Leronchik,

на счет 12 в педалях - преампах- понятно почему там используется накал 12в- это близко к вольтажу потребляемого примочкой.
У меня Радиал Х.Бритиш- питание 15 в- лампа работает- накал на 12в
В DBx-преампе - 9в- лампа работает - накал 6.3в 
Совсем не с этим связано, а с напряжением батарей в автомобилях в 20-30 годы прошлого века. Изначально в батареях использовались солевые ячейки с напряжением 2,1В в одной секции, они соединялись в батарею по 3, что давало 6,3 вольт. Далее цитата из журнала Радио № 1 1946 год, стр. 39.
«В США, в связи с pаспpостpанением автомобильных пpиемников, остpо встала
потpебность в лампах более пpочных чем стеклянные, более экономичных по накалу
и подходящих по напpяжению накала к автомобильной батаpее, в те вpемена как
пpавило 3-баночной, с номинальным напpяжением 6,3В.
И в 1935 году в США была сделана сеpия металлических ламп, с напpяжением накала
6,3В, мощностью накала 2 ватта (ток накала 0,3А), пpиспособленных к массовому
пpоизводству.
СССР закупил в США несколько поточных линий по массовому пpоизводству ламп, а
также лицензии на пpоизводство более чем 10 типов ламп. [SKIP]
Развитие батаpейных советских ламп шло тогда не путем закупки лицензий, а
самостоятельно.»
Соответственно, когда в америке перешли на 6-ячейковые батареи 12,6 В (стоят дороже, но ток отдают меньше и работают дольше), стали делать и 12В лампы. У нас как закупили линии в 30-е годы, так дальше на 6,3 В и разрабатывали. Кенотроны же были цельнокраденые пятивольтовые (у буржуёв лампы были на 2, 4, 5, 6, 12, 15, 25, 30 вольт для разных применений), поэтому у них накал 5 вольт. Так исторически сложилось.