Продолжим начатую тему -
http://guitarplayer.ru/index.php?topic=60505.0Теперь студийном разделе где она более логична.
Для удобства соберу информацию воедино.
Сначала повторю что же такое реампинг - это процесс повторного воспроизведения записанного необработанного звука через гитарный усилитель.
Использование этой технологии включает:
1) Запись максимально качественного чистого сигнала, любое окрашивание нежелательно т.к. может быть плохо совместимо с перегрузом усилителя.
2) Воспроизведение записанного сигнала через устройство для реампинга (реампер).
По первому пункту следует заметить, что использование директбоксов возможно не самый идеальный путь при домашней звукозаписи, если только нет уверенности что микрофонный предусилитель качественный. Почему?
Стандартный директбокс предназначен для преобразования небалансного гитарного сигнала (высокий импеданс, уровень -20db)
в линейный низкоимпедансный сигнал микрофонного уровня (-60db). Если в описании какого-нибудь директбокса не говорится что на выходе микрофонный уровень то либо это просто не упоминается, либо... короче у серьёзных директбоксов обычно на выходе именно микрофонный уровень. Т.е. без микрофонного усилителя не обойтись, к тому же, в случае активных директбоксов, бывает нужно фантомное питание (зачастую оно даёт более качественный результат чем батарейка, иногда указывается что получается с батарейкой, а что с фантомом). Входной импеданс желательно иметь от 1 МОм для пассивных звукоснимателей, активная
электроника может позволить меньший импеданс. Как правило высокий импеданс имеют активные директбоксы.
В процессе преобразования директбокс понижает сигнал достаточно существенно и затем сигнал требуется снова усилить до нормального уровня - тут нужно быть уверенным в микрофонном предусилителе.
Возможно для домашнего применения удобней микрофонные преампы с инструментальным входом - они имеют достаточный импеданс(около и выше 1МОм) и только усиливают сигнал до нужного уровня. Если аудио-интерфейс имеет инструментальный вход, логично пользоваться им, если он удовлетворяет.
После того как чистый сигнал записан (и отредактирован если нужно) собственно настаёт очередь реампинга.
Здесь требуется преобразование низкоимпедансного линейного сигнала (+4db) в высокоимпедансный сигнал гитарного уровня.
В самом начале для этого использовали пассивные директбоксы работающие в обратном направлении (активные так использовать невозможно). Здесь возникает проблема - сигнал надо существенно понизить (на 60db) до микрофонного уровня который требуется директбоксу. При использовании только компьютера это может привести к неудобоваримым результатам - надо какой-нибудь регулятор. Т.е. лучше использовать микшер. Наконец светлая мысль пришла в голову Джона Куниберти и он сделал специальное устройство которое назвал Reamp. Таким образом, реампер преобразует линейный низкоимпедансный сигнал уровня +4db (балансный) в гитарный сигнал, причём без лишних повышений-понижений уровня. Устройство состоит из специального трансформатора и потенциометра для регулировки уровня (ну и ещё кое-что есть) - такова типичная конструкция пассивного реампера. К таким устройствам относятся собственно Reamp (Куниберти,
http://www.reamp.com, $199), Little Labs Red Eye (
http://www.littlelabs.com/redeye.html, $250) и Little Labs Multi Z PIP (
http://www.littlelabs.com/pip.html, $625), Radial ProRMP (
http://www.radialeng.com/re-prormp.htm, $115). Устройства Little Labs являются не только реамперами – Red Eye является ещё и директбоксом, но используется трансформатор преднозначенный для реампинга, Multi Z PIP представляет активный инструментальный предусилитель с пассивным реампером, который может использоваться независимо.
Также существуют активные реамперы где используется усилительная схема (discreet Class-A circuitry). Это Radial X-Amp (
http://www.radialeng.com/di-xamp.htm, $220) и JD7 (
http://www.radialeng.com/di-jd7.htm, $1200).
Следует отметить что активные реамперы ближе к активной электронике – выходной импеданс X-Amp – 10 кОм, ProRMP – 50 кОм, последний ближе к показателям пассива.
В принципе, схожую функциональность имеют микрофонные преампы Art: Tube MP и TPS II(DPS II), т.к. имеют небалансный выход к которому можно подключать усилители.
Можно долго рассуждать нужны ли такие устройства, поэтому лучше иметь возможность составить собственное мнение по этому вопросу.
Итак, оборудование:
Гитара Caparison TAT Red Sunset, бриджёвый датчик PH-R, встроенный бустер не использовался. Я выбрал этот вариант т.к. из моих гитар он самый верхастый, а именно высокие частоты страдают прежде всего.
В качестве "дирекбокса" я остановился на моём гитарном преампе Engl TubeToner (e430) в режиме байпаса (он у него "тру"). При использовании линейных выходов сигнал может быть усилен на 15db (имеется солидстейт усилитель), это позволяет добиться оптимального уровня при записи (в районе 0db без клиппинга) хотя подключение небалансное. Микрофонный преамп Art Tube MP Studio в этом качестве я использовать не стал - он окрашивает звук и атака более вялая. Можно использовать тоже, но он у меня ещё и в единственном экземпляре и нужен по своему прямому назначению. Сигнал с посыла энгла подавался во вход моего комбика (Randall RG75 с Celestion Seventy 80), сигнал с линейных выходов (максимальное усиление) на аудио-интерфейс (ESI Juli@). Параллельно записывался сигнал с микрофона Shure SM58 со снятым колпаком, положение: по центру в 55мм от сетки. Микрофонный пред - мой Art.
Реампер - Radial ProRMP (2860р в Слами, "Мир музыки" или Ямаха - кому как).
Запись велась в 44.1 кГц, 24 бита. Затем файлы обрезались (по времени), переводились в 32 бита, делалась нормализация и фейд в конце, потом рендерились с дизерингом в 16 бит.
Сигнал с микрофона - noreamp.wav.
После получения чистого сигнала он был прогнан в следующих комбинациях:
1) напрямую с карты во вход комба - reamp_direct.wav (уровень понижен на -5.5db для совпадения с гитарным сигналом, определено экспериментально).
2) через реампер (Radial ProRMP) - reamp_prormp.wav (уровень как записан, регулятор на реампере вывернут на максимум).
Файл:
http://malefice.fatal.ru/sound/Reamping_test.rarКроме этого мне захотелось протестировать возможности арта по реампингу. Но так как он у меня один, я решил писать линейный сигнал и обработать его импульсом (с моего рендалла, но положение другое - вплотную к сетке, на 15мм от центра).
Далее были записаны следующие варианты:
3) напрямую с карты - reamp_direct_cs.wav (уровень тоже понижен, применён импульс).
4) через арт (Juli@->Art баланс, небалансный выход->комб) - reamp_art_cs.wav (уровень как записан усиление выставлено по индикатору, минимум).
5) через реампер (ProRMP) - reamp_prormp_cs.wav (всё как в первом варианте).
Файл:
http://malefice.fatal.ru/sound/Reamping_test_cs.rarВыводу предлагаю делать самим.
Ps. Желающие попаять могут собрать реампер по схеме имеющейся на сайте Jensen:
http://www.jensen-transformers.com/as/as092.pdf. Интересно, во сколько обойдётся такой вариант, естественно учитывая корпус...
ps.ps. Популярный ныне на ультимейт-метале мод ProRMP:
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=66918.msg3878348#msg3878348