Деконструкция ДМК 13.
Тезисы:
Косовский получает новые "диатоники" (модальности-звукоряды, включающие меньше 12 ступеней) заменой "чёрными ступенями" "белых" или добавлением их. В частности, обозначенных им как M = #1/b2, U = #2/b3, H = #5/b6 и даёт расшифровку:
H – гармоническая
M – мелодическая
U – полуувеличенная
Полученные им таким образом "альтерированные диатоники" (модальности-звукоряды):
H' = 1 2 3 4 #5 6 7 H" = 1 2 3 4 5 b6 7 H = 1 2 3 4 5 #5/b6 7
Цитата:
два первых варианта со строгой альтерацией, когда альтерированная ступень вводится вместо основной (#5 вместо 5, b6 вместо 6). Третий вариант – свободный, когда альтерированная ступень вводится как восьмая ступень дополнительно к семи основным.
Конец цитаты.
Подобным образом получается звукоряд U:
U = 1 2 #2/b3 3 4 5 6 7
Звукоряд М имеет особенность:
M = 1 #1/b2 2 3 4 5 6 7
M' = #1 2 3 4 5 6 7, т.е. первая нота полученного звукоряда альтерированная относительно ноты, дающей название звукоряду.
Пример: M’(С) = C# D E F G A B
Для "аккордовой формы" записи такой звукоряд Косовский называет "мнимым".
Также символы M, U, H Косовский называет "экспонентами" (показателями) "альтерированных диатоник". Они будут применяться в дальнейшем для записи изменений звукоряда относительно "натуральной диатоники" (звукоряда натурального мажора). N также является показателем нулевой "альтерации", поэтому может пропускаться.
Критика:
Очевидно, названия этих "чёрных ступеней" были получены Косовским на основе альтерированных звукорядов традиционной теории, в которых эти ступени являются характерными. Для сравнения: H" = 1 2 3 4 5 b6 7 - это звукоряд гармонического мажора, давший название ступени Косовского. H' = 1 2 3 4 #5 6 7 - гармонический минор, читаемый "по мажору", с третьей ступени. M и U, видимо, тоже имеют некие звукоряды в качестве источника названия.
Может ввести в заблуждение обозначение звукоряда M', не содержащего ноты, от которой номинально строится.
"Экспоненты", они же показатели - взятый Косовским из математики термин, в частности аналогичный по записи показателю степенной функции, как будет видно в дальнейшем. Для более простого понимания стоит использовать слово "показатель".
eye, критика, потому что разбор по сути и комментарии. Дмитрий Малолетов написал, что теория произвела на него впечатление "высшей математики". На мой взгляд, это следствие только непривычной терминологии, описывающей привычные явления, причём не настолько тонкие. Косовский написал, что его терминология может быть понята даже "восьмиклассником". Ну и собственно, традиционная теория в совокупности настолько обширна и многообразна, что заманчиво присоединить к ней маленький аспект, который может тут обнаружиться. Или не обнаружиться.
... и добавил:И пассаж Косовского про дураков, это как-то тоже.