Leronchik, И какая эстетическая ценность?
Глазу приятно
.
А какая эстетическая ценность самого лампового звука, сугубо ламповых гармоник, которые все так стремятся эмулировать, вваливают в исследование миллионы у. е. ?
Все просто , они приятны нашему уху. Ну а в целом, что созерцание , что прослушивание, приносит нашему мозгу (соответствующим его отделам) определенное удовлетворение.
Должен сказать, что тема восприятия человеком внешних факторов, очень интересна и емкая. При желании можно подискутировать. Почему например одним нравится классическая музыка, а другие торчат от жесткого гитарного месива и блюющего голоса солиста? Но не сегодня!
Сегодня у нас своя героиня! Рассаживайтесь, запасайтесь пивом и попкорном
И так, всем здрасьте !
Поговорим сегодня о одной из разновидностей известных двойных триодов ECC83 производства RFT.
История фирмы началась в 1923 году в Германии. Фирма называлась RFT Stassfurt. Предпосылкой к созданию фирмы явилось начало радиовещания в Европе, и первым продуктом с маркой RFT стал первый супергетеродинный радиоприёмник.
С развитием электроники спектр продукции RFT расширялся, появились усилители, проволочные и ленточные магнитофоны, проигрыватели. После окончания Второй мировой войны фирма RFT, располагавшаяся в г. Страссфурт, оказалась на территории социалистической Германии, производство аудио и видео техники продолжилось.
Теперь уже компания RFT (радиовещательные и телекоммуникационные технологии) являлась не только названием компании, но и товарной маркой, логотипом ассоциации различных компаний в сфере коммуникационных технологий в Германской Демократической Республике. Большое количество первоначально независимых мелких и крупных производителей устройств и оборудования в ГДР были национализированы. Это включало часть бывшей Siemens AG, AEG и другие крупные компании. Некоторые из этих компаний стали частью RFT,который позже стал производственным комбинатом электротоваров. Продукты выпускались под единым брендом
RFT производства. Немаловажную часть производства занимал выпуск вакуумных приборов.
RFT была хорошо известна и в нашей стране , в основном по качественной аудио и видео технике. Магнитофоны RFT выглядели «по-западному», а звучали лучше, чем отечественные . В конце 80-х годов произошло слияние двух Германий, RFT оказалась в единой Германии. Несколько лет предприятие было закрыто. Обновлённая RFT решила сосредоточить усилия на высококачественных телевизорах и спутниковых тюнерах.
К чему этот исторический очерк, а к тому, что бы показать что культура производства восточной Германии была на достаточно высоком уровне и имела под собой мощную научно-производственную базу. Все таки это не подвальный китай.
Возвращаясь к нашей спорной ЕСС83 RFT я перелопатил множество форумов, отзывов и публикаций, как в нашей части нета, так и в западной. Должен сказать, что у нас мало что можно подчерпнуть. Это давнее высказывание уважаемого AZG о том, что вся его партия не пришлась по вкусу и если память не изменяет, полная противоположность камрада Crypt , который с удовольствием их применяет и хвалит. Тут как инь и янь, какую же сторону силы принять
Сама конструкция лампы, да и все серии ЕСС81, 82, 83 Made in DDR ) имеет маленький анод (11 мм), причем форма его едина для всех трех типов, изменялась лишь внутренняя структура.
Тут есть плюс, уменьшение микрофонного эффекта, ну и наверное минус - лампы с маленьким анодом звучат не так жирно. Почти как у людей
.
Что же можно почерпнуть в западной части инфонета. Вот тут как раз эти лампешки очень широко представлены и распространены. В наличие много описаний, отзывов, предложений и главное форумных обсуждений. Обсуждения совсем не такие как на ГП, типа не неси туфты, сначала почитай, позор, иди поучи . Все красиво, по дружески, каждый спокойно высказывает свое мнение. Учитесь, мля
О чем я? Ага, о лампе ЕСС83 RFT.
Так что же пишут в их информационном пространстве? А вот что:
-RFT ECC83 хорошо известна как фантастическая хард-рок хрустящая лампа Маршаллов, Меса и подобных усилителей. Они звучат немного «темнее», чем другие 12AX7 / ECC83 лампы;
-Жир, богатый и сливочный без потери четкости;
-Я купил 3 из них для Маршалла 1959 Plexi, переиздание. У меня было 3 Tung-Sol 12AX7 в V1, V2, V3. Решил попробовать эти RFT и посмотреть, понравятся ли они мне. Заменил только положение V1 и это дало большую разницу. Жаль, что я не узнал о них раньше;
-Такая хорошо сбалансированная и объемная лампа;
-RFT ECC83 лампы были сделаны в восточной Германии, и они очень мощно звучащие. С успехом применяю их в JMP, Plexi и оба усилители звучат просто фантастически! ;
-Я сравнил RFT в V1 . На самом деле, все они звучали довольно хорошо!;
-Идеальная лампа для моего Маршалла JCM1 (50th). Заводские лампы в порядке, но скучно и я сделал некоторые исследования и обнаружил, что RFT были использованы еще в 80-е годы для модельного ряда JCM. Хорошо, что исследования окупились, и это мои эксклюзивные лампы для этого усилителя.
Многие их рекомендуют применять в положении V1.
Вот так господа!
Было и несколько странных отзывов, например: что часто повреждаются при их перетыкивании из гнезда, в гнездо, якобы хрупкое стекло баллона. И причина !!!, внимание - высочайший вакуум внутри
Так это вроде плюс
Кто их там заграницей поймет....
Были также несколько замечаний о наличии у некоторых микрофонного эффекта. Но в целом 99% пользователей эту лампу хвалят. Мотаем на ус
Вторая часть марлезонского баллета
Пресловутый бич RFT - дробовой шум.
Читаем, что такое дробовой шум.
Дробово́й шум — беспорядочные флуктуации напряжений и токов относительно их среднего значения в цепях электрических и электронных устройств, обусловленные дискретностью носителей электрического заряда — электронов, ионов. Перемещение каждого носителя заряда в цепи — например, электрона сопровождается всплеском тока в цепи. Дробовой шум проявляется, например, в виде характерного акустического шума в динамике радиоприёмника, в виде «снега» на экране телевизора, помех, так называемой «травки» на радиолокационном индикаторе и т. п. В отличие от теплового шума, вызванного тепловым движением электронов, дробовой шум не зависит от температуры.
Дробовой шум — основная составляющая внутренних шумов большинства радиоэлектронных устройств, которые приводят к аддитивному искажению слабых полезных сигналов и ограничивают отношение сигнал/шум чувствительных электронных усилителей. Так тогда получается что в любом усилительном приборе, лампа это или транзистор мы слышим именно дробовой шум. Причем всегда!
Далее, в электронно-вакуумных приборах флуктуации тока возникают на поверхности эмиттирующего электроны катода вследствие статистического характера эмиссии электронов и дискретности их заряда. Электрические шумы, родственные дробовому шуму в ЭВП, наблюдаются и в полупроводниковых приборах.
Зачем это все цитировать, а для того, что бы понимать, что дробовой шум есть во всех радиоэлектронных приборах и мы его слышим всегда и всюду. Вопрос только с каким уровнем.
На практике, если шумовые эффекты сопровождающие работу усилительного прибора (ВСЕГДА!), не вызывают заметного искажения звука или неприятных ощущений, то и как говорится хрен с ним. Тем боле в мире гитарного звука, где все перемешалось, струны, лампы, гейн, конденсаторы и резисторы. Как шумят сверхнормы двойные триоды, я знаю. Попадались мне и гармониксы как чайники. Да и воткните нашу, простую 6н2п, с серым анодом, все налицо.
Но это все теория а где практика? Ок!
Решил я посмотреть что творится в усилительном тракте моего JCM800, где работает как раз наша героиня ЕСС83 RFT
Условия опыта :
JCM800 включенный по очереди в режим HIGH и LOW, нагруженный на аттенюатор, с которого сигнал идет в звуковую карту asus xonar и приложение осциллограф. До 1:16 режим HIGH, после LOW
Смотрим:
https://www.youtube.com/watch?v=oX6a9AOlcewДа , на экране в режиме HIGH есть небольшие всплески, никак не проявляющие себя в звуке. Думаю подобная картина будет с любыми лампами. В режиме LOW вообще красота.
Было бы правильно сравнить и другие лампы, сложить осцилограммы, сделать выводы. Но уж очень не хочется мне разбирать усилок, целый день переставлять, записывать. Ну лень одолела
Да и не очень это дело благодарное. Не знаю как Вы, а я подтвердил свое убеждение, что ничто не ограничивает успешное применение радиоламп ЕСС83 RFT в гитарных усилителях и они ни чем не хуже других. Мало того, на Ваш вкус , они могут дать вашему усилителю новые палитры в звуке. И их место именно в усилителе, а не на свалке, или в захламленой коморке.
Всем рок-н-ролл и отсутствия в голове дробового шума с утра !