Кстати, немного не в тему дискуссии, но попутно о том, что не освещается вроде в наших учебниках:
"Метрическая структура включает метр, темп и все ритмические аспекты, которые производят временнУю закономерность или структуру, против которых проецируются детали переднего плана или ритмические единицы или ритмические фигуры любой части музыкальной композиции.
Можно выделить следующие метрические уровни: уровень биений (долей) - это метрический уровень, на котором импульсы слышны как основная единица времени пьесы.
А также более быстрые уровни - это уровни мелкого деления и более медленные уровни - несколько уровней более продолжительных длительностей.
Ритмическая единица - это временная модель, которая занимает период времени, эквивалентный импульсу или импульсам на базовом метрическом уровне."
Вообще, тема ритма в английской Вики раскрыта более полно, но для меня проблема сделать правильный перевод некоторых терминов. Похоже в русском музыкознании просто нет некоторых понятий (
Один вопрос для меня остается открытым. Как в понятие метра вписывается в переменный размер. Особенно в нециклическом его виде, когда каждый такт в своем размере, то есть метр постоянно меняется.
Насколько я понимаю, вся эта нециклическая переменность и вытекает из-за отсутствия метра. Просто композитор или транскрайбер пытается записать ритм стандартными средствами - нотная запись просто подгоняется под обычные средства фиксации, чтобы исполнитель не запутался и справился с прочтением непривычного текста.
Ну, или надо говорить о переменном нециклическом метре - но какой в нем смысл, если никто не может его представить. Ведь метр - это категория внутреннего ощущения, возникающего на основе восприятия повторяющихся акцентов и апперцепции.
Говорить о метре в аметрической музыке - это как говорить о тональности в атональной музыке. В некоторых случаях можно попытаться доказать, что там есть тоника ("я так слышу").