Следующая таблица, по сути дела, и представляет собой
Аккорд-Шкала Систему ДМК:
таб.1
По ней, как было показано прежде, мы можем получить модальные и интервальные формулы натуральной диатоники.
По ней же мы можем получить и соответствие шкал для любого аккорда. Покажем, как это делается на нескольких примерах.
Для удобства продублируем здесь предыдущую картинку, в которой можно видеть, практически, все аккорды тональной музыки.
таб.2
Итак, задача подобрать шкалу для аккорда.
В таб.2 для любого аккорда, заданного его буквенным символом (или IS-формулой) мы всегда можем найти такой полный аккорд, частью которого он является. (Мы уже говорили, что такие аккорды у нас называются частичными.) Один и тот же частичный аккорд может быть частью различных полных аккордов, и в каждом конкретном случае мы можем установить – каких именно.
Например, для, так называемого, доминантсептаккорда (IS-формула которого 1 3 5 7, символ P) полными аккордами, в которые он входит будут: V
N, III
H, VI
M, IV
U.
В таб.1 в строке каждого аккорда мы видим его MS-формулу, ступени которой это то же, что и номера шкал. В столбце каждой модальной ступени аккорда в строке DIS находим интервальную ступень - аккордовый тон, от которого должна исполняться шкала.
Например, в строке аккорда V
N мы видим, что шкала
5/mixo играется от 1 (примы), шкала
6/aeol играется от 2/9 (ноны/секунды), шкала
7/loc играется от 3 (терции) и так далее.
Наиболее естественно при этом шкалы играются от ступеней базисного аккорда.
Для аккорда V
N от 1 - mixo, от 3 - loc, от 5 - dor, от 7 - lyd.
Для аккорда III
H от 1 - phrH, от -3
(*) - mixoH, от 5 - loc, от 7 - dor.
Для аккорда VI
M от 1 - aeolM, от -3
(*) - ionM, от 5 - phr, от 7 - mixoM.
Для аккорда IV
U от 1 - lydU, от 3 -aeolU, от 5 - ionU, от +7
(*) - phrH.
Поясним, что означают ступени, помеченные значком
(*). Дело в том, что в системе ДМК все шкалы имеют названия только от семи натуральных ступеней. Поэтому соответствия интервальных ступеней определяется только по натуральным ступеням.
То есть, для аккордов III
N и III
H играется шкала mixo от малой терции (-3), только для III
N - шкала mixoN, а для III
H - шкала mixoH. (В любом виде - строгом или свободном)
Аналогично для аккорда VI
M от малой терции (-3) играется шкала ionM. Для аккорда IV
U от +7 играется шкала phrU.
Возьмем конкретный пример -
аккорд Eb7. Как V
N обыгрывается шкалами: Eb mixo, G loc, Bb dor, Db lyd.
Как III
H обыгрывается шкалами: Eb phrH, G mixoH, Bb locH, Db dorH.
Как VI
M обыгрывается шкалами: Eb aeolM, G ionM, Bb phrM, Db mixoM.
Как IV
U обыгрывается шкалами: Eb lydU, G aeolU, Bb ionU, Db phrU.
Во многих случаях (их дольше описывать, чем опробовать методом "тыка") для аккорда быть успешно использованы шкалы любого аккорда той же категории.
Для аккорда Eb7 - как V* Eb mixo*, G loc*, Bb dor*, Db lyd* (где * может быть N, H, M, U)
Возможно также Eb7 и как VII
U.
ЗЫ. В предыдущем посте в таблице ошибка (здесь исправлено - это таб.2). Исправлять там боюсь: опять все пойдет "не в ту степь". А объяснить мне или не смогли, или я не понял тонкостей таких советов - сначала: Обратите внимание: -"Последнее редактирование:-дата ,время" (В самом низу Вашего сообщения), а потом: "Да не обращать на нее (ту же строку) внимания!" I am !