Свой ответ я задумал написать, когда наткнулся на письмо на форуме, в котором человек просил помочь ему с рукой - у него были проблемы с мышцами. Операция, которая ему грозила, не была гарантией. Гарантия в таком деле, как постановка техники или восстановление руки - излишняя самоуверенность гаранта. Но я абсолютно уверен, что успех будет при правильном подходе. И здесь не важно - для меня, - кто получится Steve Vai, Scott Henderson, David Gilmour… или Pat Metheny. Важно, что вы играете и качество музыки.
Как в становлении девственных рук, так и в реабилитации (в связи с различными профессиональными травмами) важна дисциплина рук - система, которая включает в себя комплекс последовательных упражнений - от базовых или другими словами, заливка фундамента, на котором будет выстраиваться техническое сооружение + постоянство - регулярность занятий. Как говорится, что построите, в том и будете жить. За этим скрывается успех/неудача гитариста. Техника игры - это тонкая моторика, которая начинает формироваться в младенчестве с хватательных движений, а игра на инструменте - это ее апогей. Для развития тонкой моторики у детей психологами разработаны методики, которые используются в дет.садах, начальных классах общеобразовательной школы, в музыкальных школах. Но перейду ближе к проблемам рук у гитаристов. И начну с себя.
Мне 45 лет. Сам я начал заниматься серьезно гитарой в 18 лет у одного виртуозного гитариста. Из Мытищ каждую субботу, а бывало и в будни - после работы - я ездил на другой конец Москвы в любую погоду на урок, который длился 45 мин. и стоил 25 руб. Это ¼ от моей зарплаты. Через 1,5 года наши занятия прервались по независящим от меня причинам, но то, что я усвоил за это время, позволило мне продолжать самостоятельные занятия. Я тогда уже работал. После работы я приходил домой в 18:00, а в 18:30 я уже сидел за инструментом и до 23:00. По выходным я играл с 9 до 23. Результат не заставил ждать. Как-то летним вечером я с невероятной легкостью сыграл сольную партию Блэкмора из "Звезды автострады". Я не поверил своим рукам и повторил ее еще раз; результат был тем же. Тогда я сыграл еще что-то из него и все с тем же успехом. Кто-то из вас скажет, что 2 года - это долго. Но дело в том, что мой "У" вначале моих занятий предупредил и небезосновательно, зная огромную силу искушения при первых успехах включить скорость. Он говорил: "Не в коем случае не играть в группе еще минимум полгода после того, как скорость станет естеством; и я продолжал играть упражнения от медленного к быстрому. С опытом я к его запрету привнес еще один, но о нем ниже. Так случилось, - я не стал продолжать карьеру гитариста, осознав (учтите, это был 1982 год СССР и я был максималистом), что легально играть можно было либо в ресторанах, либо в ВИА; и я пошел по тропе образования, хотя продолжал, но уже не с той интенсивностью и регулярностью, заниматься. Техника постепенно расстроилась и я уже не играл, а ковырял на гитаре. И только спустя 20 лет, когда мне уже было 42 года и я заканчивал аспирантуру, у меня возникло страстное желание восстановить технику. На тот момент я заработал тремор рук. Тогда я сел за инструмент в 9:00 и начал играть с самого начала, как в первый раз. Чтобы вы думали!? За 2 недели я играл весь комплекс упражнений (а он, поверьте, велик: мне едва удавалось уложиться до 23:00) без единой ошибки и с такой легкостью, которой у меня не было даже в молодости. Я играл даже те приемы, которые не входили в комплекс упражнений, и все получалось с той же непринужденностью, как будто я только ими и занимался. В базе были лишь элементы тех связок. Это был июнь, а уже к новому году я играл так!!! что разбуди меня среди ночи, я смог бы сыграть любой сложности партию. Я не любитель съема партий, но тогда я брал Блэкмора (хотя сам проповедую фьюжн) и тратил время лишь на то, чтобы запомнить. 10 мин. на запоминание и руки делали свое дело. Можно было не играть сутки и спустя 24 часа звучало также безукоризненно. Я вывел еще один постулат: скорость - это не количество нот сыгранных в единицу времени; это - новое качество, преобразованное медленное в быстрое. Например, вода - переход ее в различные состояния - жидкое, твердое, газообразное. Это все качественные изменения. Так и техника - качественные преобразования. Короче, я построил систему упражнений; она одинаково подходит как для начинающих, так и для тех, кто получил различные травмы рук. Левая и правая руки взаимосвязаны и при неправильной игре одной нарушается моторика другой. Становление рук происходит параллельно.
Теперь о практике применения. В моей практике было 2 случая, когда я помог, не считая себя. Первый клиент пришел ко мне с тем же, от чего я легко избавился сам. Через три месяца он играл легко и свободно все упражнения в хорошем темпе. Он еще удивлялся, что так все оказалось просто. Но как раз простыми вещами человек часто пренебрегает. У второго была мышечная панцирность. Особенно сильно она себя проявляла при игре связки - средний палец и мизинец. Для того, чтобы снять болевые симптомы, что искривляло грифовую руку так, что было страшно смотреть, потребовалось около месяца работы. И вот тут уже - и в первом и во втором случаях - работа начиналась с головы, как основы и внесение изменений в аксессуары: диаметр струн, размер медиатора, способ держания инструмента, звукоизвлечение. Мои требования были таковыми - минимум 4 часа в день и каждый день, неукоснительное следование установкам, которые я давал; с моей же стороны контроль и коррекция 1 раз в неделю в течение полутора часов. Вначале никаких метрономов, комбиков и примочек, даже - желательно - иметь простую - не электро - гитару. Далее, не снимать, а только слушать и слушать, - пропитываться до мозга костей и методично играть упражнения. Природа подскажет, когда вам пора играть. Мышление, лишенное операциональной техники, будет таким же неуклюжим, как и техника. Операциональная - значит неконтролируемая. Пример, при формировании письма ребенок контролирует каждое движение пера, и по мере приобретения навыка на первое место выходит ни как, а что писать. Но стоит только начать изучать иностранный язык, как человеку снова приходится осваивать навыки письма, т.е. контролировать каждый крючок и загогулину. Вот для того, чтобы мыслить - необходимо, чтобы техника стала на уровне операции. Учитель с большой буквы "У" помимо формирования техники должен развивать и эстетический вкус. Со мной было то же самое. Я приезжал к Учителю, а он давал мне 15 мин. на то, чтобы прийти в себя от поездки и ставил джаз-рок. Сначала для меня это была какофония, и только по прошествии нескольких лет до меня дошел его замысел - голая техника - это все равно, что поэзия в переводе - лишена мелодики и очарования мелизмов родного языка.
Несколько лет назад случай свел меня с человеком, который всю жизнь преподавал классическую гитару, но по возрасту и здоровью сам не играл, и в последнее время занимался реабилитацией рук. И я понял еще одно, учитель может уже не играть, но оставаться им с большой "У". Сочетание профессии и гитарного опыта дали мне возможность заняться вопросами реабилитации. И даже после хирургического вмешательства важен курс восстановления. Конечно, всю технологию обучения я излагать не буду, дам две рекомендации:
1) После напряженной игры опустите кисти рук, например, в пластмассовый таз с теплой водой на 5 мин. и лучше с морской солью. Вода должна покрывать запястья. Это расслабляет мышцы. Тем, кто встает утром с онемевшими руками это тоже полезно, но вначале разомните кисти рук, т.е. помассируйте их около 2-х мин. Можно опускать кисти в воду между упражнениями. 2) Во время упражнений положите в рот конфетку-сосалку. Это отвлекает от напряжения при сохранении контроля. Это дополнительные методы, но полезные. И самое главное, - играйте медленно.
Что касается видео школ. Каждый гитарист дает свою технику с высоты собственного сложившегося мышления. Ученик перенимает как приемы игры, так и образ мыслей, а это не есть хорошо. При условии, что вы добились техники, ваша индивидуальность будет поглощена автором, и вас всегда будут сравнивать с ним. По-моему, это неправильно. Когда мы слушаем кого-то, то по манере изложения можем узнать, кто играет. Гармония, фразировки, окраска и т.д. Кому нужен второй Gambale, не понимаю. Просто сказать, что я играю как он. Это слабый аргумент для самореализации в творчестве. Если вы как кто-то, то вас нет.