Играть для людей не стоит понимать, что надо заигрывать с публикой. У каждого своя концепция в этом вопросе и зависит еще от жанра. Можно играть вообще людей не замечать! Абстрагироваться от всего земного! Погружаться в свое состояние и быть там до конца концерта. И люди вместе с вами туда погрузятся. Вот что значит играть для людей - способность ввести слушателя в состояние посредством звука. Погрузить людей в радость и веселье, или погрузить их в духовные переживания, или просто отвлечь от земных проблем - все это игра для людей и есть.
Но выходя на сцену очень трудно это сделать, так как во-первых, музыкант думает о технике игры. Поэтому нужен запас прочности. Второе, очень давит то, что люди будут его оценивать и судить. Поэтому музыкант очень старается. И в этом состоянии он совершает ошибки. Поэтому перед концертом надо думать о том, что в зале не злые ценители, враги, не желающие тебе добра, а то что в зале твои близкие друзья и родственники, которые любят тебя. Тогда это слагаемое отпадает, а это 30% волнения.
И общий настрой. Заметил, что когда тебе испортят настроение, например, на саунд-чеке плохим звуком, или вы ночь не спали в поезде и из вагона вас сразу везут на концерт, или чего хуже, по приезду вам устроители концерта объявляют, что денег нет и вы не получите свой гонорар )))) То тут надо сделать все, чтобы этот негатив не отразился у вас при игре на концерте. Люди, купившие билет ни в чем не виноваты. Меня раньше расстраивало, когда я выходил в клубе, а там полупустой зал. Кто-то сидит спиной и разговаривает. Выступать в клубе это вообще отдельная тема! Тут книгу можно написать! За первым столиком во время вашего "пиано" человек начинает заказывать себе второе, а кто-то говорит по телефону)))) А тебе нужно "состояние" передавать!!!! Высшим достижением ужаса клубного концерта были случаи, когда музыкантам платили деньги за то чтобы они помолчали))) Не мешали общаться или вести деловые разговоры)))) Вы готовитесь к концерту, волнуетесь, в вам после второй вещи протягивают сто долларов и говорят: "Не могли бы вы минут двадцать не играть, вы мешаете нам!" Это было с Алексеем Козловым в клубе Форте! ))) Сам он лично мне рассказывал!!!! (со мной такого не было!!! )))))))
Поэтому клубная программа должна быть гибкая и если кто-то не готов к такой работе, лучше вообще не выходить. Особенно если без ансамбля, типа, акустика, или тэппинг. когда нельзя спрятаться за шум ансамбля....
Но даже в этом случае можно сделать так, чтобы люди повернули голову и отложили телефон в сторону. Если людям не интересно, то значит вы их не цепляете. Значит плохо делаете свое дело по большому счету. Причину надо искать в себе.... а не в зрителях. Томми Эммануэль в любом клубе сделает так, что все откроют рты! Вот к этому надо стремиться. Только сидя дома этому не научишься. Только концертный опыт, причем в разных условиях, на разных площадках "тренирует эти мышцы".
У меня недавно (20 и 21 сентября) были сложные концерты в Куала Лумпуре. С одной электрогитарой сольный концерт (2 отделения по 40 мин). Тэппингом, без ансамбля))) И еще не спрячешься за границей за разговоры/шутки/прибаутки. И в зале послы и министры пришли смотреть на русского, от которого ждут чудес. ))) Типа, как на гитарах играют, так и самолеты строят, так и воюют! ...... И слава богу, все прошло отлично! Теперь не страшно даже в тундре перед чукчами выступать)))) Хотя каждый выход с тэппингом (коварная техника и требует хорошего звука) как экзамен.
Так что если кто волнуется и не может двух нот на концерте сыграть обращайтесь! Рецепты хорошие знаю. ))))
eye Про ритм сказано точно... Выдерживание пауз становится пыткой))) Поэтому первую пьесу, вступительную, лучше подбирать чтобы она была ад либитум, более импровизационной. ))) Дабы иметь маневр. И не сложной технически. Привыкнуть, адаптироваться к звуку, успокоиться.... Но в то же время первая пьеса должна быть яркой, так как встречают по ней и создается первое впечатление.