Сразу хочу ответить, что и Малолетов и Мэй Лиан для меня авторитеты. Просто я не однократно убеждался в том что, даже мастера такого калибра могут ошибаться. Пример чуть позже, а пока ответы (для краткости-без цитат).
Да, начиная заниматься и у пианиста и у гитариста первые движения более менее неуклюжи и с некоторыми упражнениями приходится много повозиться, но под грамотным (ИМХО) подходом дающим практический мгновенный результат я подразумевал вот что: если какое-то упражнение или движение вам никак не дается или требует достаточно много времени для освоения, то на мой взгляд это значит, что первоклассник взялся за задачу из программы одного из следующих классов. Упражнение должно быть легким к освоению, т.е. такое чтобы вы почти могли его исполнить на твердую четверку. Пара занятий и оно переходит в разряд пройденных и далее только совершенствуется. Если же вы паритесь с чем-то дни и ночи – вы просто к этому не готовы. Из подобной вещи нужно создать одно или несколько легких упражнений, содержащих упрощенные элементы оригинала, которые помогут подготовить вас к нему.
Теперь о маятнике. Эйнштейн врядли бы повесился услышав что, никакого маятника в человеке нет. Он был безусловно гением, но с тех пор физиология и другие науки ушли в невероятный отрыв. Третье тысячелетие уже на дворе. В организме человека миллиарды вибраций, колебаний и электрических импульсов. Они и синхронны и нет, и совпадают по фазе, частоте и не совпадают. На какую частоту и каких колебаний вы хотите настроиться и взять за эталон, если они меняются в зависимости от массы факторов – температуры, эмоционального состояния и мн. др. Организм это и хаос и система, но бесполезно искать там константу. Ее там нет. Вы вольны сделать движение медиатором и вниз и вверх когда угодно. Ни что не противоречит этому. Чем большим кол-вом разных приемов вы владеете, тем более вы свободны и со-гармоничнее себе. ПШ – один из приемов и не более того. Возводить его в ранг базы – не имеет смысла. Исскуство не спотыкаться всегда играя правильным ПШ это либо чисто индивидуальная изюминка одного из миллионов людей (тогда это естественно), либо результат упорного насилия над собой. А четкость от ПШ, образно говоря, такая же как при оцифровке звука. Было цельное, живое произведение, а его разбили на миллион кусочков и упорядочили. Каждый можно выделить или удалить. Только в живое произведение их уже не склеишь. Хотя так можно подвести его под какие-то правила для удобства работы с ним. Узнав об этом я понял какого труда стоил Мэю ПШ.
Автоматизм – признак не эффективной работы. У спинного мозга свой вклад в движение, у головного – свой. Занимаясь без полного сосредоточения и доводя движение до автоматизма вы увеличиваете долю спинного мозга в работе, лишая движение 90 процентов осмысленности. А именно отключаяя массу важнейших датчиков и сенсоров, оставив лишь самые примитивные и тупые. Даже в прогрессивных школах менеджеров учат полному присутствию при каждом шаге. Полной осмысленности в восприятиях. Я сам с отличием закончил такую школу и лично убедился – это бесконкурентный подход. И в музыке при работе на технику он актуален как никогда. И на последок пример заблуждения одного из мэтров.
В какой-то видеошколе (понмю только, что не нашей) мастер советует плавно повышать скорость исполнения пассажа для овладения высокой скоростью. Это заблуждение. Дело в том, что сокращением мышц заведуют моторные единицы. Организм сам,без вашего участия (если вы не йог), выбирает какой единицей воспользоваться в зависимости от характера нагрузки и требования к движению. Так вот за высокоскоростные движения пальцев, отвечают строго определенные единицы, которые включаются (а следовательно и тренируются) только когда скорость не ниже 90 процентов от максимума. Если скорость упала ниже – забудьте о работе на скорость. Это уже включились в работу единицы отвечающие за выносливость (способность долго играть). Наглядный пример низкой эффективности занятия из-за смешивания целей. Это на сегодня - ФАКТ.
P.S. Очень рад присутствию на форуме такого мастера как Мэй Лиан. Если что-то показалось резковатым – это не умышленно. Заранее извините (это я и ко всем остальным).