Деконструкция ДМК 31.
Тезисы:
"Модальностью реальной системы" Косовский называет "номинал", присвоенный "реальной системе".
Цитаты:
При этом, собственной модальностью мы называем такую модальность, в MS формуле которой у нее звуки несобственных ступеней (+1/#4 и/или -1/b7) либо отсутствуют вообще, либо они гармонически не активны (пассивны).
Пассивными (гармонически неактивными) звуками для данной реальной системы мы называем звуки, присутствующие в ней в такой аранжировке, что их влиянием на гармонию (в пределах определенно допустимой абсолютизации) можно пренебречь.
Тональная музыка в своей основе имеет дело почти исключительно с диатоническими структурами различного порядка сложности, которые поэтому могут быть адекватно отображены в форматах модальной системы.
Это положение является основным постулатом ДМК.
...в ДМК музыкальное произведение все целиком или какой-либо его частью (фрагментом-фигурой) представляется в виде формулы в аккордовом формате модальной или метамодальной системы. По таким формулам производится анализ гармонии музыкальных произведений, выявляются общие свойства и закономерности их гармонических структур, устанавливаются правила.
Критика:
Пытаясь избежать понятий традиционной теории, описывающих слуховое восприятие музыки, как тяготения, например, Косовский придумывает некую замену в виде "активности" и "пассивности" звуков в аранжировке, которые устанавливаются, видимо, по некоему произволу, в очередной раз показывая сомнительность его системы как строгого языка описаний.
Этой же логике следует сопоставление "реальным системам" "номиналов", для чего Косовский использует произвольно определяемую им "адекватность". И проводит анализ гармонии "адекватных" "номиналов".
... и добавил:Деконструкция ДМК 32.
Тезисы:
Цитаты:
Диатонические тональные структуры отличаются от диатонических модальных структур тем, что у них для каждой вертикальной гармонии (созвучия), как и для каждой горизонтальной гармонии (прогрессии) может быть выбрана тоника.
Тоникой данной реальной системы мы называем звук (питч), который может быть целесообразно выбран как главный ориентир для идентификации ее гармонии, и обладающий такими свойствами, которые позволяют ему адекватно представлять данную систему в ее внутренних и внешних высотных связях.
Мы будем различать тоники двух типов:
1. Тоники вертикальные – тоники для вертикальных гармоний (созвучий).
2. Тоники горизонтальные – тоники для горизонтальных гармоний (прогрессий).
В соответствии с этим мы называем:
1) Тоникальностью
a) Свойство звука быть вертикальной тоникой.
b) Свойство вертикальной гармонии иметь тонику.
c) Систему высотных отношений звуков к вертикальной тонике.
2) Тональностью
a) Свойство звука или основанного на нем созвучия быть горизонтальной тоникой.
b) Свойство горизонтальной гармонии иметь тонику.
c) Систему высотных отношений звуков и созвучий к горизонтальной тонике.
Тоникальность является системой прямого высотного подчинения звуков тонике, то есть – прямой зависимости нашего восприятия высоты звуков от высоты (питча) тоники как от некоторой базы.
Тональность как система исторически происходит от чистой диатонической модальности посредством выделения в ней одной из ступеней как главной в определенном ее функциональном предназначении (итог, завершение, база, точка отсчета). Связующим фактором объединения звуков в такую горизонтальную систему является не тоника, а сама модальность как каркас, как стабилизирующая интервальная структура, основанная на природном феномене натуральной диатоники.
Интервальную систему (IS), установленную на образце, мы называем тоникальной (тоникальностью) в том случае, если ее прима может служить в такой системе тоникой.
Модальную систему(MS), установленную на образце, мы называем тональной (тональностью), если какая-либо одна из ее ступеней будет обладать способностью служить в ней тоникой.
В силу самих законов акустики в интервальной системе, устанавливаемой на вертикальной гармонии конкретного образца, в качестве адекватной тоники наибольшую вероятность будет иметь такой звук, для которого в структуре образца будет находиться наибольшее количество подтверждающих его прямых обертонов.
Практика (тональной музыки) показывает, что в собственной модальной системе, установленной на горизонтальной гармонии образца, в качестве адекватной тоники оказываются 1-я ступень (аккорд I, мажор) или 6-я ступень (аккорд VI, минор).
Такой случай, когда тональны 1-я или 6-я модальные ступени, мы рассматриваем как основной.
Критика:
Из определений Косовского следует, что "тоникальность" - подчинение звуков тонике в аккорде, как единовременно звучании и как элементе аккордовой прогрессии.
Тональность по Косовскому соответствует обобщённому определению лада в русскоязычном традиционном музыковедении, и mode, modus, модус, мода - в западном (в частности, англоязычном). Что отличается от традиционной тональности, как системы функциональных отношений.
Таким образом, тональная музыка по Косовскому оказывается традиционной ладой музыкой, включающей традиционную тональную, как ладовую, в которой присутствуют функциональные отношения.
Заявление об адекватности тоники на 1-й и 6-й ступени мажорного звукоряда является просто частным выводом из традиционного европейского представления о классификации музыки. В настоящее время в традиционной теории существует существенное расширение этого представления.
... и добавил: волюнтаризм чистой воды.
А я давно написал