TKB, ну тут такое дело... всё, что касается музыки оно безусловно субъективно. Главный критерий конечно же "нравится/не нравится". От некоторых, например, слышал, что чистая и ровная игра на хорошо настроенной гитаре это слишком стерильно и неинтересно. Мнений может быть бесконечно много. Просто в данной теме человек только учится и ему важно увидеть весь спектр основных технических нюансов. В дальнейшем он сможет найти своё звучание. А пока пусть следит за тем, ка кэто делают топовые исполнители. И если проанализировать десятки роликов от профи на тему вибрато, и прослушать сотни композиций, то неизбежно услышите/увидите то, о чём я пишу. Когда гитара играет мелодичное певучее соло, то она по сути выполняет роль вокалиста, и в плане вибрато техника схожая. В караоке частенько можно услышать именно "блеяние", когда человек знает о вибрато, но не очень понимает как его использовать. А у топовых вокалистов такого не услышите - они дают нотам определиться. Тут есть и аспект их области психоаккустики - мозгу нужна эта информация перед началом вибрато чтобы для него обозначилась нота. Если этого не проиходит, и постоянно сразу начинается вибрирование между основным тоном и завышенным, то мозг берет за "ноль" среднее значения между двумя крайними положениями, и поэтому возникает ощущения высящих нот, даже если исполнительн во время выполнения вибрато всегда возвращает струну в исходное положение. В случае глубоких а-ля Закковских вибрато там уже по сути идет "прыгание" между двумя определенными нотами (полутон или даже тон), в этом случае тоже всё ок - мозг слышит две разных ноты. Но во многих жанрах качают лишь немного, не более четверти тона, т.к. глубокие вибрато далеко не всегка вписываются по контексту и по гармонии (если качать на пол-то тона ноту, у которой до след. ступени гаммы целый тон, то звучит "не в тему"). В джаззе вообще часто едва заметное покачивание. Ученику полезно всё это знать хотя бы в теории. Потому что на ролике у вашего друга только один вид вибрато, который не всегда будет к месту. И то, что я пишу, тоже не всегда к месту! Вибрато это мощнейших инстурмент для придания эмоциональных красок композции. Местами даже в балладах бывает очень даже в тему некоторые ноты именно нервно подёргать, глубоко, быстро, без прелюдий для придания драматизма, но выходя на сильные доли и основные ступени в медленной мелодии почти всегда предпочительнее будетдать ноте обозначиться и не перебарщивать с глубиной. Время на обозначение совсем не обязательно должно быть большим, часто достаточно буквально времени одного пропущенного качка вибрато. Даже тот же Закк так делает. И некоторые не самые короткие ноты тоже оставляет без вибрато. Всё это добавляет разнообразия и жизни в соло если делается осознанно. Про вашего друга не поймите неправильно - у него прекрасная техника, отличное владение инструментом, породистое звучание. Но в начале на первых нотах он немного перебарщивает с вибрато, с тем, что оно там везде глубоке и моментальное. Из-за этого немного таки есть эффект "блеяния", хотя он аккуратно возвращает ноту на место, вибрирует в ритм. Послушайте очень внимательно оригинал и сравните. Петручи там тоже почти без "определения" уходит в вибрато, но обратите внимание на сколько нежнее и разнообразнее, а местами и практически без различимого покачивания. У Петручи там даже обратный эффект есть, когда он берет ноту и сразу делает один "качок", после чего успокаивает ноту и даёт прозвучать. В итоге так или иначе, у него это ноты в начале звучать спокойнее и лучше соответсвуют настроению композиции. Тонкости? Да. Многии ли их услышат? Нет. Важна ли тогда такая информация? Вам решать! Я сам лиш в этом году, в 40 лет, впервые конкретно стал обращать внимание на своё вибрато, и когда переслушиваю свои старые записи, то частенько становится печально - вот бы их перезаписать... Поэтому лучше сразу знать, к чему стремиться.
Сейчас в памяти всплыл неплохой пример где в одной композиции сразу всё, о чём говорю, есть. Он часть вибрато делает рычагом, но логика та же. С 0:40 начинается игра с драйвом. Там всё исполнение сплошные примеры, но обратите внимание например на начало драйвовой части, на первую высокую ноту на 2:20 и на последующие - насколько это драматично звучит! Он делает вибрато не потому, что так надо по инструкции, а потому, что эмоции того требуют, и требуют именно так!
https://www.youtube.com/watch?v=Z459T6C7rxw&ab_channel=JackThammarat