Дело дошло до покраски гитары.
Долго искал ответ на вопрос:
"Как и чем получить насыщенный прозрачный цвет покрытия гитары?"В процессе изучения этой темы скопилось много информации, которую решал систематизировать в сжатом виде.
Хотя думаю, что полезно создать отдельную тему про тонирование гитары. Думаю, что народу тоже есть чем поделиться.
Перечитал несколько раз тему про краски и лаки.
Для себя определил следующее:
1. Масло (датское, тунговое и прочее) использовать не буду.
2. Вариант с баллончиками рассмотрен и отклонен как неприемлемый. На российском рынке я не встречал тонированного прозрачного лака. А покупать с того же стьюмака дорого и долго. Ограниченный набор цветов, смешивать нельзя. А ну как не хватит?
3. Для покрытия использовать двухкомпонентный лак. Ответ на первую часть вопроса -
"как?":
1. Тонировать/морить древесину затем покрывать лаком.
2. Покрывать гитару сразу тонированным лаком.
3. Использовать комбинацию этих методов.Ознакомившись с технологиями по вариантами 2 и 3 решил, что это не для меня.
Считаю, что для новичка, а тем более решения разовой задачи это достаточно сложно.
Отсутствие опыта нанесения материала может привести в неравномерности цвета покрытия.
Требуется наличие качественного лакокрасочного оборудования и определенных навыков обращения с ним.
Для подбора материалов и экспериментов с ним потребуются значительные финансовые затраты, которые в данном случае не совсем уместны. При выборе материала для тонирования нужно решить непростой вопрос его совместимости с лаками.
В общем много нашел для себя отрицательных моментов.
Итак, основной вопрос
«чем?»Прежде чем перейти к описанию каждого варианта важно отметить, что есть "краситель" и "пигмент", которые часто используют как синонимы, не делая между ними отличий.
Но для тонирования это критично, поскольку они различаются по своей растворимости в красильной среде (растворителе).
Красители растворимы в красильной среде. В процессе окрашивания они проникают внутрь материала и образуют более или менее прочную связь с волокнами.
Пигменты - нерастворимы. В краске они находятся в связующем веществе (олифе, нитроцеллюлозе и пр.). Связь с окрашиваемым материалом обеспечивает связующее.
Поиск привел к следующим вариантам:
1. Морилки для дерева.
2. Специальные цветные морилки.
3. Чернила от шариковых (не гелевых) ручек.
4. Колеровочные пасты в ассортименте.
5. Гаушь/акварель.
6. Чернила для струйного принтера.
7. Краска для батика.
8. Художественные краски (масляные или акриловые).
9. Краска для кожи.
10. Красители для эпоксидных смол.
11. Красители для ткани.
12. Фломастеры.Морилки для дерева.Под морилками я понимаю, традиционные морилки, древесных оттенков, типа: дуб, орех, красное дерево, вишня и т.д. Купить не проблема, много производителей. На различной основе, в том числе и в порошках. Если и встречаются цветные, то в итоге получаем бледную, пастельного цвета тонировку.
Специальные цветные морилки.Для себя, я их вынес в отдельную категорию. Это морилки, которые могут дать прозрачный, но при этом насыщенный цвет, типа стьюмаковских тонеров Сolortone (дорого и надо ждать), или саерлаковских морилок серии XM8000 (минимальный объем 0,5 примерно за 1000р).
Так же есть художественные цветные морилки для дерева на водной основе типа Love2art, которые продаются в Леонардо. Пробовал, результат не понравился. Слишком высокая кроющая сила, да и насыщенность отставляет желать лучшего.
Чернила от шариковых (не гелевых) ручек.Вспомнил, что опыт-то был. В детстве как-то делал рыбок из капельниц, которые тоже требовалось подкрасить. Марганцовкой, зеленкой, йодом, ну и чернилами от ручек. Мммм-да, прошлый век. Идем дальше.
Колеровочные пасты в ассортименте.Для меня вещь, скажем так, вещь очень спорная. Каждая паста – это танец с бубном.
В основе, как правило пигмент, а не краситель (об этом писал выше). Степень измельчения у всех производителей разная. На этой фото можно увидеть размер частиц.
А вот так происходит расслоение в растворителе, если постоит некоторое время.
Неприятным моментом может стать забивание пор древесины нерастворенными частицами (мутный синий слева).
На форуме есть положительный опыт использования универсальный пигментного концентрата Sniezka COLOREX. Нужно смотреть и пробовать каждый вариант.
Дешево. Приемлемый вариант, но с каждой конкретной пастой нужно пробовать.
Так же следует учитывать, что паста обладает сильной укрывистостью, и может добавить «мутности» итоговому покрытию.
Гуашь, акварель.Даже не стал пробовать. По мне вариант очень схожий с колеровочными пастами.
Чернила для струйного принтера.Интересный вариант. Цвета яркие. Хорошо смешиваются. Из четырех цветов CМYK можно намутить любой оттенок. Как правило на водной основе. Дома завалялись пузырьки с чернилами для СНПЧ, так что удалось и с ними поэкспериментировать. Ложатся ровно, проницаемость в древесину хорошая, можно разбавить спиртом или растворителем. Но до конца не высыхают. Поверхность пока не закрыта лаком продолжает пачкаться. Едкий красный (маджента) и синий (циан) это оно. Камера на телефоне перевирает цвета.
Краска для батика.Еще один отличный вариант. Набор из 5 цветов стоит около 600р. Проницаемость, ровность, насыщенность на уровне. Но также, как и с чернилами для принтера, поверхность после высыхания пачкается.
Художественные краски (масляные или акриловые).Интересный вариант. Иногда рисую маслом, поэтому есть этюдник с разными красками, не мог пройти мимо такого варианта. Для производства художественных красок, так же используются пигменты. Степень измельчения очень высокая. Для нанесения можно разбавить уйат-спиритом. Стоимость тюбика около 250р. Стоит учесть, что сами краски непрозрачные, поэтому при их использовании будет присутствовать некоторая "дымчатость".
Краска для кожиСколько смотрел видео часто встречал, что для тонирования гитар используют красители для кожи на спиртовой основе Аngelus или Fiebings. Они дают равномерную окраску и цвета у них очень насыщенные.
Последние можно купить и у нас. Отличный результат, поверхность после высыхания не пачкается. Отлично смешиваются. С использованием спирта или растворителя легко делается градиент или высветляется нужная область. Рекомендую!
Также пробовал краситель для кожи SAPHIR TEINTURE FRANCAISE,. Тоже неплохой результат. Но цена очень высокая, около 800р. Удалось испытать только благодаря тому, что в обнаружил его у себя в коробке для обувной химии.
Красители для эпоксидных смол, красители для ткани не пробовал. Будет время, то можно поэкспериментировать, но не вижу сысла поскольку краски для кожи себя отлично показали.
ФломастерыДостаточно интересный на мой взгляд вариант. Можно использовать как обычные, так и перманентные фломики. Нужно вытащить из фломастеров и разрезать стержень с красящим веществом. Добытую нутрянку поместить в растворитель.
Пересмотрел много роликов про тонирование гитар ,в т.ч. как это делают на заводах по производству гитар. Основной поисковый запрос в интернете - «guitar staine». Если коротко, то в основной массе это анилиновые красители и красители для кожи.
На вопрос нафига мне это нужно было?
Мало информации и конкретики, примеров с картинками. Было интересно. Почти все материалы для экспериментов у меня были и мне не пришлось их покупать. Хотелось найти "тот самый" цвет. Ну и надеюсь мой опыт будет кому-то полезен.
P.S. При тестировании материалов я особо не заморачивался с вышлифовкой заготовки.
А это то, как получилась тонировка с использованием красителей для кожи на спиртовой основе марки Fiebing`s: