Автор Тема: Молотков "Джазовая импровизация"  (Прочитано 18426 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн tiual

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • Репутация: +0/-0
Re: Молотков \"Джазовая импровизация\"
« Ответ #45 : Июля 09, 2013, 09:41:14 »
Собственно-те школы,в которых преподавалась джазовая гитара в СССР можно было сосчитать по пальцам...
Я не имел ввиду конкретно джазовую гитару. Ф-но, аккордеон, баян.. не важно. Имелось ввиду чтение с листа.
Прочесть в вашем понимании = услышать(внутренним слухом) или?
Я не вполне понимаю что вы имеете ввиду под "внутренним слухом". В данном контексте "прочесть" я имел ввиду просольфеджировать про себя или вслух.
Речь шла о возможности воплотить самостоятельно в звуке или услышать(представить) как это звучит внутренним слышанием.Об аудиозаписи-речи не было.. ??? Насколько я понял,все же .."прочесть" для вас-это нажимать соответствующие клавиши на ф-но и затем уже анализировать полученное звучание?  Тогда мне совсем непонятно,чем ваше мышление отличается от того,которое вы видите в использовании боксов:
Тут уж я вообще не понял ничего. Услышать и проанализировать внутренним слухом "Гигантские шаги"? Ну это нужно быть абсолютником, да еще и с немалым опытом в джазе. Насколько я знаю, анализ гармонии лучше всего проводить именно на ф-но. То же касается и мелодии, да и многого другого. Не зря ведь ОКФ преподается для любой специальности. Совсем не понял как это связано с боксами?

... и добавил:

да оба неправы )))
eye, Почитал ваши комментарии в разных темах, знаете, проникся уважением. Посему хотел бы услышать ваше мнение о подходе в обучении. Кстати полностью с вами согласен здесь:
Хотя заинтересованный студент скорее всего будет иметь оба (и другие) и ему без разницы - он даже не вспомнит потом откуда чему научился - для него это как главы одной большой книги...
Практически из любого пособия можно извлечь пользу
« Последнее редактирование: Июля 09, 2013, 09:52:23 от tiual »

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #46 : Июля 09, 2013, 10:00:29 »
Я не имел ввиду конкретно джазовую гитару. Ф-но, аккордеон, баян.. не важно. Имелось ввиду чтение с листа.
Так и я-не имел...Перефразирую-в сов.время те ДМШ и ДШИ,где преподавался джаз-можно было сосчитать по пальцам. :)
что вы имеете ввиду под "внутренним слухом".
Здесь можно ознакомиться:http://guitar.zp.ua/articles/02/
Услышать и проанализировать внутренним слухом "Гигантские шаги"? Ну это нужно быть абсолютником, да еще и с немалым опытом в джазе. Насколько я знаю, анализ гармонии лучше всего проводить именно на ф-но. То же касается и мелодии, да и многого другого. Не зря ведь ОКФ преподается для любой специальности. Совсем не понял как это связано с боксами?
Если нет возможности "услышать" извне(препод ли играет,СД-ДВД)то единственный ориентир-внутреннее слуховое представление.Но это работает-если таковое развито в достаточной степени.ОКФ-это для муз.училища.В ДШИ-ДМШ давно "предмет по выбору"-хоть балалайка(при наличии педагога).
 С боксами..Это же вы заявляли,что бокс загоняет уч-ся в рамки,лишает возможности мыслить,дает готовые шаблоны-нажимай мол и будешь прав?
 Если чел не слышит внутри себя то,что написано в нотном тексте-будет происходить "нажимание кнопок"-на глаз.То есть-вижу "ноту" -знаю,где её взять(на грифе или клаве-без разницы) -а потом уже слышу и осознаю.Чем ваше видение
 отличается от того видения боксовой системы,которое вы походя записали в нечто вредоносное,несущее отупение и крайне нежелательное для начинающего? ???

Оффлайн tiual

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • Репутация: +0/-0
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #47 : Июля 09, 2013, 10:50:18 »
ОКФ-это для муз.училища.
Разумеется
С боксами..Это же вы заявляли,что бокс загоняет уч-ся в рамки,лишает возможности мыслить,дает готовые шаблоны-нажимай мол и будешь прав?
Я не понял, вы не согласны?
Если чел не слышит внутри себя то,что написано в нотном тексте-будет происходить "нажимание кнопок"-на глаз.То есть-вижу "ноту" -знаю,где её взять(на грифе или клаве-без разницы) -а потом уже слышу и осознаю.Чем ваше видение
 отличается от того видения боксовой системы,которое вы походя записали в нечто вредоносное,несущее отупение и крайне нежелательное для начинающего? ???
Вы несколько утрируете. Если вы помните, то речь шла о конкретном пособии. И о подходе. Конечно боксы - вещь нужная, и без них тоже никуда. Но тот подход который предлагается в этом пособии загоняет начинающих в рамки (опять же мое мнение) и как раз ваш внутренний слух начинает мыслить этими категориями, в этих рамках. В определенных условиях это может быть вредно. По крайней мере, я бы не стал советовать эту книгу как учебник по джазовой гитаре. Как инструмент для педагога - вполне возможно. По крайней мере я не собираюсь его выкидывать.
Вы пожалуйста выражайтесь конкретнее - я не понимаю вашей позиции. Вот например, я так понял, что когда вы смотрите на партитуру, у вас в голове оркестр играть начинает? При этом вы полностью отвергаете инструмент? Например те же гигантские шаги вы просто на ноты смотрите и сразу слышите? Поясните ваше отношение к нотной грамоте.
Разве слух не развивается через слышание? Разве для этого не нужен инструмент? Внутренний слух важен для написания музыки, для создания импровизации в процессе игры. Я не понимаю в чем вы меня обвиняете? В том что я анализирую гармонию с помощью инструмента?

Оффлайн OiD

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 992
  • Репутация: +182/-2
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #48 : Июля 09, 2013, 13:35:51 »
Есть у Молоткова откровенно ошибочные (как мы сегодня понимаем, после Аберкромби, Метини, Мальмстина и прочих)
"Основной принцип подбора логичной и рациональной аппликатуры предполагает наименьшие перемещения левой руки, осмысление любого пассажа в рамках одной из пяти типовых аппликатурных моделей. Всегда нужно искать те точки на грифе, где пассаж или его часть звучат наиболее естественно. Разумеется, невозможно все соло сыграть в единой аппликатуре. Позиции могут меняться, но число их смен должно быть сведено к минимуму."
   Не забуду когда в конце 80х я внял совету по  подбора логичной и рациональной аппликатуры ..... ;D и. ТРИЛОГИЮ  Мальмстина втолкал в одну позицию ...я имею  ввиду 2х струнные арпеджио....с учетом триольности эффект был ошеломляющий..... :D к счастью не долго мучился т. к. вскоре. попалась правильная информация.

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #49 : Июля 09, 2013, 13:44:43 »
Я не понимаю в чем вы меня обвиняете?
:)Вас никто ни в чём не "обвиняет".Когда я смотрю на партитуру,да,стараюсь внутренне представлять,как это звучит.Раньше это было легче.Сейчас,когда 20 лет один до-мажор сутками..Сознание уже и это -не воспринимает,какое уж там "представление"..Для того,чтобы понять моё состояние,нужно лет 20 оттрубить в обычной дмш.Надеюсь,"моё отношение к нотной грамоте"-не нужно объяснять? ;D
То,что вы пока не понимаете,о чём  речь-это нормально.Для этого нужно долго лопатить эту кучу,что я десятилетиями и делаю.Будете идти тою же дорогой-рано или поздно поймёте.Убеждать не буду.

Оффлайн tiual

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • Репутация: +0/-0
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #50 : Июля 09, 2013, 14:13:26 »
То,что вы пока не понимаете,о чём  речь-это нормально.Для этого нужно долго лопатить эту кучу,что я десятилетиями и делаю.Будете идти тою же дорогой-рано или поздно поймёте.Убеждать не буду.
Тем более странно от педагога с вашим стажем слышать несколько невразумительные вещи. Не хочу вас обижать. Просто хотел услышать что то конкретное, поэтому и спрашивал. У самого 10 лет практики преподавания, столько же живой практики. Копал уж поверьте достаточно. Правда последние лет 10 занимался этим мало - изменились обстоятельства.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #51 : Июля 09, 2013, 16:29:33 »
Посему хотел бы услышать ваше мнение о подходе в обучении.
Надеюсь, понятно, что "неправы оба" это была шутка (если это не шутка, то, получается, я - Шариков ) на тему, что в этом деле "нет абсолютной истины". Честно говоря, я даже не видел книги Бадьянова  ??? Но отзывы о нем самом как об учителе слышал только хорошие.

Насчет мнения о подходе к обучению. Это вопрос тонкий и многогранный и на форуме трудно обсуждать не скатившись в какие-то схемы, к которым оппоненту всегда легко "придраться". К тому же мой опыт преподавания (Москворечье, Гнесинка) в этом направлении относится к прошлому веку в прямом и переносном смысле )) ... Сейчас я многое бы, наверное, делал иначе.
К тому же подход в обучении будущих профессионалов и любителей несколько разный (это не значит, что любителю закрыта дорога на профессиональный уровень, просто в целом условия обучения и отношение самого ученика - разные).
Поэтому, написав здесь какой-то умозрительный план подхода к обучению, я подумал и стер его. Лучше обсуждать какие-то конкретные фрагменты разных подходов.
В целом обучение идет через "слушаю-пою-подбираю-играю". Но там много чего внутри этой цепочки.
« Последнее редактирование: Июля 09, 2013, 19:43:05 от eye »

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #52 : Июля 09, 2013, 17:25:57 »
В целом обучение идет через "слушаю-пою-подбираю-играю". Но там много чего внутри этой цепочки.
Примерно так.В контексте же "прений"  :) с tiual ..боксы-не дело,ибо это "костыли"-т.е некие визуальные точки на грифе ,нажимая которые неким образом начинаешь мыслить шаблонно(что есть безусловное "зло"-по мысли оппонента)..а "ноты"(те же самые "визуальные костыли")-есть благо,открывающее новые горизонты неокрепшему сознанию,неумеющему еще как-то мыслить музыкально...
 Я же смотрю на "боксы" так-купила мама парню хорошие синие штаны,в 6 лет. Через год он вырос,купила другие-черные.А в 18 с первой зарплаты чел купил себе модные джинсы.Вывод: Все мы рано или поздно вырастаем из маминых штанишек.Но это не повод упрекать маму в отсутствии вкуса или категорическом  нежелании  приобресть  любимому чаду вместо практичных и удобных чёрных- нечто страшно модное и крутое из мешковины,расшитое бисером ,с 30 кармашками на молнии. Ну или -"слышу-пою-знаю где сыграть-подбираю-играю".Как-то так.
« Последнее редактирование: Июля 09, 2013, 17:33:29 от pioneer »

Оффлайн tiual

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • Репутация: +0/-0
Re: Молотков \"Джазовая импровизация\"
« Ответ #53 : Июля 09, 2013, 17:32:48 »
eye, Благоразумно. Спасибо за ответ)

... и добавил:

pioneer, Может быть я несколько категорично выразился (хотя и не так как вы описали). Просто опирался на свой опыт. Как вы сказали : "Убеждать не буду". Посему "прения" предлагаю окончить. Ничего конструктивного из них не почерпнул.
« Последнее редактирование: Июля 09, 2013, 17:40:22 от tiual »

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #54 : Июля 09, 2013, 17:45:26 »

... и добавил:

  Посему "прения" предлагаю окончить. Ничего конструктивного из них не почерпнул.
Я уж-тем более..

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #55 : Июля 09, 2013, 18:27:59 »
Если сравнивать две крайности в подходах - мышление нотами и точками на грифе, то точки, как это ни странно, более предпочтительны для импровизации, чем ноты.
Графическое отображение звуков на инструменте (вибрафонист Гарри Бертон говорил что такие визуально-операционные системы имеют даже саксофонисты) при условии, что они подкреплены слуховыми значениями, позволяет более свободно оперировать звуками, чем нотная система. Так же мне рассказывал человек, преподававший людям с консерваторским образованием импровизацию в стиле барроко (на ф-но), что по-началу у них не получалось импровизировать и ему приходилось делать выжимку из произведения в виде некой визуальной системы на клавиатуре. Тогда у них стало получаться.

Так что очень часто музыканты, воспитанные в академическом ключе, имеют проблемы с импровизацией, при том, что читают с листа, а начинающие ребята, сразу начинают делать первые шаги в импровизации, не зная нот. Да и многие мастера сцены часто признаются, что не знают нот. Я специально беру крайности.
Для того, чтобы ребенку научиться говорить на бытовом уровне, ему вовсе не надо учиться читать, хотя в дальнейшем ему надо учиться читать и писать и это в дальнейшем влияет на его речь. Но говорение первично по отношению к чтению.

Возвращаясь к обсуждению сабжевых книг - вообще, учиться по книгам музыке невозможно, только как вспомогательный материал... Вот тут даже устроили суд над автором книги 100 easy tune for guitar ))


The easy guitar book sketch gilmour knopfler
« Последнее редактирование: Июля 09, 2013, 18:51:11 от eye »

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #56 : Июля 09, 2013, 19:10:14 »

Для того, чтобы ребенку научиться говорить на бытовом уровне, ему вовсе не надо учиться читать

Здесь согласен полностью.Что происходит в ДМШ? Маленький человек ещё не знает языка(подразумеваю язык музыки)не умеет говорить-а ему..вот те ноты-читай.. ??? И "читают",нажимая нужные кнопки(точки на грифе) в нужное время подобно секвенсору..и "анализируют" гармонию-не представляя,как она звучит..
Возвращаясь к обсуждению сабжевых книг - вообще, учиться по книгам музыке невозможно, только как вспомогательный материал...
Естественно! Я отнюдь не являюсь критиком книги Молоткова,ибо знаю,когда и в какое время(да в какой стране)этот труд был опубликован..Сейчас всё же,я скорее обращусь к видео или аудиошколам первоисточника(Джо Пасс имеется ввиду).
 В отношении Бадьянова-имею обе книги.Иногда использую в работе.Удобно,практично,доступно для начинающих.
 
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн tiual

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 13
  • Репутация: +0/-0
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #57 : Июля 10, 2013, 08:53:56 »
Слышу отголоски наших "прений" :). Я не сторонник крайностей. Я уже говорил, что книга Бадьянова - неплохой инструмент для грамотного педагога. Я не призывал мыслить нотами. Тем более для начинающих. Не отвергал и боксов. Это важные инструменты при игре и при импровизации. В частности для связок, эффектных фраз. Конечно и с их помощью можно импровизировать. Но мысль не должна быть привязана ни к боксам ни к нотам. Формирование идеи не привязать к клише. Например при написании мелодии, она формируется в голове - этот самый внутренний слух или предслышание. Затем вы переносите ее на ноты. Часто это будет играть неудобно, потому что не привязано к стандартным позициям. Подобным образом в импровизации.
Я согласен с вашим примером pioneer, :
Я же смотрю на "боксы" так-купила мама парню хорошие синие штаны,в 6 лет. Через год он вырос,купила другие-черные.А в 18 с первой зарплаты чел купил себе модные джинсы.Вывод: Все мы рано или поздно вырастаем из маминых штанишек.Но это не повод упрекать маму в отсутствии вкуса или категорическом  нежелании  приобресть  любимому чаду вместо практичных и удобных чёрных- нечто страшно модное и крутое из мешковины,расшитое бисером ,с 30 кармашками на молнии. Ну или -"слышу-пою-знаю где сыграть-подбираю-играю".Как-то так.
Просто я видел много примеров когда "мама" забыла купить новые штаны и не объяснила, что когда он вырастет, ему нужно будет самому купить новые, и что кроме джинсов есть еще и другие. Не все до этого доходят сами. Как мне показалось, книга Бадьянова располагает именно к этому. И именно поэтому я согласен с eye, :
Возвращаясь к обсуждению сабжевых книг - вообще, учиться по книгам музыке невозможно, только как вспомогательный материал...
А насчет "анализа" гармонии, разве я говорил что этим должны заниматься начинающие? И все же рано или поздно детям нужно будет научиться читать. И это хороший вспомогательный опыт. Конечно тоже бывают крайности. Я знаю примеры, когда басистам, студентам музучилища расписывали партии по нотам, поскольку они просто не могли играть по цифровкам и уж тем более импровизировать по ним. Но здесь уже многое зависит от "мамы" или от педагога.

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #58 : Июля 10, 2013, 11:36:41 »
Просто я видел много примеров когда "мама" забыла купить новые штаны и не объяснила, что когда он вырастет, ему нужно будет самому купить новые, и что кроме джинсов есть еще и другие. Не все до этого доходят сами. Как мне показалось, книга Бадьянова располагает именно к этому.
Вот в этом пункте опять непонятно... ???Если у меня есть,к примеру всяческие Хрестоматии для классической гитары,подготовит.-первый класс,там всё в нотах.Ес-но,я это всё играю(чтоб учень слышал) сам пою,учня заставляю петь,часто-прошу подобрать на слух и вся работа на грифе идет в 1-й позиции.То есть,учень использует известный ему отрезок грифа(уже зная как звучит и нотируется та или иная мелодия,этюд). Разве это означает,что впоследствии этот "визуальный" шаблон отрезка грифа  будет его как-то ограничивать в развитии?
 Более того,мне непонятен ваш тезис о противопоставлении двух работ.Я лишь вижу только то,что эти работы(не берем во внимание исторические,временные рамки,форму представления мат-ла) предназначены для музыкантов совершенно разного уровня-вот и всё.
А насчет "анализа" гармонии, разве я говорил что этим должны заниматься начинающие? И все же рано или поздно детям нужно будет научиться читать. И это хороший вспомогательный опыт. Конечно тоже бывают крайности. Я знаю примеры, когда басистам, студентам музучилища расписывали партии по нотам, поскольку они просто не могли играть по цифровкам и уж тем более импровизировать по ним. Но здесь уже многое зависит от "мамы" или от педагога.
Начальное представление о гармонии я даю практически сразу(ес-но на доступном для понимания учня уровне).Почему?Да просто я не могу(даже для себя) трактовать термин"гармония" только лишь как последовательность аккордов или "блюдечко с голубой каёмочкой.. :)" Также и потому-что слух музыкальный-явление неоднозначное,многогранное,имеющее индивидуальные стороны и проявляющееся по-разному..Поэтому(на основании своего ,прежде всего  личного опыта)часто бывает так,что "гармоническая" слуховая грань учня работает лучше..Через это(и не только) легче бывает активировать "мелодическую"(порою "спящую" или неразвитую)составляющую слухового навыка.Как-то так.

Оффлайн aruchie

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 363
  • Репутация: +78/-1
Re: Молотков "Джазовая импровизация"
« Ответ #59 : Июля 11, 2013, 07:39:22 »
По поводу книг Бадьянова. Слушал его интервью в подкасте "Огнеупорные гитаристы" , где он говорит ,что выпустил эти книги как методички студентам которые у него учатся  , а в первую очередь для себя , надоело каждый раз писать на доске одно и то-же , и эти книги  как он сам говорит - это совсем не учебник , по которому можно научиться играть от и до.