Деконструкция ДМК 38.
Тезисы:
Цитаты:
Модуляцией называется процесс последовательных изменений звуковысотной структуры, в результате которого происходит смена горизонтальной тоники. У этого процесса есть свое начало ... и конец, который может быть одновременно и началом нового процесса, приводящего к новой тонике или к возвращению первоначальной. Именно в такие моменты – начала и конца этого процесса происходит смена тональности, осуществляется переход из одной тональности в другую. Момент, разделяющий две смежные тональности, мы называем тональной цезурой.
Учитывая также поставленное нами условие о том, что в модальной системе тоникой должна быть 1-я или 6-я ступень (звук или аккорд), можно сказать, что вместе со всякой сменой тоники должна происходить и смена модальности (за исключением внутримодальной смены мажора и минора). А это значит, всякую смену модальности мы должны (по определению!) считать модуляцией.
Мы не связываем понятие модуляция ни с ее расположением в музыкальной форме, ни с его временной протяженностью, ни со степенью завершенности самого процесса. Реальное присутствие аккорда тоники при модуляции также не обязательно (в модальной системе аккордов могут отсутствовать аккорды как I, так VI).
Модуляции начинается там, где звуки и созвучия начинают функционировать – проявлять себя – в ступенях новой модальности. В формулах такие моменты отмечаются скобками, которые, таким образом, и являются обозначением тональных (то же, что и модальных!) цезур.
Но что означает само то, что можно назвать «функционированием» звука или аккорда? И как это связано с нашим восприятием? Исходя из определения функции, функционирование звука или аккорда следует понимать как проявление их свойств по отношению к горизонтальной тонике. В нашем восприятии это будет – ожидание появления тоники в такой связи (или, как это еще называют – тяготением в эту тонику). И здесь не может быть совершенной определенности и однозначности, поскольку все зависит от того, насколько нам знакомы и привычны связи данного звука или аккорда с возможными тониками. И в этом качестве звуки и аккорды, вступая в связи с различными тониками, многовалентны. Поэтому их функции точнее всего определяется лишь ретроспективно (от места остановки, как бы оглядываясь на пройденный путь).
Цезура (начало модуляции или выход из нее) может быть четко определенной, когда следующий после нее аккорд функционально более приемлем в новой модальности, чем в старой. В следующем примере – формула фрагмента «У ручья» Ф.Шуберта:
(Необходимое замечание от автора "Деконструкции": % означает о с перечёркиванием, знак @ будет означать использование верхнего регистра Косовским, замена в угоду простоты набора текста, в дальнейшем об этом по возможности будет напоминаться.)
T D T D T S D T D
VI III@H VI III@H @+5(VI/5 II III@H VI ) III@H VI/5 III@H
Am /C E7 Am /C E7 G#m/D# C#m G#m /D# D#7 G#m E7 Am/E Esus4 E
Здесь функция аккорда G#m/D# к предыдущей тонике (Am) выражена менее определённо, чем к последующей (G#m). С него начинается модуляция в модальность +5, заканчивающаяся минорной тоникой. Оборот III@H VI/5 III@H – возвращение в исходную модальность (демодуляция). Вхождение модальности +5 представляет такой своеобразный "модем".
Цезура может быть "плавающей", когда она может быть перемещена в ту или иную сторону. В таком случае существует некоторая зона сопряжения двух модальностей, в которую входят аккорды функционально приемлемые как в предыдущей, так и в последующей тональности (модальности).
Например, следующую прогрессию ... можно представить формулами:
T S D T D T
I VI II@+1 V I VI @+1( V I )
C Am7 D7 G G7 C Am7 D7 G
T S D S D T
I VI II@+1 V @+1( IV II V I )
C Am7 D7 G G7 C Am7 D7 G
Оба варианта приемлемы: в первом модуляцию обнаруживает слух, во втором – тональная логика
Ту же самую прогрессию можно представить вообще без модуляций – просто в одной модальности С
T S D T S D
I VI II@+1 V I VI II@+1 V
C Am7 D7 G G7 C Am7 D7 G
Различие функциональных трактовок (представление одних и тех же созвучий различными аккордами) предполагает различие возможных расширений структур созвучий в соответствии с различием их модальных структур.
Так, например: созвучие C как I/R при расширении будет иметь кварту (ундециму) 4 (11), но у него же как IV/R-5 кварта должна быть +4(+11). У созвучия Am как VI/L+5 секста (терцдецима) будет -6 (-13), но у него же как II/L секста будет 6 (13). Созвучие G как V должно быть с малой септимой (7), но оно же как I будет с +7.
Критика:
Учитывая произвольность перенесения аккордов из "модальности" в "модальность", из ключа в ключ по принципам Косовского и возможность включения в "модальность" "несобственных" аккордов, само определение смены модальности является произвольностью или обосновывается сменой тональности в том смысле, как она понимается в традиционной теории. Это же замечает и сам Косовский - смена "модальности" вторична с смене тональности, в свою очередь не вытекающая прямо из аккордовой прогрессии. В этом смысле Косовский следует традиционной теории, допуская множество функциональных трактовок одной прогрессии. Расширения и надстройки для аккордов в зависимости от трактовок также могут быть различны в традиционной теории.
Доминант аккорд на II ступени является известным приёмом в традиционной теории под название двойная доминанта и является частным случаем вторичных доминант. Его применение часто трактуется не как выход из тональности.