Помниться ты рассказывал о пианистах виртуозах и о том как их пальцы успевают отдохнуть между взятиями нот. Вот пара мыслей о скорости и ее равитии.
Мы уже тут говорили что, скорость и координация зависят от скорости нервных процессов. Хотя скорость это комплексное качество, но доля нервной реакции тут велика. Зная это мы можем вывести несколько четких правил касающихся развития скоростной техники. Поехали. Чем экономичнее движение, тем меньше напряжении нервной системы, тем короче реакция и выше скорость. Знают все, жаль что для некоторых это лишь теория.
Работать на скорость можно только в тех упражнениях которые вы достаточно долго оттачивали в медленном темпе. Техника этого упражнения должна быть безупречна и хорошо усвоена вами, дабы работая на скорость, правильность вас не волновала и не занимала ваше внимание. Вся концентрация – только на скорость.
Если по ходу работы на скорость вы заметили что, темп падает (не важно по какой причине), занятие нужно прервать, т.к. в этом случае оно плавно перейдет в развитие выносливости (способности долго играть не уставая), а это сейчас не цель. (Низкая эффективность занятий часто и кроется в смешивании целей самого занятия).
При скоростной работе, пальцы совершают серии движений с минимальной (желательно) амплитудой и максимальной частотой. Т.е. представляют из себя последовательность противоположно направленных движений – сокращение-расслабление. С увеличением скорости активность мышц становиться такой кратковременной, что они не успевают за такие промежутки времени полноценно выполнить фазу – сокращение-расслабление. При этом как правило акцент смещается на первой половине фазы (на сокращении). Оно и понятно главное взять ноту – зажать струну. С этой ошибкой продолжается усвоение не корректной скоростной техники. Супер гитаристы прекрасно владеют именно расслаблением пальцев в кратчайший промежуток времени. Развить это можно постоянно контролируя расслабление пальцев начиная с момента начала отрыва пальца от струны, а также развивая способность мышц кисти быстро реагировать на команду расслабление. Торможение и утомление есть рез-тат невыполнения этих условий. Работать на скорость нужно в максимальном контролируемом темпе. Только тогда мозг записывает параметры скоростного движения и потом легче их воспроизводит. Работу на скорость нельзя проводить в состоянии физ. и/или эмоциональной усталости. Вот одно упражнение:
Указательным пальцем прижмите струну (например шестую) к ладу. Стоп! Тут же обратите внимание на неработающие пальцы. Они должны быть расслаблены. Если нет – все заново. Далее: отпустите струну расслабив палец и убрав его на волне упругости струны, ее обратного хода от лада (что возможно только расслабив палец – почувствуте как струна толкает его). Тут же - контроль за всеми пальцами! Отучайте их напрягаться когда это не требуется. Постоянно ловите их на этом и повторяйте с начала. Ошибки быстро входят в привычку если их не пресекать тотчас же. Далее движение повторить. Увеличивайте скорость по мере усвоения упр-я, до максимума. Тоже и другими пальцами. В перерывах встряхните, порастягивайте кисть.
Это очень простое и показательное упражнение – фундамент скоростной техники.