Всё это круто, конечно... Но...
Но как быть с функциями аккордов, посторенных на ступенях диатонических ладов, их связью между собой?
Допустим, в натуральном до мажоре (который есть ещё и до ионийский) на ступенях лада можно построить следующую прогрессию:
Таким образом, на I, IV и V ступенях—мажорные трезвучия, на II, III и VI—минорные, а на VII — уменьшенное.
Если в септаккордах (у которых функциональная связь и тяготения выражены ярче из-за веедения в состав неустойчивой ступени - септимы), то на ступенях до мажора образуется следующий ряд септаккордов: Cmaj7, Dm7, Em7, Fmaj7, G7, Am7, H7b5.
Таким образом, на I и IV ступенях ионийского лада находятся большие мажорные септаккорды, на II, III к VI ступенях — минорные септаккорды, на V — доминантсептаккорд , а на VII — полууменьшенный септаккорд.
Общепринятыми (в эстрадной и классической музыке) методами анализа гармонических последовательностей являются: выделение из диатонических трезвучий трех главных — тонического (Т), доминантового (D) и субдоминантового (S); установление связи побочных трезвучий с главными и выяснение закономерностей их взаимодействия.
Главными называются трезвучия (или септаккорды), построенные на I, IV и V ступенях мажора или минора и характеризующие данный лад. Трезвучия, построенные на II, III, VI и VII ступенях лада, называются побочными. Их, гармонические функции определяются родством с главными. Побочные трезвучия (септаккорды) несут ту или иную функцию главных.
Как видно из рисунка, каждая пара соседних трезвучий содержит два одинаковых звука. Отсюда следует, что трезвучие II ступени родственно трезвучию IV и, таким образом, несёт субдоминантовую функцию, а трезвучие III ступени, родственное трезвучиям I и V ступеней, носит смешанную, двойную функцию—тоническую и доминантовую, в то время как трезвучие на VI ступени родственное трезвучиям VI и I ступеней, имеет тоническую и субдоминантовую функции. Трезвучие VII ступени носит доминантовую функцию.
Функциональная связь трезвучий (септаккордов) хорошо видна из следующего рисунка:
Из этой таблицы видно, что определяющими являются взаимодействия главных трезвучий — Т, D и S, при этом тоническая функция Т выражается в устойчивости тонического трезвучия и подчинения ему всех других аккордов лада. Доминантовая функция D характеризуется непосредственной направленностью в тонику, а субдоминантовая S — направленностью от тоники, но подчинением ей через доминанту: Т—S—D—Т. Вроде как основными формулами гармонического движения являются: Т—S—T; Т—D— Т и Т—S—D—T. Как бы выходит, что в пределах одного лада любую гармоническую последовательность можно представить в виде одной из этих формул.
0бычно лад изображают горизонтально в виде секундового гаммообразного звукоряда – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Но также лад можно построить вертикально по терциям, («построить некий полиаккорд терцового строения» - С. Попов). Получится следующий ряд: до, ми, соль, си, ре, фа, ля, до.
Вертикальный звукоряд лада можно разделить на три функциональных полиаккорда - доминантовый, субдоминантовый и тонический, которые содержат в своем составе 7-аккорды соответствующих функциональных групп: D – G 13 (соль, си, ре, фа, ля, до, ми,), S – Fmaj 13 (фа, ля, до, ми, соль, си, ре), T – C 13 (до, ми, соль, си, ре, фа, ля), которые и определяют функциональные связи, тяготения аккордов друг в друга, и, в связи с этим, определённую закономерность следования аккордов друг за другом (определённые аккордовые прогресии)…
К чему это я… Да к тому, что в до мажоре (до ионийский) и в ля миноре (ля эолийский) чётко и ярко выражены эти функциональные связи, и последовательности типа C(I - T), Fmaj7(IV - S), G7(V - D), C(I - T) и Am(I - T), Dm7(IV - S), Em7 (V - D), Am (I - T) звучат очень логично, естественно, “правильно” для моего уха, т.е. и звучат как последовательность тонического, субдоминантового и доминантового аккордов.
Вот тока у меня возникли серьёзные непонятки при попытке перенести эту штуковину с тоникой-субдоминантой-доминантой в другие лады, построенные от до мажора – ре дорийский, соль миксолидийский.
Возьмём самое простое – ре дорийский – ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. По сравнению с обычным минором здесь изменена лишь 6 ступень, которая, по сравнению с натуральным минором, повышена на полутон. А основные трезвучия, несущие главные функции, строятся на 1 (T), 4 (S), и 5 (D) ступенях лада. Т.е. вроде бы альтерированная 6 ступень и не сильно влияет на функциональную природу лада, так как от 6 ступени строится аккорд, несущий не основную, а побочную функцию. Но последовательность Dm (I – T), G (IV – S
…), Am (V - D), Dm (I – T) или Dm, G7, Am7, Dm ( в септаккордах, дабы усилить функциональные тяготения) не звучит так “логично, естественно, правильно, убедительно”, как Am(I - T), Dm7(IV - S), Em7 (V - D), Am (I - T). Ну не “звучит” Dm, G7, Am7, Dm так однозначно как следование тоники, субдоминанты, доминанты и снова тоники, как Am, Dm7, Em7, Am (вот тут однозначно тоника, субдоминанта, доминанта и снова тоника). Т.е. для аккорд G является «какой-то не такой» субдоминантой в ре-дориском, как Dm в ля-эолийском…
Подобная “проблемка” с соль миксолидийским, тока уже с доминантой. Последовательность аккордов G (I), C(IV), Dm (V), G (I) в соль-миксолидийском, звучит “не так”, как C(I - T), Fmaj7(IV - S), G7(V - D), C(I - T) в до-ионийском…
Си локрийский – вообще ужас…
Я понимаю, что все эти соль миксолидийские, ре дорийские имеют иное интервальное строение, чем обычные натуральные мажор (ионийский) и минор (эолийский), имеют иное звучание, создают другой “окрас”. Но как быть с принципом T-S-D-T в этих ладах. Он здесь не работает? Тогда какие закономерности следования аккордов, построенных по терциям от ступеней этих ладов (используя лишь «натуральные», «родные» составляющие ступени конкретного лада, т.е. не альтерируя их), функциональная взаимосвязь этих аккордов работают в пределах этих ладов? Что, для каждого лада свои закономерности? Для ми фригийского одна, а для соль миксолидийского – другая закономерность? И какие эти закономерности?