Вообще говоря, все это интересно, полезно и т.п., но лично для меня вопрос с чистой диатоникой (лады на основе натурального мажора) достаточно понятен. Сложнее дело обстоит с игрой гамм на основе гармонического и мелодического минора. (Эти лады необходимы при обыгрывании альтерированной доминанты.) Идея «тональной оси» предполагает свободное оперирование этими гаммами от любой ноты. Вот здесь есть над чем подумать.
Old TCR, насколько я понимаю, твоя идея – мыслить обращения ладов мел. и гарм. минора как «альтерации» обычных ладов? Или же рассматривать их как самостоятельные лады с собственными именами (ну или номерами – действительно здравая идея отказаться от греческих названий).
Мне близка идея De Niss AG по поводу тетрахордов. Только все не ограничивается 4-мя их видами. Я насчитал 12 видов тетрахордов, с помощью которых можно представить любой 7-ми ступенный лад, относящийся к строгой или условной диатонике. Ну и называть их может быть удачнее немного иначе. Например:
--х--|--х--|-----|--x--|-----|--x--| - локрийский
--х--|-----|--х--|--x--|-----|--x--| - нат. Минор
--х--|-----|--х--|-----|--х--|--x--| - нат. Мажор
--х--|-----|--х--|-----|--x--|-----|--x--| - целотон
--х--|--х---|----|-----|--х--|--x--| - фриг. Мажор
--х--|--х---|----|--х--|--x--| - уменьшенный и т.д…
Соответственно, любой лад можно представить как сумму 2 тетрахордов. Один тетрахорд строится от тоники лада вверх, а другой – вниз. Или оба строятся вверх, только надо понимать какая в ладу 5-я ступень – чистая или пониженная. Могут получаться «симметричные» лады – одинаковые тетрахорды на разных струнах: нат. Минор+нат. Минор=дорийский; фриг.мажор+фриг.мажор=византийский мажор – и т.д.
Понятно, что все это – части одного целого. Хочется осмыслить гриф как Холдсворт – видеть любой лад по всему грифу, так, чтобы все концепции «ладобоксов», тетрахордов, расширенных арпеджио и т.п. – слились воедино…