равно, что пытаться научиться петь, исполняя свои партии самостоятельно. Потом, играя с коллективом, проблемы будут неизбежны.
Если здесь превалирует мнение, что метроном не нужен, тогда неудивительно, что мы имеем так мало хороших музыкантов.
На основе своего опыта сделал следующие выводы:
Занимаясь с метрономом (тут важно понимать, что метроном используется не для контроля темпа, а для контроля ритма), начал острее чувствовать ритмические неточности. Соответственно стараюсь их исправить, играя ровнее. Записывая различных музыкантов увидел одну закономерность: для кача необходима не столько механическая ритмическая точность, сколько сохранение микронеточностей на протяжении всей композиции. Т. е. если человек играет чуть вперед, то он играет так постоянно в каждом такте и это звучит зер гуд. Если же человек в одном месте играет вперед, в другом назад и т. д., то такая запись начинает вызывать раздражение. Отсюда еще один вывод: научившись играть ровно, можно (а наверно и нужно) поэкспериментировать с отклонениями, делая это осознанно.
Можно сказать, что большинство потенциальных слушателей не будут рационализировать эту составляющую вашей игры. Но я уверен, что на субъективном уровне они предпочтут тех, кто играет ровнее (в хорошем смысле этого слова).