натурально-ладовая - гораздо больше подходит ко всему, о чем вы говорите
Olog, раз уж Вы приняли термин "натурально-ладовая", попробую показать, почему я считаю, что "натурально-ладовая" гармония это суть "модальная" (хотя, разумеется, не всякая модальная является натурально-ладовой))
Начну с цитирования авторитетов. )) Сначала опять цитата из Холопова.
Поясню, если кому лень читать все: если не вдаваться в детали текста, то можно видеть, что вопреки замечаниям Olog, рядом оказались _Модальная гармония-Натуральные лады и Шопен_
Так же у Холопова говорится о модальности в творчестве русских композиторов XIX века, в то время как Тюлин говорит о натурально-ладовой гармонии у них же, а в Бригадном учебнике это называется просто "Дитоничесие лады в русской музыке" (лады, плагальные обороты, терцовые и секундовые соотношения, переменность, "мягкая" функциональность, мелодические связи - все это более характерно для ладовой гармонии в отличие от обычной функциональной). Поэтому, сопоставив, можно сделать вывод, что там, где Тюлин говорит "натурально-ладовая", Холопов использует термин "модальная", только его термин охватывает более широкий круг явлений, выходит за рамки только диатонических ладов ("всякая селедка - рыба, но не всякая рыба - селедка").
========================================
"
Модальная гармония 1 Натуральные ладыОдна из сторон этого нового многообразия - возникновение и быстрое укрепление
модальности как нового принципа гармонии, который может считаться соперничающим с казалось бы абсолютным
принципом тональности. Модальность характеризуется опорой на определенный ладовый звукоряд, тональность - тяготением к определенному основному тону. Наиболее естественный материал модальности - одноголосная мелодия; соответственно тональности - аккорд. Тональность и модальность некоррелятивны друг другу: опора на определенный звукоряд и тяготение к одному центру не исключают одно другое.
Поэтому тональность и модальность могут смешиваться друг с другом в любых пропорциях. В частности модальная гармония как аккордовая структура содержит в себе объединение моментов и собственно модальных (определенные ладовые звукоряды) и тональных (тональное единство и тональная функциональность аккордов в их последовании).
Чистый вид модальности представлен в древних монодических культурах - античных ладах, грегорианских, в мелодиях знаменного распева, в мелодиях Востока. Модальная гармония европейского средневековья и Возрождения опирается на звукоряды грегорианских ладов. Тональная гармония укрепляется сперва на каденционных участках модального многоголосия эпохи Возрождения, а далее вытесняет модальную. Господство тональной гармонии приходится на XVII - XIX века. В XIX веке в связи с разработкой новых пластов образного содержания (воплощение образов народной жизни, историческая тематика)
вновь возобновляется казалось бы ушедшая в прошлое модальность, постепенно ответвляясь от обычной гармонии (идея модальной гармонии - в Adagio квартета Бетховена ор. 132 a-moll),
сначала в отдельных оборотах, далее в целых пьесах. Особенно интенсивно
проявилась модальность у композиторов восточной и юго-восточной Европы - у
Шопена, русских композиторов XIX века. Постепенно увеличивая свое значение, модальность в XX веке превратилась в силу, равноправную с тональной гармонией.
Соответственно, следует различать два типа ладов: 1. тональные (классический мажор и гармонический минор) и 2. модальные (древние монодические, многообразные натуральные и искусственные лады XIX - XX веков). Модальные лады в свою очередь подразделяются на натуральные (возникшие в монодической музыкальной практике) и искусственные (прежде всего основанные на темперации симметричные лады, см. далее, и всевозможные составные, хроматические и сложные лады музыки XX века). В настоящем разделе рассматриваются натуральные лады..."
==============================конец цитаты
Еще Холопов:
"...Модальность оказалась оттесненной как принцип гармонии. Конечно, модальность продолжала развиваться и обогащаться новыми достижениями тональной гармонии, но в подчинении ей и в ее рамках, а не самостоятельно. Почти трехсотлетний период этого латентного развития сильнейшим образом изменил формы и свойства модальности, и когда она на рубеже эпох всплыла вновь в качестве автономного принципа,
признать ее продолжением модальности Средневековья и Возрождения, конечно, нелегко. Тем не менее, резкое возрастание роли звукоряда в соответствующих техниках музыки XX. века допускает объединить то и другое общим понятием «модальная техника», позволяет, проведя пунктирную линию через период XVII—XIX веков, назвать эту технику XX века модальной. Ввиду указанной огромной разницы между модальной гармонией XV—XVI и XX веков, последнюю точнее следует называть
неомодальной. И когда далее мы будем называть гармонию некоторых сочинений Мессиана, Стравинского, Бартока и других модальной, везде будет подразумеваться неомодальная техника, в отличие от техники эпохи Возрождении.
СИСТЕМАТИКА МОДАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ
Имея в виду
модальность XX века, мы берем всю область гармонии, связанную с особыми звукорядами как основой, и выделяем из нее различные типы как своего рода точки концентрации характерных закономерностей.
Прежде всего это семиступенные натуральные лады, диатоника в собственном смысле слова, и симметричные лады, основанные на равнодолыюм делении октавы.
Эти два тина представляются особенно характеристическими и распространенными.
Следующие два типа по разным причинам представляются имеющими меньшее значение: пентатоника и другие аналогичные малоступенные системы (в том числе трихорды, тетрахорды различных видов); группа м н о г о с т у п е н н ы х ладов, отчасти более близких диатонике, отчасти хроматике,— разного рода комбинированные искусственные, усложненные, также и семиступенные, но не имеющие типичных свойств диатоники.
К модальности как основному принципу примыкают еще два типа систем..." (и так далее).
============================== конец цитаты
Таким образом Мессиан по классификации Холопова - это "неомодальность".
А вот модальность(ладовость) рок-музыки, имеющая свои истоки народной доклассической музыки, а так же в современной народной музыке и блюзе, модальность современных рок, джаз, фьюжн направлений у наших теоретиков не рассматриваются.
Однако принцип модальной гармонии (натурально-ладовой в большинстве случаев) широко используется в роке (здесь общее название всех родственных стилей) и "современном" джазе.
И это для нас здесь более актуально, чем модальность Мессиана или Стравинского...
Впрочем "неомодальность" - это, наверное, любое использование модального принципа в "пост тональный" период развития гармонии.
Для меня (думаю и для многих здесь) в частности важно такой понимание ладовой гармонии:
"Ознакомление с крестьянской музыкой имело для меня исключительно важное значение, ибо помогло мне освободиться из-под единовластия мажоро-минорной системы... Оказалось, что старинные, уже не употреблявшиеся в нашей профессиональной музыке звукоряды не утратили своей жизненности и сделали возможным
новые гармонические эффекты. Таким образом, использование диатонических звукорядов привело в конечном итоге к свободному применению всех двенадцати ступеней гаммы»
Это слова Бартока. Взято, кстати, из главы "Модальность" Гуляницкой - это о чем-нибудь говорит?
Цитата из Тюлина
=============================
Глава 25. НАТУРАЛЬНО-ЛАДОВАЯ ГАРМОНИЯ§ 1. Общая характеристика
К натуральным относятся все лады, построенные на «чистой» (безальтерационной) диатонике, в том числе и ионийский лад. Однако этот лад настолько общеупотребителен в функциональной гармонии мажоро-минорной системы (для которой он послужил основой), что обычно называется просто «мажором» с добавлением «натурального» лишь в отличие от альтерационно измененного (гармонического или мелодического). Остальные же лады заняли по отношению к нему положение как особые натуральные лады.
Эти лады, не вошедшие во всеобщее употребление, называются в теории музыки по-разному: древними, старинными, средневековыми, церковными,
модальными...
Основанную на них гармонию, вносящую свою специфику звучания, мы и называем
натурально-ладовой в отличие от обычной функциональной. Но надо иметь в виду, что она тоже мажорная и минорная, ей тоже свойственна функциональность, хотя часто не столь энергичная. Вместе с тем переменные функции и мелодические связи аккордов иногда приобретают в натурально-ладовой гармонии особое значение.
§ 2. Способы применения натурально-ладовой гармонии
Применяется натурально-ладовая гармония (в русской музыке, у
Шопена, Грига и др.) обычно не в противопоставлении мажоро-минорной функциональной гармонии, не как обособленная от нее вполне самостоятельная система, а в связи с нею, как дополняющая ее область выразительных средств. Употребляется она преимущественно эпизодически, в виде отдельных оборотов или фрагментов произведе¬ний; значительно реже выдерживается во всем произведении (обычно небольшого масштаба). Особое значение эта гармония приобретает в обработках народных песен, основанных на натуральных ладах.
Основные способы применения натурально-ладовой гармонии следующие.
1. Использование отдельных натурально-ладовых оборотов посредством переменных функций, подчиняющихся обычному мажоро-минору, — без внесения специфических альтерационных признаков натуральных ладов. Такие обороты, иногда явно выраженные, в других случаях присутствующие в скрытом виде, образуются при использовании побочных трезвучий и необычных по следований.
2. Включение в мажоро-минор отдельных натурально-ладовых оборотов с характерными для них альтерациями. В данном случае эти обороты выступают уже более определенно.
3. Использование натурально-ладовой гармонии в самостоятельном, обособленном виде — на протяжении всего произведения или его раздела. Здесь специфика ее проявляется в наибольшей степени.
====================
В западной литературе, насколько я знаю, нет термина "натурально-ладовая" гармония. Они подразделяют на два основных принципа - Tonality и Modality.
Собственно, "ладовый" - это синоним "модальный", перевод. Можно было бы написать "натурально-модальная гармония". А "натуральная" - частный случий модальности вообще.
Вот еще цитата из Гуляницкой:
"Как относиться к терминам «модус» и «модальность»? Как они согласуются с ладом, ладовостью, ладовым звукорядом (звукорядом лада)? Эти вопросы не относятся в настоящее время к окончательно решенным. На наш взгляд, модус совпадает с ладом в узком значении слова: абстрактное выражение избранного ассортимента звуков оба они находят в «звукорядной табличке». Модус и модальность, лад и ладовость соотносятся по принципу единичного и общего понятия."
На самом деле, как я уже написал, существует разное понимание терминов модальность, модальная гармония, ладовая гармония и тд. И гитарный форум не место, где решаются поблемы такого уровня. И не нам с Вами их решать. Если мы спустимся с теоретических вершин, не будем цеплятся к терминам, которые, тем более не имеют однозначного толкования, то мы можем просто попытаться понять суть того, что здесь до этого высокомудрого спора обсуждалось.
А обсуждались здесь гармонические обороты, основанные на ладах. Кто-то называет подобные последования модальными, кто-то натурально-ладовыми, кто-то просто скажет "ладовые пироги" и будет прав. К чему "сыр-бор"? Мне кажется, что это пример, когда образование ограничивает - оно необходимо, но его надо "перерасти".
Olog, но можно у Вас попросить разъяснить ваши слова, что Вы имели ввиду:
> "ладовая гармония не обязательно модальная"
Приведите, пожалуйста, пример ладовой, но не модальной гармонии. Конечно смешение может быть очень тонкое, об этом было в выше приведенных цитатах и можно спорить, поэтому лучше, если пример будет однозначный.
Если (натурально-)ладовая гармония не относятся к классической мажоро-минорной функционаной системе, либо к модальной, то к чему она относятся? Каковы принципы ладовой гармонии?
И почему, по Вашему мнению, гармонические последования трезвучий основанные на натуральных ладах не характерны для модальной организации? ("Сведение модальности к трезвучным последования аккордов - это весьма странно и нехарактерно для модальности").
Что такое модальность, что характерно для модальности?
Я думаю, что у нас разное понимание термина "модальность". Я использую его в более простом, "приземленном" значении, так как это используется музыкантами на западе. Например, "модальный джаз" или модальная гармония в джазе (можно посмотреть Ron Miller - Modal Jazz Composition & Harmony.
Отечественная научная мысль более глубока, но и тяжеловесна - она превращает теорию в кандалы на ногах музыканта-практика, которые просто становятся обузой. Невозможно сказать "минорная пентатоника", чтобы какой-нибудь "теоретик" у нас не приминул важно заметить, что это бред и безграмотность, т.к. минорной или мажорной пентатоники не бывает. Или что фригийский лад - не минорный... И начинаются бескончные споры - "двумя перстами или тремя".
Однако я с большим интересом почитаю Ваше мнение и ответы на мои вопросы - тема модальной гармонии меня интересует.