...Наш пианист Башкиров в 50-е был приглашён выступить в Карнеги-холл. Там было два стейнвея... Он попробовал один, второй... огорчился что не подходят его требованиям. Ему сказали "поедемте на фабрику, на склад". Там было что-то около тридцати инструментов, и Башкиров пробежался по клавишам всех. В итоге сказал" вот это, а тот как запасной" И к концерту рояли перекочевали на сцену.
...А ведь все рояли сделаны были одними и теми же людьми по одним и тем же чертежам...
Так и есть.
Вроде эти рояли до сих пор там стоят и их обслуживают. Совершенно точно на них Маккартни давал там концерт и Элтон Джон и другие.
А что я слышал, видел. Был директор одной школы музыкальной, женщина, слухачка, ругалась с поставщиками роялей. Мол привезли мусор, брак. Не звучит. Ей показывают открывают раму - смотри целая деревяха, без склеек!
Короче она той конторе голову формазолила, они пять шесть роялей завозили. И вот как раз привезли "тот самый" звучащий. Её устраивало. Техник пришёл настраивать, открывает раму - а там на двух переклеях. И вот эта склейка её устраивала. Звучало действительно помпезно, прорезало зал и вообще приятный тон.
Получается приятный тон клея.
Аналогично среди одной модели акустических гитар. Пересматривал несколько такамайн одной модели - нет единого звука. Аналогично тейлоры. Аналогично фендера. Очень сильно различаются сигмы меж собой, там до неузнаваемости. Одна модель с одного завода!
При таких раскладах нужно заводить персональных слухачей. Или верить в то что тебе слухачи говорят. Потому что разница в звуке есть. Это очевидный факт.