Doc, хоть ты и Doc, но позволь с тобой не согласиться. Что значит нет? Когда есть. Как это нет, когда есть. За счет этого и быстрые пассажи переменным штрихом звучат, как вертолет, путемет и т.п., т.е. как нечто повторяющееся почти на уровне машины. И поэтому когда очень ровно, кажется что оно быстрее, чем на самом деле. Даже и не так быстро может быть, но очень четко (за счет одинаковости - "вверх-вниз-вверх-вниз..."), и создается впечатление, что это вообще машина, а не человек, т.е. что оне может вообще все. И никогда так напористо и четко не будет звучать пассаж, исполненный с легато, потому что ноты там будут все разные, т.к. исполняться они будут разными приемами. Другое дело, что когда нужно легато, и должно быть легато. Но в смысле той самой четкости альтернатив переменному штриху просто нет. Об этом писал Малолетов
http://guitar.ru/lessons/maloletov2/, May Lian
http://www.network54.com/Hide/Forum/message?forumid=77057&messageid=1024941054 - это вопрос, читай ответ Мэя.
Если для тебя они не авторитеты, то не знаю тогда. ПШ - это не ограничение возможностей, а наоборот. расширение. Я играл раньше со свипом. Даже вообще не обращал на это внимания - все было вроде естественно. Я даже и не знал тогда, что это свип был. И потом для меня ПШ был неестественным. И я, когда встречал у какого-либо гитариста в интервью фразу типа: может быть и смешанный штрих, иногда и свип проскочит, иногда переменный, то испытывал облегчение. Потому что знал, что переменным штрихом я играть не могу, а играть им надо уметь. Раз крутой дядька говорит, что можно и не играть, то можно и не играть.
ПШ - это действительно и психологический прием. А как же. Слушатель реагирует на эти ровные пульсации шестнадцатыми секстолями, просто шестнадцатыми, тридцать вторыми или чем ты будешь играть. Это его заводит как ритм. Если это ровно. Ведь шаманы всякие ше зря используют барабаны. Они ритмом воздействуют. Я думаю, ритм - это очень сильная штука.
Если кто-то играет неритмично, становится вообще непонятно, что он делает. Даже если там есть и быстрые фрагменты по N нот в секунду.
И потом, ты говоришь про ограничение свободы... Если кто-то условно не может играть переменным штрихом, то ему приходиться изворачиваться, использовать другие приемы там, где нужен ПШ. Можно его не играть. Где же тут свобода? И не пахнет ей. Свобода, когда этот же условно может и так, и так. И ПШ, и свип, и легато, и .... вот это свобода. Он уже не должен изворачиваться, он может выбирать.