Автор Тема: Чем отличается тональность C от Am  (Прочитано 14605 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #15 : Апреля 04, 2009, 22:00:52 »
Andrew_G, нене, я не зря сказал - "несет на себе тоническую функцию".. фишка в том, что Am7b5 - это аккорд, несущий на себе ярковыраженную субдоминантовую функцию, и если мы в нем изменим b5 на просто 5, то поменяется а) тип аккорда и б) его функциональная нагрузка.. так что здесь незаменяемо..

а вот в случае с Bb в соль-миноре все немного по-другому.. Bb здесь несет на себе тоническую функцию, и подвижка 5-ой ступени вверх или вниз никак не сказывается ни на смене типа аккорда ни на его функциональной значимости..

и уж извините, но в аккорде есть два самых важных тона - это терция и септима, именно эти ступени определяют тип аккорда, а вот пятая ступень - она нейтральна, поэтому ее можно двигать и это будет все тот же аккорд с той же функцинальной значимостью, только если мы говорим про мажорные аккорды, с минорами все по-другому..

матчасть, господа, учите матчасть.. ;)

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #16 : Апреля 04, 2009, 23:49:11 »
Цитировать
фишка в том, что Am7b5 - это аккорд, несущий на себе ярковыраженную субдоминантовую функцию, и если мы в нем изменим b5 на просто 5, то поменяется а) тип аккорда и б) его функциональная нагрузка.. так что здесь незаменяемо..
Не согласен. Заменяемо, причем причем без потери функции. Ю.Чугунов "Гармония в джазе"166610-0

Цитировать
пятая ступень - она нейтральна, поэтому ее можно двигать и это будет все тот же аккорд с той же функцинальной значимостью, только если мы говорим про мажорные аккорды, с минорами все по-другому..
Это интересно. Пожалуйста, подтверди эти слова ссылкой на авторитетный источник. Да, и что такое "тип аккорда", который при альтерации квинты меняется в минорах и не меняется в мажорах? Честное слово, первый раз слышу, что Am и Am(b5) - разные типы, а С и С(#5) - близнецы братья.

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #17 : Апреля 05, 2009, 00:04:55 »
Andrew_G, если в первый раз слышишь, то почитай книжки о джазовой гармонии..

Am7b5 - это не простой минорный аккорд, этот тип аккордов выделен в отдельный класс, который назван полууменьшенными аккордами.. поэтому манипуляции с 5-ой ступенью в минорных аккордах чреваты изменением класса аккорда.. вот так вот.. это не новость как бы уже давно..

что касательно Bbmaj7(#5) и Bbmaj7 - то это тоже давно хорошо известная вещь, что мажорные аккорды можно надстраивать и альтерировать подобным способом, это одна из немногих возможностей альтерации мажорных аккордов, класс аккорда при этом не меняется, само собой, ну и функционально аккорд остается тем же, просто меняется его краска.. вот и все.. это все та же джазовая гармония..

и опять же - все говорится применительно к минору, и в том же G-миноре нота фа-диез больше имеет отношение к доминантовой функции, а в тоническом аккорде обычно играется нота фа-бекар, которая больше к тонической функции имеет отношение и тяготение, соответсвенно, в аккорде Bbmaj7, который в данной тональности несет оттенок тоническй функции (его можно представить, как замена Gm7 по верхней медианте), тоже логичнее видеть не фа-диез, а фа-бекар..

все же рассматривается внутри тональности и функциональных связей аккордов.. :)

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #18 : Апреля 05, 2009, 00:07:11 »
Цитировать
в случае с Bb в соль-миноре все немного по-другому.. Bb здесь несет на себе тоническую функцию, и подвижка 5-ой ступени вверх или вниз никак не сказывается ни на смене типа аккорда ни на его функциональной значимости..
Знаешь,  Bb(#5) не воспринимается как тоника, хотя формально на bIII ступени - ну хоть убей не воспринимается. Кажется, Ю.Чугунов придерживается такого же мнения. Обрати внимание что тоника гармонического минора i(maj7) упомянута, а вот bIII(#5) в качестве ее замены - нет.

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #19 : Апреля 05, 2009, 00:25:49 »
Andrew_G, ну, само собой, что не упомянута..

конечно, я и говорю - что в практической плоскости этот чисто теоретический подход не применяется, и особенно в традиционном джазе.. но если ты посмотришь школу Джона Скофилда, к примеру, (а это модерновый музыкант), то там уже появляется и такой аккорд с повышенной 5-ой ступенью..

и Чугунов никогда тебе не запретит надстроить этот Ebmaj7 до Ebmaj7(#5).. я же и говорю - это уже больше из разряда надстроек и альтераций аккордов.. :)

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #20 : Апреля 05, 2009, 01:01:11 »
Цитировать
Andrew_G, если в первый раз слышишь, то почитай книжки о джазовой гармонии..
Ты видно, человек начитанный и образованный. Я был бы благодарен за конкретные источники и особенно цитаты. Книжек по джазовой гармонии у меня несколько и я их периодически перечитываю, однако про альтерированные мажорные maj там как-то скромно умалчивается. Вот Молотков с Маниловым делают вид, что нет такого "класса" (или "типа"). Типа, квинта альтерируется, но только в доминантсептаккордах. Ок, понятно, что это больше происки теоретиков и новаторов от джаза.

... и добавил:

Если же мы вернемся из дебрей джаза к обычной трезвучной гармонии, для меня по прежнему непонятно, на основании чего ты утверждаешь, что в миноре на bIII степени можно и мажорное и увеличенное трезвучие запросто лепить, дескать одно другим заменяется. Необоснованно. Не верю. Примеры есть?
Ты вот мне минорное на уменьшенное на II ступени запрещал заменять,
Цитировать
Am7b5 - это аккорд, несущий на себе ярковыраженную субдоминантовую функцию, и если мы в нем изменим b5 на просто 5, то поменяется а) тип аккорда и б) его функциональная нагрузка.. так что здесь незаменяемо..
а я и цитатку привел, что и то и то субдоминанта, одно другим можно запросто менять. И даже в песне могу пример привести, нетленный хит Sunny - если начинается с Am, предпоследний аккорд это Hm - совершенно спокойно заменяется на Hm(b5) :)
« Последнее редактирование: Апреля 05, 2009, 01:18:37 от Andrew_G »

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #21 : Апреля 05, 2009, 03:47:08 »
а пожалуста, Игорь Бойко - Мой Метод, там написано где-то в начале о том, что к мажорным аккордам могут добавляться надстройки в том числе и альтерированные, и нарисован именно такой аккорд - большой мажорный септаккорд с повышенной квинтой, потом там куча аппликатур его.. это первое что пришло в голову, если повспоминать еще, то и еще можно привести примеры..

И даже в песне могу пример привести, нетленный хит Sunny - если начинается с Am, предпоследний аккорд это Hm - совершенно спокойно заменяется на Hm(b5) :)

что значит заменяется? загляни в свои книжки и посмотри - там где-нибудь написано что есть такая альтерация минорного аккорда, превращающая его в полууменьшенный аккорд, и что эти аккорды равносильны окажутся и могут служить гармоническими заменами друг другу? чтото я в этом не очень уверен.. если ты хочешь поменять гармонию таким образом, то предупреди своих коллег по составу тогда уж, а то будет не очень хорошо, когда ты начнешь играть полууменьшенный, а все остальные - минорный.. а изменить гармонию так можно, это да, хотя я всегда играл в том месте полууменьшенный аккорд.. но тут есть разница - одно дело добавление надстроек, а другое - изменение гармонии, все-таки полууменьшенные аккорды - это отдельный класс аккордов.. и блок Bm7b5-E7 дает сразу же предствление о том, что это блок минорный, а вот Bm7-E7 - этот блок в мажоре, если не видеть что там после этих аккордов.. так что Bm7b5-E7 более логичная вещь в случае с Am7, который пойдет после тех двух аккордов..

да, и там вначале с аккордами соль-минора я немного слукавил, на самом деле акорды можно строить и от ступеней натурального минора, и от мелодического и гармонического, просто моя задача была показать, какие в минорной тональности находятся аккорды - там на 5-ой ступени должен быть доминант септаккорд, а если бы мы рисовали от натуральной гаммы аккорды - то там получился бы на 7-ой ступени F7, а это доминантсептаккорд, он как бы в тональности должен находится на 5-ой ступени.. да и аккорд 7-ой ступени несет на себе доминантовую функцию, его можно рассматривать как замену аккорда 5-ой ступени (доминанты D7), поэтому там и фа-диез и уменьшенный аккорд..

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #22 : Апреля 05, 2009, 04:29:56 »
Цитировать
что в практической плоскости этот чисто теоретический подход не применяется
Просто такая теория никуда не годится, если она не подтверждается практикой.
Цитировать
И даже в песне могу пример привести, нетленный хит Sunny
Да чего далеко ходить - Подмосковные вечера - в авторской гармонии - |Am | Hm7 Dm | E7 | Am |C
но часто можно встретить |Am |Hø Dm | E7 | Am |C . Кстати, попробуйте здесь заменить С на С+5.

Цитировать
и уж извините, но в аккорде есть два самых важных тона - это терция и септима, именно эти ступени определяют тип аккорда
Не извиняем... Во-первых, полно музыки, где в аккордах нет септим.  Во-вторых, нет тождества между типом аккорда и его функцией - есть только определенная степень вероятности. Опять-таки корреляция между типом и функциями больше относится к гармонии традиционного джаза, то есть одного из самых примитивных гармонических стилей.

Цитировать
а вот в случае с Bb в соль-миноре все немного по-другому.. Bb здесь несет на себе тоническую функцию
С каких пор верхняя медианта стала тоникой? Она может становится временной тоникой параллельного мажора при определенных условиях, но изначально медианта бифункциональна и содержит некоторые ступени, как тоники, так и доминанты. Если в аккорде III ступени используется +5 (+7 из гармонического минора), то этот III+5 более склоняется к выполнению роли доминанты (III+5/3=V+5).

Вообще, основа получения аккордики минора - натуральный минор. Гармоническая модификация минора возникает имеенно там, где нужно получить функцию "сильной" доминанты по аналогии с системой мажора.

Цитировать
и блок Bm7b5-E7 дает сразу же предствление о том, что это блок минорный
Гершвин, например, часто использовал в своих темах на  второй ступени мажора (гармонического) m7b5


Поэтому, возвращаясь к началу диспута,
Цитировать
Если в песне будут аккорды C Dm F Em то какая это тональность и почему?
эти аккорды могут быть в натуральном Ля миноре, однако аккорд Am вообще не указан, значит  тональность Ля минор выпадает из рассмотрения.
Наиболее вероятно, что это все-таки До мажор. Но этот набор может работать и в Ре миноре дорийском и в Ми миноре и даже в Фа мажоре (например, Yesterday). Все зависит метроритмического положения аккордов, на каком времени каждый из них будет располагаться.
Набор аккордов наводит на мысль скорее о натурально-ладовой гармонии, чем о функциональной (терцовые и секундовые соотношения, а не кварто-квинтовые, отсутствие доминанты? разве что С->F).
Так же не исключено наличие в песне нескольких тональностей

Цитировать
просто моя задача была показать, какие в минорной тональности находятся аккорды - там на 5-ой ступени должен быть доминант септаккорд
Это ограниченный взгляд. Уровня, примерно,  МКИМ

Цитировать
если бы мы рисовали от натуральной гаммы аккорды - то там получился бы на 7-ой ступени F7
Вопрос изначально был задан про трезвучия - при чем здесь 7-аккорды?
Один из наиболее любимых оборотов в роке и классике -  "фригийский оборот". По Соль минору: Gm-F-Eb. Здесь F без септимы играется. Хотя есть разные варианты реализации этих ступеней i-bVII-bVI, например Gm-Gm/F-Ebmaj7 или Gm-Dm/F-Eb
Но если, хочется  добавлять септимы в миноре, то отталкиваться лучше от смеси дорийского, натурального и гармоничесского миноров.

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #23 : Апреля 05, 2009, 05:48:31 »
С каких пор верхняя медианта стала тоникой? Она может становится временной тоникой параллельного мажора при определенных условиях, но изначально медианта бифункциональна и содержит некоторые ступени, как тоники, так и доминанты. Если в аккорде III ступени используется +5 (+7 из гармонического минора), то этот III+5 более склоняется к выполнению роли доминанты (III+5/3=V+5).

я не сказал нигде, что верхняя медианта стала тоникой.. я говорил, что в тональности верхняя медианта может рассматриваться как замена минорной тоники, а поэтому этот аккорд несет на себе тоническую функцию.. в этом свете я упомянул сам, что та фа-диез в си-бемоль мажоре добавляет ему доминантовости, поэтому если мы смотрим на эту медианту, как на аккорд, несущий на себе тоническую функцию, то там скорее надо бы видеть фа-бекар.. да, про бифинкциональность я ничего не говорил, ибо и так народ наверняка уже ничего не понимал и без бифункциональности..

Это ограниченный взгляд. Уровня, примерно,  МКИМ

а я должен был тут взгляд какого уровня написать? РАМ? или консерватории какой-нибудь? тут и МКИМА вполне нормально для начала.. нет? мало?

Гершвин, например, часто использовал в своих темах на  второй ступени мажора (гармонического) m7b5

а в мажоре минорные настройки для вводного блока вполне катят, это да, вот наоборот только никак, по-моему.. но это опять же - тема для еще какого-то колличества букафф, которые я не хотел рисовать..

Не извиняем... Во-первых, полно музыки, где в аккордах нет септим. Во-вторых, нет тождества между типом аккорда и его функцией - есть только определенная степень вероятности. Опять-таки корреляция между типом и функциями больше относится к гармонии традиционного джаза, то есть одного из самых примитивных гармонических стилей.

эмм, ну тогда еще раз извините, а только к "примитивной гармонии традиционного джаза" это относится? и все? и еще - музык, где в аккордах нет септим, конечно, полно, все на трезвучиях, однако и полно песен, в которых эти самые трезвучия связаны функциональными связями и функциональная гармония там как бы все-таки актуальна.. да, здесь не видно доминанты, непонятно как организована ритмически гармония, не исключено, что как-то так:

| C | Em | Dm | F |

или может так:

| С | Dm | Em | F |

а как еще можно такие аккорды связать в песне? нет, конечно ничего здесь непонятно и может быть по-всякому, но мне казалось что здесь скорее нечто в таком вот роде..

Просто такая теория никуда не годится, если она не подтверждается практикой.Да чего

а, ну так она подтверждается практикой.. тут как бы любая теория подтверждается практикой, есть только несколько теорий, которые до сих пор не очень подтверждаются - вот, например, на минор не стоит играть мажорную терцию долго, и в условиях доминантсептаккорда не стоит останавливаться долго на большой септиме.. есть еще некоторые вещи не особо освоенные пока музыкантами.. а в остальном все можно..

Да чего далеко ходить - Подмосковные вечера - в авторской гармонии - |Am | Hm7 Dm | E7 | Am |C
но часто можно встретить |Am |Hø Dm | E7 | Am |C . Кстати, попробуйте здесь заменить С на С+5.

а звучит круто, мне даже так больше нравится.. а что, поверх Hm7 играть Hø в качестве надстройки такой вот - это в порядке вещей? не, не в плане мелодической линии, а именно как аккомпанемент.. b5 в минорном аккорде - это что, всего лишь таки такая обычная надстройка? а вот для надстроек типа #5 в до надо находить подходящие контексты - это как бы само собой..

Вопрос изначально был задан про трезвучия - при чем здесь 7-аккорды?
Один из наиболее любимых оборотов в роке и классике -  "фригийский оборот". По Соль минору: Gm-F-Eb. Здесь F без септимы играется. Хотя есть разные варианты реализации этих ступеней i-bVII-bVI, например Gm-Gm/F-Ebmaj7 или Gm-Dm/F-Eb
Но если, хочется  добавлять септимы в миноре, то отталкиваться лучше от смеси дорийского, натурального и гармоничесского миноров.

а если бы там септимы игрались, то что бы там было на фа?

... и добавил:

ааа, брутальная тема пошла.. я соревнуюсь в многобуквенности с настоящим корифеем в теории музыки.. йииииха!.. :crazy:

а выглядит шикарно, такие каскады!..
« Последнее редактирование: Апреля 05, 2009, 14:09:23 от Fuzzy Logic »

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #24 : Апреля 05, 2009, 12:21:32 »
Цитировать
именно такой аккорд - большой мажорный септаккорд с повышенной квинтой
Опять 25! ??? Причем тут септаккорд? Для удобства отвечающего повторяю вопрос:
"что такое "тип аккорда", который при альтерации квинты меняется в минорах и не меняется в мажорах? Честное слово, первый раз слышу, что Am и Am(b5) - разные типы, а С и С(#5) - близнецы братья." Речь о трезвучиях. С конкретными цитатами из авторитетных источников, пожалуйста.

что значит заменяется? загляни в свои книжки и посмотри - там где-нибудь написано что есть такая альтерация минорного аккорда, превращающая его в полууменьшенный аккорд, и что эти аккорды равносильны окажутся и могут служить гармоническими заменами друг другу?
Это ты начал про "заменяется", тебе и определение давать, я всего лишь воспользовался твоей терминологией. Равносильными они никогда не окажутся,а вот заменить иногда без изменения функции можно, спасибо eye за еще один наглядный пример. То, что аккорды-производные уменьшенного трезвучия выделены джазменами в отдельный класс, а аккорды увеличенного трезвучия - нет, свидельствует всего лишь о гораздо большей применяемости первых, но никак не о чуть-ли-не-тождественности мажорного и увеличенного трезвучий. Надо же в конце концов и ушами пользоваться, а не только знаниями из книжек.  В "Подмосковных вечерах" замена Hm на Hdim проходит практически незаметно, а вот С на Сaug - спору нет, при некоторой слуховой подготовке прикольно, но если по-честному - натуральный яд  ;D

если ты хочешь поменять гармонию таким образом, то предупреди своих коллег по составу тогда уж, а то будет не очень хорошо, когда ты начнешь играть полууменьшенный, а все остальные - минорный..
Цитировать
а что, поверх Hm7 играть Hø в качестве надстройки такой вот - это в порядке вещей?
Никто не собирается играть поверх. "Заменить аккорд" и "играть поверх" - разные вещи, не так ли? Речь шла именно о замене и начал ее опять же ты. Сначала ты категорически отрицал возможность замены, дескать -  караул, и тип и класс и функция аккорда меняются! :o А теперь говоришь, что и сам играешь Hø вместо Hm7 и ничего. Опять "слукавил"? Кажется, я начинаю понимать смысл твоего ника (шутка, ничего личного! ;))


да, и там вначале с аккордами соль-минора я немного слукавил, на самом деле акорды можно строить и от ступеней натурального минора, и от мелодического и гармонического
Может с этого стоило начать, и этим же закончить, а? ;) Вместо того чтобы продолжать лукавить  и творить "многобуквие", которое само по себе, в отрыве от желания разобраться - совершенно излишне 8)
« Последнее редактирование: Апреля 05, 2009, 13:09:47 от Andrew_G »

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #25 : Апреля 05, 2009, 13:15:53 »
чем закончить? слушай, одно дело менять гармонию, другое дело играть в каких-то гармонических условиях.. я говорю про игру на конкретную гармонию, а не про изменения в гармонии.. вот если ты меняешь гармонию - это одно, а если ты в пьесе, где еще люди играют, даешь надстройки какие-то в аккормпанементе - это другое.. если у тебя написано на листе "минорный аккорд" - вот и играй аккомпанемент - минорный аккорд с 9-ми, 11-ми какими угодно ступенями, только не с b5.. и наоборот - если написано b5, то не стоит лезть на минорный аккорд.. вот о чем я говорю.. гармоническая замена не имеется в виду изменение гармонии в принципе.. а если у тебя написано C, к примеру, в нотах, то в ряде случаев, если будет позволять ситуация и это будет в кассу - ты можешь зацепить эти b5 и #5, да, звучание будет специфичное, но это все вполне правомерно.. и кстати - вот в джазе, в продвинутой литературе гармония некоторые акорды часто записывается простыми значками, безо всяких семерок - хочешь трезвучие играй, а хочешь - вешай еще септиму соответствующую и дальше надстраивай.. не знаю о чем ты там говоришь, я говорю и говорил только об этом.. я говорю про условия функциональной гармонии, а мне вот тут начинают толкать, что это все примитив жуткий, вот ребята есть давно крутая вещь, мне она очень нравится - натурально-ладовая гармония.. ну да, круто.. только функциаональную гармонию в огромном количестве песен, которые уже написаны и будут написаны еще никто не отменял, и неплохо бы начать, наверное, с этой "примитивной" вещи, по крайней мере мне так кажется..

и еще - я пытался человеку объяснить какие аккорды имеются в соль-миноре, человеку, который спросил это, и судя по вопросу - он не совсем в курсе гармонических изысков, натуральных ладов и всевозможных ладовых систем.. поэтому можно там долго изголяться и говорить умными словами как и чего уже позволяют современные представления и гармонии делать, но я что-то не уверен, что нужно сразу валить все на бедную голову человека.. вот в школе, к примеру, ученикам первого класса далеко не сразу рассказывают про самые последние достижения современной физики, и это как бы не случайно.. а начинают с простых вещей, "примитивных" даже.. вот и здесь может стоит человеку рассказать сначала про функциональную гармонию, раз это примитивно и просто..
« Последнее редактирование: Апреля 05, 2009, 14:02:52 от Fuzzy Logic »

Оффлайн Arrtem2008

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1375
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #26 : Апреля 05, 2009, 16:15:00 »
Можно я тоже вякну мое скромное мнение.
НА мой взгляд выделение полууменьшенных септаккордов в отдельную группу вызвано их специф "уменьшенным" звучанием, а никак ни какими-то особыми свойствами. Соответственно IIm7b5-V7-Im7 и IIm7-V7-Im7 в миноре - суть одно и то же. Просто в первом случае это гармон минор, а во втором мелодический. Соотв субдоминантовая функция аккорда второй ступени не меняется абсолютно.
« Последнее редактирование: Апреля 05, 2009, 16:24:45 от Arrtem2008 »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #27 : Апреля 05, 2009, 16:48:19 »
Извиняюсь за многобуквенный ответ (раз это ставится в упрек), но, надеюсь заинтересованные лица (прочие просто не будут читать) найдут здесь что-нибудь интересное и полезное, кроме флэйма и препирательств, хотя и не без этого )).

Цитировать
а я должен был тут взгляд какого уровня написать?
Надо просто адекватный метод применять. Но заведения типа МКИМА дают ограниченное узконаправленное понимание (вполне оправданно и соответствующее их задачам - обыгрывание джаз.стандартов) и это надо учитывать(я же не случайно сразу определил источник знаний), чтобы не получилось, что, например, слесарь берется судить о работе дантиста на основании того, что инструменты чем-то похожи.

Цитировать
тут и МКИМА вполне нормально для начала.. нет? мало?
Еще раз - не много и не мало, а просто не туда. Джазовая 7-аккордовая функциональная гармония в основном имеет мало отношения к роковым или натурально ладовым 3-звучным последовательностям. Хотя, конечно, функциональность может быть и в трезвучных гармониях, но это, пожалуй, наименее интересная часть трезвучной гармонии (имхо). Хотя это сейчас неважно - тема другая.

Цитировать
| C | Em | Dm | F |

Это, как раз, пример модального фрагмента в гармонии, а не функционального.

Цитировать
а в мажоре минорные настройки для вводного блока вполне катят

|Dm7b5 G7(b9) |Cmaj7 | - в случае с Гершвином это не "альтерированные надстройки" и не "замены", а авторское использование  другого лада (конечно, здесь функц. гарм).

Цитировать
а что, поверх Hm7 играть Hm7b5 в качестве надстройки такой вот - это в порядке вещей?

Зачем поверх (одновременно оба что ли?)? А что в порядке вещей поверх С мажорного трезвучия играть С увеличенное? Или например поверх G9 играть G7b9? Или  пресловутую тритоновую замену использовать одновременно с исходным аккордом, например на G9 накладывать Db9?
Если суть в сохранении функций, то функция сохраняется в случае с iiø. Более того при заменах и расширениях используются и более радикальные средства, когда и функция меняется. Например, в каденциях.
Если речь о безболезненном использовании в рамках гармонической схемы, то да - M,m,X,ø, o - базовые типы гармонической схемы, которые желательно сохранять. Но это не значит, что везде можно пихать +5, раз этот класс не представлен. Просто его "забыли".
Хотя норальные музыканты отслеживают на слух эти спонтанные замены (ii=iiø).

(Еще в скобках замечу, что играть поверх Аm7 (в ситуации дорийского) лад Ля локрийский в качестве outmode - клевая фишка, которую можно встретить у многих.)

Здесь надо бы разобраться с термином "надстройки" (upper structures). b5, #5 - не надстройки, а альтерации базовых ступеней, поэтому они и затрагивают тип аккорда со всеми последствиями. Когда называют b5, #5 надстройками, то подразумевают, как правило, #11 и b13. У Бойко там тоже некорректность в терминологии. Аккорды с +5 не выделены в особый класс джазменами просто по тому, как и сказал Андрей, что редки, так как возниакют в ладах не играющих роли в гармонической системе традиционного джаза. Не играют значения в ладогармонической основе, но не ладовой. Если брать использование ладов, то напротив, джаз широко использует всевозможные звукоряды, в частности звукоряд мелодического минора, где и возникают всякие мажоры с +-5. Но это касается уже более позднего периода джаза, когда функциональный подход стал расширяться и обогащаться ладовым. (Лидийская концепция - это и есть манифест нового не-функционального подхода к обыгрыванию гармонии, в том числе функциоальной).


Цитировать
ибо и так народ наверняка уже ничего не понимал и без бифункциональности..
Все началось с утверждения, что в Ля миноре на 5 ступени непременно должен быть мажор и что гармонический минор - источник аккордики в миноре. И что это, якобы, "строгая теория". Но это не так. Гармонический минор (потому и называется гармонический, потому, что связан с потребностями функциональной гармонии) - один из источников, который нужен для получения вводного тона и, соответственно, доминанты. Но на доминантах свет клином не сошелся, плагальность рулит.)))

Цитировать
есть только несколько теорий, которые до сих пор не очень подтверждаются - вот, например, на минор не стоит играть мажорную терцию долго, и в условиях доминантсептаккорда не стоит останавливаться долго на большой септиме.. есть еще некоторые вещи не особо освоенные пока музыкантами.. а в остальном все можно..
Какие теории, что не подтверждается, что не освоено музыкантами? Пошли какие-то тексты в духе Крэйга.

Цитировать
ааа, брутальная тема пошла.. я соревнуюсь в многобуквенности с каким-то корифеем в теории музыки.. йииииха!..
"с каким-то корифеем в теории музыки" - это что -наезд, насмешка?
Видимо слов для буков не хватает - в ход пошли междометия... Еще немного и в ход пойдут личные наезды.
А как же  высокомерные замечания "матчасть, господа, учите матчасть.." ?

Цитировать
на минор не стоит играть мажорную терцию долго...не стоит останавливаться долго на большой септиме.
Все это понятно почему и никаких загадок тут нет. Но это лишние буквы.

... и добавил:


Цитировать
я говорю про условия функциональной гармонии, а мне вот тут начинают толкать, что это все примитив жуткий, вот ребята есть давно крутая вещь, мне она очень нравится - натурально-ладовая гармония.. ну да, круто..

Еще раз - зачем говорить о "функциональных условиях" там, где их нет? (и не надо грубить)
Я не говорю, что нлг - это круто и давайте ее везде "толкать". НЛГ вообще исторически раньше возникла и в этом смысле она проще. Дело не в этом. Если Вы тащитесь от шаблонов 2-5-1 - ваше право (мне лично скучно и не только мне, судя по творчеству современных музыкантов). Дело в том, что существует на равных и то и другое и даже НЛГ в некоторых стилях преобладает, но ваши учителя вам об этом не сказали, потому что сами не знают. Так исторически сложилось в преподавании гармонии. Поэтому вы пытаетесь всюду применить свое представление о гармонии, как всепобеждающее, а это не так. В приведенном примере C Dm Em F нет пока функциональных отношенй, поэтому и не надо про них "толкать".

Цитировать
и еще - я пытался человеку объяснить какие аккорды имеются в соль-миноре, человеку

тогда не надо парить мозги человеку составом аккордов гармонического лада, от которого на практике используется только V и vii (да и то не всегда) утверждая, что это "строгая теория", а потом  самому же говорить, что на практике все как то иначе.
Я понимаю, что ребенку проще сказать "детей находят в капусте", но здесь же взрослые люди...

Я не для "человека", а лично для Вас теперь пишу, чтобы у Вас была ясность:
Минор в отличии от Мажора, не является столь завершенной системой, поэтому его система складывается из аккордики нескольких ладов: натурального, гармонического и дорийского (в книгах обычно пишут не дорийского, а мелодического, поэтому можно его добавить до кучи, но аккорды можно объянить тремя первыми). Эта система называется "Полный минор". Какой минор или комбинация работает в конкретной ситуации, надо смотреть по факту, но натуральный является центральным, базовым. Например, в "Дом Восходящего Солнца" работают все три минора:
|Am(н)|C(н)|D(д)|F(н)|Am(н)|C(н) |E(г)|
Соответствно, при обыгрывании надо, либо в определенных местах менять лады, либо ограничиться основным ладом - натуральным (еще проще обойти "скользкие" ступени при помощи  пентатоники).

Цитировать
вот и здесь может стоит человеку рассказать сначала про функциональную гармонию, раз это примитивно и просто..
Вы то ли передергиваете, то ли не понимаете. Не само объяснение примитивно и просто. Оно как раз занимает кирпич Бригадного учебника, а примитивно и просто (точнее шаблонно и предсказуемо) звучание такого типа(SDT) гармонии. Собственно - это и есть то засилие блатняка в попсе, которое мы имеем. И эта та свежесть или красочность (не всегда, а когда есть), которую мы имеем в роке  или фьюжн (условно, т.к. "роков" тоже много), благодаря отказу от функциональности (разумеется не полному отказу).
А традиционный джаз от попсы гармонически отличается только преобладанием мажора и обилием отклонений (я немного полемически перегибаю, наверное)) Конечно эти 2-5-1 всячески замазыватся альтерациями, надстойками, заменами, гармоническими трюками, чтобы сбить с толку бедного слушателя, но по сути все то же.

Для джаза это оправданно, так как задача стоит иная - импровизация и для этого 2-5-1 крайне удобны.
И да, верно, начинающим необходимо знать функциональные принципы гармонии. Но так же необходимо понимать, что ею не ограничивается окружающая муз.среда, чтобы он не пытался ее видеть там, где ее нет. Точнее, она в какой-то мере есть всегда, но сильно видоизмененная, понимая емая иначе, чем это было во времена засилья функциональной гармонии.

 Но при чем здесь этот топик и гармонический минор? )) Вы решили здесь рассказать всем начинающим про функциональную гармонию? Похвально. Тогда начинайте последовательно, сначала. Хотя сомневаюсь, что это удастся сделать на форумах в виду неприятия многобуков.

Лично меня просто задел надменный тон на фоне не совсем корректных  рассуждений. А так - флаг в руки - я за просвещение народа.

« Последнее редактирование: Апреля 05, 2009, 18:37:54 от eye »

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #28 : Апреля 05, 2009, 18:08:32 »
Цитировать
Какие теории, что не подтверждается, что не освоено музыкантами? Пошли какие-то тексты в духе Крэйга
;D :good: :loungelizard: 8) :sarcastic: :i_am_so_happy:

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..
Re: Чем отличается тональность C от Am
« Ответ #29 : Апреля 05, 2009, 18:52:52 »
эээ :o ..

я все это прекрасно понимаю, и сказать по правде - не было у меня учителей, которые бы меня учили гармонии, все из книжек и практики.. и не сказать особо, что я тащусь от шаблонов 2-5-1.. вообще не тащусь, я их очень даже и нелюблю, так же как и избитые джазовые фразы на оборот II-V-I я плохо переношу.. просто нельзя же со всего на свете сразу начать, для начала надо начать с той банальности и "блатняка" и, кстати, 2-5-1 - это не блатняк, это просто оборот, важный, да он заезжен, банален и тем, кто тыщу лет его уже знает вдоль и поперек конечно он надоел.. но это не значит, что надо забыть о нем и никому не рассказывать о том, что есть такая важная, достаточно использемая и распространенная вещь, руководствуясь только тем, что "имхо это наименее интересная часть трезвучной гармонии".. ну а о том, что на этом все не заканчивает - ну конечно об этом стоит тоже знать.. дададад..

и почему "из состава аккордов гармонического лада на практике используется только V и vii (да и то не всегда)"? а ii, vi не используются совсем никогда? да и вооще-то и большой минорный аккорд использутся, пусть и достатончо редко и часто как некий проходящий.. вообще, самой простой и элементарной вещью кажется именно наличие на 5-ой ступени доминант-септаккорда, а на 2ой - полууменьшенного аккорда - разве эти два аккорда не несут на себе самые что ни на есть ярко выраженные доминантовую и субдоминантовую функцию в миноре? мне почему то всегда казалось, что от этого стоит куда-то плясать и дальше говорить, что на 5-ой ступени может быть и не мажорный аккорд и вообще все несколько сложнее и разнообразнее может быть.. и пусть это банально, и заезженно, и блатняк, и что есть много другого более интресного, но начать то стоит наверное с этого.. вот я и попытался подружить натуральный минор с гармоническим таким вот своеобразным образом.. да и выражение строгая теория - это, собственно, не претензия какая-то на чтото там фундаментальное, просто попытка объяснить..

про надстройки и альтерации не буду я ничего писать - да, я в курсе что такое надстройка и что такое альтерация, в чем тут оличие я знаю.. и да, действительно сейчас уже выделяют мажорные аккорды на основе увеличенных трезвучий в отдельный класс и об этом упоминают.. и я не говорил, что можно везде пихать увеличенное трезвучие на мажорный аккорд, само собой не везде..

и еще такой вопрос - "C Dm Em F нет пока функциональных отношенй" - вот "пока" оно имеет отношение к отсутсвию доминанты? а частично или неявно функциональные отношения не могут присутсвовать?

и вот еще что интересно - а если бы мои дилетантские рассужденяи не были подкреплены хорошей долей надменности, вы бы ничего не сказали и не развеяли мой дилетантизм? ну, если же вы за просвещение народа, то наверное против дилетантизма в этом деле, так ведь?.. ну это так, просто интересно.. я вообще ни на кого не наезжаю никогда, иногда это может просто так показаться.. ну да, видно, что человек профессионально в этих вещах разбирется, а значит - какой-то корифей, а я вот сейчас дописываю очередной многобуквенный пост, в ответ на еще более многобуквенный - ну чем не сорвнование в многобуквенности - и это тоже не претензия, просто забавно смотриться это все со стороны.. ну, мне по крайней мере забавно..