Автор Тема: Аккорд-Шкала. Система ДМК  (Прочитано 13587 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн VoVa666

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 639
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #45 : Декабря 10, 2012, 00:24:29 »
мелодическая диатоника :hmmm: - кибернетика)

забавно - есть такие кто не знает как шкалы на аккорды накладываются??? открою тайну - по общим ступеням ;D правда теории точной здесь быть не может, самый верный метод - на слух. бывают же аутсайды, да и на один аккорд могут применяться разные последовательности, не только с банальными опеваниями, но и с проходящими аккордами, а внутри них - и т.д. и т.п. бесконечность... давно все инверсии 7ми ступенных знаю - импровизации никак не помогло :7: прежде всего на гитаре важна фразировка.
хотел бы я уметь так быстро "думать" как мой процессор, но не хотел бы думать о том же) - посмотрим чего будет дальше, хотя 2ю главу трактата уже пробежал в инете)

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #46 : Декабря 11, 2012, 15:57:31 »
Аккорды...Аккордом называется...Называйте его как угодно и представляйте себе что угодно. А в ДМК мы говорим о полных и частичных аккордах диатоники.

Полным аккордом диатоники мы называем представление ее в таком формате, при котором все семь ее звуков расположены по терциям. Такие аккорды обозначаются римской цифрой, соответствующей той модальной ступени, с которой начинается ее терцовый разворот.

Например: I = 1 3 5 7 (2 4 6); II = 2 4 6 1 (3 5 7); III = 3 5 7 2 (4 6 1)... VII = 7 2 4 6 (1 3 5)

Четыре первые ступени представляют собой базис аккорда, и три последние (выделенные в скобках) - его надстройку, это add/sus ступени. 

У римских цифр аккордов ставится показатель формы диатоники, из которой аккорд образован: N, H, M, U. Без показателя (по умолчанию) аккорд считается из диатоники N. В следующей таблице  приведены аккорды этих четырех диатоник в нотном отображении:


Нетрудно понять (и это можно видеть в таблице), как альтерированные аккорды получаются из чистых аккордов (аккордов чистой диатоники): просто в чистом аккорде заменяется ступень, соответствующая показателю. При этом всегда имеются два варианта: изменение вносится в базисе или в надстройке аккорда (в последнем случае показатель заключается в скобки). См. в таблице: V(H), I(M), II(U). Сравните, например: VIIH = B7-5(+5-9) и VII(H) = Bm-5(+5); IVH = Fmmaj7(-5) и IV(H) = Fmaj7(-5+9).

В буквенных символах аккордов вы видите традиционные обозначения базисной части аккорда и рядом в скобках символы надстройки с расшифровкой (ступени рядом с нотами). Принцип такой символики очень прост.

Ступени аккорда: нона, ундецима и терцдецима по умолчанию означают: 9 11 13. В скобках выписываются только те из них, которые альтерированы. При этом +5 означает -13, -5 означает +11. То есть, например символ надстройки (+5) означает: 9 11 -13, а символ (-5+9) будет означать: +9 +11 13.

Такие обозначения имеют определенный смысл. Например, полный аккорд IIIH , символ IS которого - E7(+5-9) может выступать в виде частичных аккордов: E7+5 (1 3 +5 7), E7-9 (1 3 5 7 -9), E7+5-9 (1 3 +5 7 -9).

Вообще, частичные аккорды могут выступать любой частью полного аккорда или частью любой какой-то формулы. Например, аккорд E7+5 может быть реализован не только всей формулой (1 3 +5 7), но и любыми ее частями: (+5 7), (3+5), (1+5 7). Здесь критерием правильности выбора может быть только уместность в данном контексте.

В последней  нотной строке таблицы, находятся шесть аккордов от черных ступеней, они (как можно видеть) по структуре сильно отличаются от аккордов, что построены от белых ступеней. Поэтому совершенно логично различать аккорды черные (от черных ступеней) и аккорды белые (от белых ступеней). Белые аккорды могут быть альтерированными или чистыми. О черных аккорда поговорим позже.

Разобраться во всех этих аккордах и символике совсем не сложно и если кому-то покажется, что многовато, то могу утешить тем, что здесь представлены практически все аккорды тональной музыки.
 

Оффлайн VoVa666

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 639
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #47 : Декабря 11, 2012, 18:46:09 »
аккорды - это хорошо) в смысле субъективно, т.е. мне очень нужны :rolleyes:
тут мой уровень отдыхает, возможно частично поэтому с импро проблемы. разложил все сэпты натурального на обращениям и от каждой струны (4,5,6) - кажется многовато лишней мышечной памяти, но иногда полезно - арпеджио 2октавы прилогаются в последовательности 2,5\7,1 - для простоты чтоб слух не напрягать, ибо разминка больше чисто техническая - септ и 3 обращения от всех нот. альтерированные использовал только в стандартных аппликатурах. симметрия - обращать нечего кроме высоты звука.
и вот интересны аппликатурные модели этих аккордов. по нотам конечно всё просто, аппликатуры - уже не настолько. если учитывать что обращения нужны не только для изменения ноты в басу (они ведь могут использоваться иначе, басовая нота может становится тоникой или любой другой ступенью кроме изначальной, и придавать надстройки, с помощью которых аккорд в общем звучит совсем подругому) - получается стремление к интервальному мышлению (был на ютьюбе ролик как ребенок любые интервалы\созвучия угадывал - прям гений, хорошо научили, или отличный фокус).
и вот если владеть аккордовой импровизацией - тогда на мой взгляд и одноголосье стало бы лучше, как бы более современным.
всё, сорри, больше мешать не буду - ждем продолжения :)

Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #48 : Декабря 15, 2012, 12:20:03 »

Ниже приводятся диаграммы гитарных боксов всех шкал основных форм диатоник N, M, H и U:


Посмотрите в постах #38 и #44 те же шкалы в виде матриц аппликатур и установите для себя их соответствие с этими диаграммами. Это все поможет вам лучше понять и освоить шкалы практически. Если вы хотите что-то представлять из себя как импровизатор, ваша голова должна знать их устройство, ваши пальцы должны уметь автоматом пробегать по ним вдоль и поперек, ваши уши должны различать характерное звучание каждой из них и узнавать отдельный звук каждой модальной ступени (об этом больше - позже).

Итак, будем считать, что вы знаете диатоники N, M, H и U, и владеете (пока хоть в какой-то степени) их шкалами.
 
Чтобы уметь разбираться во всех аккордах тональной музыки, прежде всего необходимо хорошенько разобраться в аккордах натуральной диатоники. Это совсем просто. И вам, конечно, хорошо известны формулы ее базисных аккордов (трезвучий и септаккордов - об этом только очень ленивый автор пособий по гармонии промолчал). Только у нас все же для этого имеется небольшое "колесико" для  "нового велосипеда", которое, надо надеяться, должно помочь вам увидеть всю картину в целом. А картина эта имеет вот такой вид: перво-наперво изучите следующую таблицу:


В ней мы можем видеть модальные и интервальные формулы аккордов и шкал N-диатоники.

Например, в первой строке можно видеть: аккорд IV, его модальную формулу 4 6 1 3 (5 7 2) читаем сначала по желтому цвету, потом- по голубому; интервальную формулу базисного аккорда (1 3 5 +7) читаем в DIS по ступеням в желтом и в надстройке (9 +11 13) - по ступеням в голубом. В этой же строке читаем модальную формулу шкалы lid/4 (4 5 6 7 1 3) и (если это очень надо) соответствующую ей интервальную формулу (1 2 3 +4 5 6 +7). Интервальную формулу шкалы, в принципе, можно забыть после того, как шкалой овладели наши пальцы.

И тому подобное можно видеть для II, III...VII аккорда. Я думаю это не требует разъяснений.

Ну, и теперь та самая "картина":


Как видите все здесь легко обозреваемо, удобно запоминаемо и легко расшифроваемо. (Надеюсь, так сказанное мной вами понимаемо ;) ) Эта небольшая табличка систематизирует интервальные структуры полных аккордов диатоник (N, H, M и U), что поможет вам легко получить IS каждого из них.

Поясняю значения новых символов, означающих IS базисных аккордов:
     •   Символ R (аналог символа «maj7») означает: 1 3 5 +7 (мнемоника: duR)
     •   Символ P (аналог символа «7») означает: 1 3 5 7 (мнемоника: sePt)
     •   Символ L (аналог символа «m7») означает: 1 -3 5 7 (мнемоника: moLL)
     •   Символ Lø (аналог символа «ø») означает: 1 -3 -5 7
     •   Символ Lo (аналог символа «dim») означает: 1 -3 -5 -7
 
В эти структуры могут быть внесены изменения:
Стоящие рядом с символом:
     •   +7 или -7 заменяет 7
     •   +5 или -5 заменяет 5
     •   -9 заменяет 9 в надстройке
     •   =3 ( понимается как двойной минус = дубль бемоль) это "пресловутая" дважды пониженная терция минорного аккорда.

О символах надстройки (add/sus) мы уже говорили в посте #46.  Таким образом, если нам нужно получить IS, например, аккорда VIH, мы находим в в пересечении столбца V и строки H символ базиса: L+7 и, чтобы получить символ полного аккорда, добавляем к нему символ надстройки (+5). Получаем символ IS:
 
VIH = L+7(+5) = 1 -3 5 +7 (9 11 -13)

Еще пример аккорда VM. Символ базиса: P-5, он же символ полного аккорда, поскольку надстройка (по умолчанию) означает: (9 11 13). IS полного аккорда будет: 1 3 -5 7 (9 11 13).

Ячейки таблицы расцвечены по категориям аккордов: мажор - красноватые, септ - желтые, минор - голубые, суперминор - фиолетовые.

Дополняет эту картину вид на черные аккорды:

Здесь аккорды суперминора и супермажора -  их отличие от других категорий состоит в том, что они не имеют (и не предполагают иметь!) чистую квинту. Это аккорды прима которых не тоникальна.

P.S. Превентивный ответ на вопрос, типа: "Ох, да Ой! Кому все это надо?" - Тем, кто хочет понять суть того, что такое аккорд в тональной музыке.


Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #49 : Декабря 16, 2012, 22:29:10 »

Следующая таблица, по сути дела, и представляет собой Аккорд-Шкала Систему ДМК:

таб.1

По ней, как было показано прежде, мы можем получить модальные и интервальные формулы натуральной диатоники. По ней же мы можем получить и соответствие шкал для любого аккорда. Покажем, как это делается на нескольких примерах.

Для удобства продублируем здесь предыдущую картинку, в которой можно видеть, практически, все аккорды тональной музыки.

таб.2

Итак, задача подобрать шкалу для аккорда.

В таб.2 для любого аккорда, заданного его буквенным символом (или IS-формулой) мы всегда можем найти такой полный аккорд, частью которого он является. (Мы уже говорили, что такие аккорды у нас называются частичными.) Один и тот же частичный аккорд может быть частью различных полных аккордов, и в каждом конкретном случае мы можем установить – каких именно.
Например, для, так называемого, доминантсептаккорда (IS-формула которого 1 3 5 7, символ P) полными аккордами, в которые он входит будут: VN, IIIH, VIM, IVU.

В таб.1 в строке каждого аккорда мы видим его MS-формулу, ступени которой это то же, что и номера шкал.  В столбце каждой модальной ступени аккорда в строке DIS находим интервальную ступень - аккордовый тон, от которого должна исполняться шкала.
Например, в строке аккорда VN мы видим, что шкала 5/mixo играется от 1 (примы), шкала 6/aeol играется от 2/9 (ноны/секунды), шкала 7/loc играется от 3 (терции) и так далее.

Наиболее естественно при этом шкалы играются от ступеней базисного аккорда.
Для аккорда VN от 1 - mixo, от 3 - loc, от 5 - dor, от 7 - lyd.
Для аккорда IIIH от 1 - phrH, от -3(*) - mixoH, от 5 - loc, от 7 - dor.
Для аккорда VIM от 1 - aeolM, от -3(*) - ionM, от 5 - phr, от 7 - mixoM.
Для аккорда IVU от 1 - lydU, от 3 -aeolU, от 5 - ionU, от +7(*) - phrH.

Поясним, что означают ступени, помеченные значком (*). Дело в том, что в системе ДМК все шкалы имеют названия только от семи натуральных ступеней. Поэтому соответствия интервальных ступеней определяется только по натуральным ступеням.
То есть, для аккордов IIIN и IIIH играется шкала mixo от малой терции (-3), только для IIIN - шкала mixoN, а для IIIH - шкала mixoH. (В любом виде - строгом или свободном)
Аналогично для аккорда  VIM от малой терции (-3) играется шкала ionM. Для аккорда IVU от +7 играется шкала phrU.
 
Возьмем конкретный пример - аккорд Eb7. Как VN обыгрывается шкалами: Eb mixo, G loc, Bb dor, Db lyd.
Как IIIH обыгрывается шкалами: Eb phrH, G mixoH, Bb locH, Db dorH.
Как VIM обыгрывается шкалами: Eb aeolM, G ionM, Bb phrM, Db mixoM.
Как IVU обыгрывается шкалами: Eb lydU, G aeolU, Bb ionU, Db phrU.

Во многих случаях (их дольше описывать, чем опробовать методом "тыка") для аккорда быть успешно использованы шкалы любого аккорда той же категории.
Для аккорда Eb7 - как V* Eb mixo*, G loc*, Bb dor*, Db lyd* (где * может быть N, H, M, U)     
Возможно также Eb7 и как VIIU

ЗЫ. В предыдущем посте в таблице ошибка (здесь исправлено - это таб.2). Исправлять там боюсь: опять все пойдет "не в ту степь". А объяснить мне или не смогли, или я не понял тонкостей таких советов - сначала: Обратите внимание: -"Последнее редактирование:-дата ,время" (В самом низу Вашего сообщения), а потом: "Да не обращать на нее (ту же строку) внимания!"  I am :crazy:!





Оффлайн vosok Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
Re: Аккорд-Шкала. Система ДМК
« Ответ #50 : Декабря 18, 2012, 15:46:59 »

Итак, я подытожу сказанное здесь об Аккорд-Шкала Системе ДМК.

Система ДМК основана на идеях трактата «Диатоническая Модальная Концепция тональной музыки» (http://window.edu.ru/resource/467/70467), главная из которых заключается в том, что натуральная диатоника – суть матрица всего того, что образовалось из нее в тональной музыке. Диатоника как система определенных интервальных отношений звуков создана самой природой и на ее основе человеком была создана диатоническая модальность как система связей всей всех звуков музыкальной шкалы.

Посмотрите на клавиатуру фортепиано - разделение клавиш на белые и черные. Такая «расовая сегрегация» – разделение звуков на «полноправные» и «с ограниченными правами» – это и есть диатоническая модальность как преимущественность «белой расы» – диатоники ДО. Белые и черные ступени ДМК – это паспорта-свидетельства принадлежности к тому или иному «сословию». В диатонической модальности СОЛЬ белый паспорт отобран у белого звука ФА и передан черному звуку ФА-диез. В диатонической модальности СИ все пять черных звуков уже с белыми паспортами, а пять из семи белых звуков получили черные паспорта. (Похоже, как в одной из заокеанских стран).

Тональную музыку записывают в нотах с ключевыми знаками. Тональности? Да, ключевые знаки в большинстве случаев определяют тональность. Но они вовсе не является ее существенным признаком!!! Ключевые знаки определяют диатоническую модальность! Ключевые знаки перечисляют черные звуки, которым выданы белые паспорта: F#_C#_G#... Bb_Eb_Ab…, определяя тем самым диатонику, образующую данную модальность.

В рамках диатонической модальности модальные ступени звуков и аккордов определяют их функции. Ступени – это вроде, как иконки или ссылки компьютера, а функции – это, как ваше представление того, что за этими скрывается и «с чем это едят». В адекватно представленной диатонической модальности модальные функции звуков и аккордов узнаваемы на слух. Тональные связи (функции) возникают лишь как историческая апперцепция. Так у различных народов, стран, областей тональными (ожидаемыми «в нужном месте в нужный час») становятся различные модальные ступени. В западноевропейской музыке такими стали 1 и 6 модальные ступени.

Анализ любого тонального произведения показывает, что оно может быть адекватно представлено в виде одной или определенной последовательности различных диатонических модальных систем. Но это уже другая тема разговора. А мы говорим пока о системе соответствия аккорд-шкала.

В предыдущем посте в таблице (таб.2) представлена классификация всех полных аккордов по их принадлежности к той или иной собственной диатонике: N, H. M, U (здесь не показаны еще две симметричные - Z и W). Любой аккорд, который вам может встретиться в практике можно легко представить как частичный какого-то полного аккорда диатоники, что определит его модальный символ, по которому в свою очередь определяется его модальная формула. Каждая ступень этой формулы является символом требуемой шкалы.

Пример. Найти шкалы для Ab7+5-9.
1. Определяем категорию: P; 2. Находим в таб.2 P с расширением +5-9. Это полный аккорд P(+5-9), его символ IIIH; 3. Принимаем приму аккорда - звук Ab/G# за модальную ступень 3, из чего определяем натуральную диатонику E, ступени которой определяют шкалы: 1 - E ionH, 2 - F#dorH, 3 - G#phrH, 4 - AlydH, 5 - BmixoH, 6 - C#aeolH, 7 - D#locH; 4. Выбираем (ушами) из них те, что скорее попались под руку-пальцы или больше приласкали ухо. При определенной практике, на раздумывание всех этих действий уходят доли секунды, а шкалы у нас должны быть всегда - любая под пальцами.

Конечно об аккордах и шкалах можно было бы еще много чего рассказать, но пока и сказанного, как говорили древние римляне, для умного достаточно. Продолжу, только если будут вопросы.

С наступающим на всех вас Новым Годом!