Как вы видите из поста flea1989:
Все начинается с прослушивания. Причем длительного. Может быть помнят люди сколько раз они слушали ту или иную любимую песню? То есть можно "послушать", а можно слушать до посинения один рифф, чтобы он лег не в оперативную память, а на жесткий диск.
По поводу "не надо нам теорий и мажоров")))
Снимать можно и без мажоров-миноров. Это и есть эмпирический путь познания музыки, когда человек может не знать названий происходящего, но чувствовать их. Мало кто знает биохимию, но при этом замечательно ежедневно переваривают свой завтрак.) В музыке можно отлично играть на гитаре пентатонику не зная что это пентатоника....
Есть люди, которые наоборот выучили термины, но как все это звучит не ощущает. При этом он может говорить умные теоретические фразы, создавая впечатления, что в дико умный)))
Просто при словесном описании музыкальных явлений ты не можешь не оперировать словами. Иначе мы просто не будем понимать друг друга.
Когда люди снимают на слух, и делают это регулярно, они так или иначе закрепляют в сознании закономерности музыкального языка. Эти закрепленные в сознании закономерности, эти ощущения и есть знание теории музыки. Поэтому если кто-то думает, что я призываю засесть за учебники и читать книги, вместо реальной практики, то ошибается. Надо слушать, копировать, запоминать, фиксировать сознанием закономерности. А если нужно еще и осмыслить все это (для преподавания, для общения, для репетиций, где иногда надо людям понимать друг друга) то тогда все это можно и изучить (освоить терминологию, отражающие те или иные музыкальные элементы).
И конечно надо понимать, что большинство людей - гитаристы-любители. Поэтому терзать их терминами нет никакого смысла. Но если человек хочет играть профессионально, то мимо этого он никак не пройдет. Но это другая тема. Мы тут говорим только о методике.
Кто-то спрашивал с чего начать... Я написал - со съема мелодий своих любимых песен. Именно не гитарных партий, а вокальных линий. Пытаться играть на гитаре так, как поет вокалист. Это для развития слуха (для музыкальности) отличная стартовая площадка. Кстати, Томми Эммануэль (один из лучших фингерстайльщиков мира в интервью говорил, что слушает песни (а не инструментальные гитарные вещи) потому что там есть мелодии.)))) Это то, чего не хватает инструменталистам - 30 секунд мелодия, а потом 5 минут пилилово, напоминающие технические упражнения))))))) Так что песни и красивые мелодии, их анализ и запоминание (даже невольное) закономерностей очень эффективный путь. Причем это можно делать без инструмента, в дороге, в метро, представляя мелодию в виде аппликатуры на грифе гитары (я это назвал для себя аппликатурное сольфеджио). Крайне полезная и увлекательная вещь...
Параллельно с этим, конечно, снимать и гитарные партии. И анализировать их не только с технической стороны, о чем речь в данном топике, но и с музыкальной - из каких элементов состоит, фактура, аранжировка, гармония, ритм, текст (смысл образа) и тд.
... и добавил:
Кстати, Василий Пастухов на видео выше все делает по тому же алгоритму.
1) Определяется тональность
2) Подбираются аккорды (гармония композиции на уровне функций)
3) Далее после этого подбирается мелодия.
Если же мелодию подбирать без тоники, без гармонии, то тогда надо будет потом мелодию как-то согласовывать с аккомпанементом. Это тоже вариант, правда, менее эффективный.