Продолжим курс ДМК.
Но сначала, чтобы предупредить всякие ненужные разговоры и философствования «вокруг да около» каких-то используемых мной слов или терминов, объясню свою позицию. Спрашивайте – я отвечу. Выражайте свою точку зрения – я соглашусь или поспорю. На всякие нравоучения или советы патерналистского характера – просто не буду обращать внимания. Да, здесь будет много такого, что не будет соответствовать каким-то сложившимся у вас представлениям. Попытайтесь разобраться, выберите для себя то, что устраивает вас. Вам никто ничего не навязывает. И вы не старайтесь этого делать, по крайней мере, в этой теме. Ну, а тем, кому здесь что-то покажется трудным для понимания, совсем не трудно отказаться от дальнейшего просмотра темы. Продолжим для тех, кому не трудно.
Итак, мы говорим сейчас о шкалах. Само слово, действительно, многозначно, но конкретика таких слов определяется какими-то их расширениями, пояснениями, изображениями, символами и всегда-всегда (это главное!) контекстом.
Давайте определимся с теми шкалами, о которых пойдет речь в дальнейшем.
Вот, например. я называю:
"музыкальная шкала" - шкала звуков запдно-европейской музыкальной системы, обозначаю ее символом - MUS и показываю это в таком изображении:
Не думаю, что кому-нибудь может быть не понятно употребление
мной этого символа (При этом вы можете себе называть его как вам только угодно)
Вот еще одна шкала - хроматическая (символ CHR)
Вот как выглядит шкала соответствующих ей звуков от заглавного звука ДО:
То же самое от звука C#:
Ну и т.п. от любого звука.
В шкале MUS в светлых столбцах - так называемые
белые звуки, а в затемненных -
черные звуки (по цвету белых клавиш ф-но, термины общеприняты). В шкале CHR в светлых столбцах - "
белые ступени", в затемненных цветом - "
черные ступени" Термин новый, но аналогия должна быть понятна. Зачем это нужно? Увидим дальше.
Вот как шкала диатоники N соотносится со шкалой CHR:
Мы видим, N диатоника - это как бы пронумерованные белые ступени в системе CHR. На основании шкалы диатоники N созданы две шкалы, которые будем называть:
диатонической модальной (символ DMS) и
диатонической интервальной (символ DIS).
Эти шкалы по сути дела являются различными системами высотных отношений звуков, каждая из которых имеет свое назначение для выражения определенных
функциональных отношений звуков. (Еще одно пугающе многозначное слово слово -
функция! Понимать его следует просто как совокупность слышимых свойств звука, проявляемых им в связях с каким-либо другим звуком или группой звуков, а также - всей системы в целом.)
Диатоническая интервальная система DIS - это самая обычная шкала обозначения интервалов, которой пользуются в буквенно-цифровой символике аккордов. Функция звуков в ней выражают интервалы по отношению к звуку, принятому за приму системы. Такая система (у нас в ДМК) считается
тоникальной, если звук ее примы способен выступать в роли вертикальной слуховой опоры -
вертикальной тоники.
Диатоническая модальная система DMS - это 17-ступенная шкала, в основу которой положена модальность натуральной диатоники. Эта система предназначена для представления в ней таких музыкальных построений, в которых звуковысотная структура образована преимущественно из какой-либо диатоники в ее чистом, альтерированном или хроматизированном виде. Функции звуков в ней выражают их места расположения в системе. Такая система (у нас) считается
тональной, если звук какой-то из ее ступеней способен выступать в роли
горизонтальной тоникиЭта последняя система, безусловно, требует более подробных разъяснений, поскольку
это наш абсолютный эксклюзив, но всему свое время. Пока можете даже не обращать особое внимание и на все здесь сказанное, кроме единственно требуемого - чисто механического умения пользоваться шкалами в предложенной символике.
Например, вы должны уметь решать задачи такого типа:
1. В любой из показанных здесь шкал, заданных от любого звука:
• Определить значение (звуки) заданных ступеней:
• Определить ступени заданных звуков
Например:
1. В шкале DIS (С)
• Определить значение (звуки) ступеней: +5, -6, -2, -9. -5, +11, +7, -13, +9
(Ответ: G#, Ab, Db, Db, Gb, F#, B, Ab, D#)
• Определить ступени звуков: Db, G#, Ab, Bb, B, D#, Eb, F#
(Ответ: -2/-9, +5, -6/-13, 7, +7, +2/+9, -3, +4/+11)
2. В шкале DMS (C)
• Определить значение (звуки) ступеней
#5, b6, b2, b5, #4, b7, (Ответ: G#, Ab, Db, Gb, F#, Bb)
• Определить ступени звуков: C#, Db, Eb, D#, Ab, A#
(Ответ:
#1, b2, b3, #2, b6, #6 Сначала необходимо твердо заучить это в шкалах ДО, а затем и от любой другой ноты: DIS (G), DMS (G), DIS (F), DMS (F) ...
Для тех, кто умеет пользоваться буквенными символами, здесь шкала DIS - это пройденный этап. А шкала DMS технически мало чем отличается. Ну, а тем, кому это в новинку, следует, конечно немало потрудиться. (Если, конечно, вам нужна "рыбка из этого пруда" )