2) Вопрос – почему они называются “главные”? Только лишь из-за того, что дают окраску (в мажоре – мажорные, в миноре - минорные)?
3) Вопрос– почему центральное место заняли именно эти ступени(IV и V)?
Вот сам пытаюсь ответить на свои вопросы). Цитирую из книги Ю.Тюлина "Краткий теоретический курс гармонии":
Помимо секундовой связи тонов, особое значение имеет связь тонов, находящихся в квинтовом соотношении, как ближайших по акустическому и гармоническому родству. Доминанта является производным тоном по отношению к тонике (ее квинтовый обертон).
В то же время V ступень, являясь ладовым устоем, в то же время обладает тенденцией движения в основной тон (тоника). Эта тенденция, особенно проявляющаяся в басу, называется гармоническим тяготением, в отличие от мелодического секундного тяготения.
Небольшое примечание. Здесь мне непонятен термин “гармоническое тяготение”.
На гармоническом тяготении главным образом и основаны гармонические функции аккордов.
Таким образом, V ступень лада имеет двойственное значение:
1)В качестве основного звука тоники она является устоем
2)В качестве представителя гармонической функции она является неустоем, тяготеющим непосредственно в тонику
Разрешение доминанты носит активный, утвердительный характер. И наоборот T-D носит вопросительный
Субдоминанта также связана с тоникой ближайшим акустическим и гармоническим родством.
С одной стороны тоника, как ладовый центр, подчиняет себе субдоминанту, как и все другие ступени лада. С другой стороны, тоника является производным квинтовым звуком от субдоминанты, и отсюда возникает обратная связь T-S, аналогичная D-T. Движение T-S носит такой же активный, возникает тенденция тоники уступить свое главенство субдоминанте. Благодаря этому субдоминанта приобретает особую энергию, активность - -в чем и заключается ее характерная особенность. Для подчинения субдоминанты тонике необходимо укрепление последней, в то время как доминанта непосредственно направлена в тонику и укрепляет ее (тонику).
В обороте T-S-D-T образуются два активных квинтовых хода: происходит сначала смещение ладового центра T-S, а затем восстановление его через доминанту.
Тут как я понял – пятая ступень лада-это квинтовый обертон тоники. И поэтому пятая ступень остро тяготеет в первую. А четвертая ступень как бы смещает ладовой центр (все-таки S квинтой ниже тоники). Как бы происходит отклонение в лад субдоминанты. А доминанта после S укрепляет тонику своим тяготением к ней (тонике).
И вот оттуда же:
1)Функция тоники заключается в утверждении ладового центра. Ей подчинены и к ней направлены все аккорды. Тоника обладает средством торможения гармонического движения, которое особенно сказывается в заключительных кадансах
2)Субдоминанта, обладающая особой функциональной активностью, подчиняется тонике посредством доминанты или непосредственно при предварительном укреплении тоники
3)Доминанта непосредственно направлена в тонику посредством прямой квинтовой зависимости тонов (гармонического тяготения).
Так что вот, господа.
Но остались другие невыясненные вопросы
... и добавил:Да, кстати, что значит “гармоническое тяготение”???
... и добавил:Люди нашли друг друга, зачем нарушать идиллию?
Ага) Присоединяйтесь
... и добавил:В До мажоре тоническое трезвучие С (с,e,g)
субдоминанта F (f,a,c)
доминанта G (g,h,d)
у тоники и субдоминанты один общий звук с,
у тоники и доминанты тоже один общий звук g.
ГДЕ две общие ноты по которые ты говоришь?
Угу) Так и есть) При квинтовом соотношении один общий звук в трезвучиях) Ну бывает, я тоже часто немного не то пишу, так как тороплюсь - с доступом в инет проблемы... Но стараюсь дома все правильно описать проблему...