Автор Тема: Аккорды на ступенях строго диатонических ладов  (Прочитано 14175 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн De Niss AG

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 637
  • Репутация: +0/-4
  • Не владеющий вопросом
    • http://www.aguitar.ru
Во-первых, так возникло исторически, это лады из арабской музыки и они называются в арабской музыке именно так. С тем же успехом арабский музыкант мог бы спросить тебя: "Зачем обычный Hisar называть дважды гармоническим минором?" :)

Во-вторых, арабский макам - понятие более широкое, чем европейский лад. Он включает и правила развития мелодии, и возможные модуляции, и смещения нот относительно их "номинальных" значений.

Поэтому смысл в экзотических названиях есть, а вот смысла включать их в один ряд с европейскими ладами нет.

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Цитата: Ress
Может попробовать поэкспериментировать в том же русле с заменами аккордов, выполняющих тоническую, субдоминантовую и доминантовую функции, согласно приведённой таблице, для Ре дорийского?

Ну чо...
Вот я дома поэксперементировал. ВОтъ что у меня получилось:

1. Ионийский и эолийский расписывать не нужно. Всем и так известно. C (I - T), F (IV - S), G (V - D), C (I - T). Am (I -T), Dm (IV - S), Em (5 - D), Am (I- T).
2. Е- фламенко: E (I -T), F (II - S), Dm (VII - D), E ( - T).
Е - фригийский - то же самое, тока тонический аккорд минорный, а не мажорный: Em (I -T), F (II - S), Dm (VII - D), Em ( - T).
3. G - миксолидийский. Прикольная последовательность вышла. Напоминает чем-то звучание Роллингов и Хендрикса. G (I - T), C (IV - S), F (VII - D), G (I - T). Вотъ. И субдоминанта, и доминанта - мажорные трезвучия, как и в натуральном мажоре.
4. F - лидийский. Тут не всё одназначно и не так красиво  у меня вышло. В общем, можно сыграть что-то типа такого:
F (I - T), G (II - S), C (V - D), F (I - T). И субдоминанта, и доминанта - тоже мажорные трезвучия, как и в натуральном мажоре.
5. D - дорийский. Dm (I - T), Em (II - S), C (VII - D), Dm (I - T).
В общем, где-то так... :xyxwave:
А вот с Си-локрийским как-то не срослось, так как у него трезвучие на 1 ступени - уменьшенное - Hmb5. Плохая с него тоника. :) Кста, локрийский лад лихо подходит для игры в Е- фригийском (тот же самый лад, тока сыгранный от квинты, т.е. так называемый "гипофригийский" лад). Используется эта фишка не так уж и редко. Вот даже у Стинга в песенке Дезер Роуз есть в проигрыше ход в локрийском ладу на фригийскую гармонию.

Оффлайн VikingKong

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 462
  • Репутация: +43/-64
  • Циник
Цитата: Greeboss
Ну чо...
Вот я дома поэксперементировал. ВОтъ что у меня получилось:
1. Ионийский и эолийский расписывать не нужно. Всем и так известно. C (I - T), F (IV - S), G (V - D), C (I - T). Am (I -T), Dm (IV - S), Em (5 - D), Am (I- T).

Эолийский лад (он же натуральный минор) в западноевропейской музыке гармонизируется обычно несколько иначе, не в виде t-s-d-t. Используется он редко, и на небольших участках композиции. Обычно вводится в виде поступенного движения от тоники вниз к 5-й ступени: I VII VI V. Данная последовательность ступеней называется фригийским тетрахордом (называется так потому, что совпадает по интервальному строению с тетрахордом фригийского лада в нисходящем порядке). Соответственно, в зависимости от голоса, в котором проводится фригийский тетрахорд, имеем следующие последовательности:
1. Фригийский тетрахорд в верхнем голосе: t -dtIII-s-D, либо tsVI-dtIII6-s-D, либо t6-dVII6-tsVI6-D6 (последовательность параллельных секстаккордов), для последней прогрессии еще возможны варианты окончания D6/5, DVII7, SII2-D6
2. Фригийский тетрахорд в басу: t-dVII-s6 (варианты: sII4/3, или tsVI) -D, или t-d6-s6 (sII4/3, tsVI) - D
Мажорная доминанта  в конце прогрессий объясняется тем, что фригийские обороты традиционно доводятся до доминанты, принадлежащей уже гармоническому, а не натуральному минору (еще раз повторюсь, что роль натурального минора в западноевропейской музыке эпизодическая).

Оффлайн Понтий Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 190
  • Репутация: +2/-1
  • Карабистр
Цитировать
роль натурального минора в западноевропейской музыке эпизодическая

Во-во.
Я так и знал!

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Цитата: VikingKong

t6-dVII6-tsVI6-D6,
D6/5, DVII7, SII2-D6,
 t-d6-s6 (sII4/3, tsVI) - D

Эй-эй!!! Не торопись!!! Мы консерваторий не заканчивали... Это чего ты там написал??? Можешь изобразить всё то же самое, тока в буквенно-цифровом обозначении аккордов по типу Am6, C13, F#7. А то чёта я с трудом понимаю, что ты написал... :weep:

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Цитата: VikingKong
Обычно вводится в виде поступенного движения от тоники вниз к 5-й ступени: I VII VI V.

Кста, это одна из самых заезженных аккордовых прогрессий во фламенко: Am, G, F, E. В чём фишка? И кстати, Am (I - T), G (VII -D), F (VI - S), E (V -D). ;) :bighi:  Т.е. эта последовательность представляет собой T-D-S-D. И в начале следующего оборота последовательность опять вернётся в тонический минорный аккорд. Т.е. выходит T-D-S-D-T. Ничего особенного, существенно отличающегося от гармонических схем в обычном, натуральном миноре. ;)

Оффлайн VikingKong

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 462
  • Репутация: +43/-64
  • Циник
Цитата: Greeboss
Кста, это одна из самых заезженных аккордовых прогрессий во фламенко: Am, G, F, E. В чём фишка? И кстати, Am (I - T), G (VII -D), F (VI - S), E (V -D). ;) :bighi:  Т.е. эта последовательность представляет собой T-D-S-D. И в начале следующего оборота последовательность опять вернётся в тонический минорный аккорд. Т.е. выходит T-D-S-D-T. Ничего особенного, существенно отличающегося от гармонических схем в обычном, натуральном миноре. ;)

I-VII-VI-V здесь не аккордовая прогрессия, а последовательность ступеней, мелодия в одном из голосов гармонии, грубо говоря. В западноевропейской музыке натуральный минор вводится обычно именно таким способом, немедленно возвращаясь в гармонический (впрочем, в музыке славянских композиторов, например, Шопена, натуральный минор используется гораздо более свободно и широко, джаз - отдельная тема). Соответствующие аккордовые прогрессии были изложены чуть ниже. Теперь об обозначениях, тут нет ничего сложного: строчные и заглавные буквы обозначают минорную или мажорную тональную функцию соответственно (например, d - минорная доминанта, D - мажорная), арабские цифры в конце - тип обращения (например, 6 - секстаккорд, 4/3 - терцквартаккорд и т. д.), обозначения типа sII - вспомогательные тональные функции (например, sII - субдоминанта второй ступени, dVII - доминанта седьмой ступени, tsVI - шестая ступень представляет из себя смешанную тоническо-субдоминантовую функцию и может быть тоникой или субдоминантой в зависимости от контекста).
Примеры "расшифровки" для ля-минора:
t-dtIII-s-D = Am-C-Dm-E
tsVI-dtIII6-s-D = F-C6-Dm-E
З.Ы. Написанное имело целью лишь показать характерные для классической западноевропейской музыки прогрессии натурального минора. Его следует воспринимать не как непреложное правило, а скорее, как дополнение (возможно, полезное) к постам других участников.

Оффлайн Понтий Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 190
  • Репутация: +2/-1
  • Карабистр
Уфф!:nut:

Оффлайн Labuh

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 525
  • Репутация: +25/-13
Greeboss
Эй-эй!!! Не торопись!!! Мы консерваторий не заканчивали... Это чего ты там написал?

Во-первых: в консерватории за такие дела поставили бы двойку.
Во-вторых: доминанта - это звук (или аккорд), построенный на 5-й ступени лада. И всё. Аккорд может НЕСТИ функцию S или D, но обзывать III ступень доминантой - это кощунство :)
И в-третьих: я бы не давал глобальных характеристик западной музыки на основе аккордовых последовательностей (каких бы то ни было) - это профанация этой самой музыки.

4. Для Пилата
Не принимай по ходу всё на веру :tcr:

Оффлайн VikingKong

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 462
  • Репутация: +43/-64
  • Циник
Цитата: Labuh
Greeboss
Во-первых: в консерватории за такие дела поставили бы двойку.
Во-вторых: доминанта - это звук (или аккорд), построенный на 5-й ступени лада. И всё. Аккорд может НЕСТИ функцию S или D, но обзывать III ступень доминантой - это кощунство :)
И в-третьих: я бы не давал глобальных характеристик западной музыки на основе аккордовых последовательностей (каких бы то ни было) - это профанация этой самой музыки.

Во-первых: по-моему, русским языком было написано вспомогательные тональные функции, так что не надо цепляться к словам: речь о доминанте здесь идет как о тональной функции, а не как о 5-й ступени лада, в группе каждой функции содержится по три аккорда как известно.:deal:
Во-вторых: такие выражения как субдоминанта второй ступени, или доминанта седьмой ступени являются общеупотребительными.
В-третьих: где ты здесь увидел какие бы то ни было глобальные характеристики западной музыки? Были всего лишь описаны характерные для конкретной ситуации гармонические обороты.
Так что, двойку в консерватории скорее за такие комменты бы поставили:)

Оффлайн Роберт

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
  • Репутация: +0/-0
  • Зарегистрированный
Цитата: Singer
блюзовая гармония (аккорды E7-A7-B7) может обыгрываться миксолидийским ладом.
        ионийским и лидийским обыгрываются большие мажорные септаккорды.
        дорийским - минорные семерки, девятки и т.д.


Объясните пожалуйста что значит "ОБЫГРЫВАТЬ такой то аккорд таким то ладом". (Что такое аккорд и лад знаю).
Или скажите где почитать.
Спасибо.

Оффлайн Понтий Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 190
  • Репутация: +2/-1
  • Карабистр
Роберт
Смотри в разделе Школа.

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Короче, или эту тему надо развивать. Или надо забивать на лады. Или надо, чтобы Лабух поконкретней рассказал свою крайнюю точку зрения.

Оффлайн Понтий Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 190
  • Репутация: +2/-1
  • Карабистр
Не надо забивать!
Развиваем!

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4971
  • Репутация: +1351/-164
Тогда надо определиться насколько это нужно. То что мелодия может быть в любом ладу, это не проблема.

Вопрос? Обязательно ли эту мелодию обыгрывать мысля тем же ладом? Сдается мне, как тут правильно замечали - это весьма накладно для мозга, а результат все равно не гарантирует. Особенно если учесть,
что у многих из нас интерес к импровизации. Если же изучать конкретные закономерности каждого лада,
то можно вообще про музыку забыть и податься в консерваторию писать диссертации.