Есть такой мастер ХХХ уездного города Л. У меня есть пара его гитар. Делает отлично. И из отличного дерева. А теперь моя история - отсылаю ему 10 лет назад деку мэплтон и прошу сделать гриф вот такой: профиль близкий к визард, но более закругленный в руке, накладка абсолютно плоская. Лады синтомс самые толстые. Материал - средняя часть кавказский ясень, переклей через махогоновый шпон по типу шифтуя, бока клен, накладка мореный ясень, нулевой лад. работы немало, прямо скажем. Тогда он взял с меня 2500 с материалом. Шамрай за это просил 15 уже тогда. И в итоге сегодня имею по-прежнему гриф в великолепном состоянии, лады ни разу не шлифовал, расстояние от струн до 24 лада без призвуков от 1.5 мм. И это мой рабочий видавший виды инструмент. А все потому, что делает в своем оборудованном гаражике. И сегодня за 4 такой гриф сделает, а деку любой формы за 6-7. Конечно выбор дерева уже не велик, но то, что есть - свои запасы. И я вот что думаю - он делает все вручную ручными инструментами и поэтому мастер. А вот когда мне мастер говорит, что в цену входит аренда, аммортизация станков, свет, вода, еда для собаки, туалетная бумага и прочее, я думаю, что обратился не к кастомщику а на мелкое производство. А это уже другое. А если я хочу чтобы все было сделано ручками? Объемы производства диктуют использование всяческих станков, но при этом же значительно удорожают инструмент, пока это не массовый продукт, а мастер-то уже и не мастер. А руководитель. Мелкой фабрики А если фирма крупная, то кастом шоп всякий появляется в разы дороже потому, что ручками и делали уже не работники а Сам. Вернулись в начало.Ага?
Я вот недавно видел в продаже ангел Шишкова за 50.000. А сейчас его бирюльки по 2 ляма баксов продает фендер. А ну сколько бы стоили его поделки, твори он в гаражике? Конечно брюлики не считаем и мотки золотой проволоки. А сам инструмент. В итоге я лично вижу такую формулу. Сначала мастер делает небольшими тиражами ручками и относительно недорого и круто, поскольку надо завоевать рынок. Вот появляется успех и мастеровая гитара идет в производство, появляются модельные рады и станки. И это, простите, нифига уже не кастомшоп. А потом тот же кастомшоп, что и в первом случае становится брэндированным и эксклюзивным, обрастая бирюлями класса ААААА и дорогой фурнитурой. И по цене самолета. Мастер молодец, развился, а я вот у ХХХ закажу как и 10 назад.
... и добавил:
Почему, логичный вопрос, что ХХХ не организовал производство - в 90 кинули человека, отжав оборудование и права на бренд. И с тех пор он делает только сам. Тоже не типичный случай, но имеет место. Очередь стоит за год.
... и добавил:
И забавно, что зачастую исключительно за качество, его гитары на вторичке стоят дороже, чем ему заказать))) А у него даже сотового нет)