Для меня более полезной оказалась информация, которую я нашёл не у Дж. Рассела, а в учебниках по гармонии Berklee College of Music. Они, правда, тоже на английском… 4 учебника я вкратце, конечно, не перескажу, но, если интересно, могу изложить 6 «правил, проверенных практикой» (по выражению гитариста Dream Theater Дж. Петруччи), взятых из этих книг и из книги Джона Петруччи, который тоже закончил Berklee College. Он пишет:
Каждый гитарист сталкивался с ситуацией, когда во время импровизации всё идёт хорошо, но попадается такой аккорд, функция которого в данной тональности не понятна (т.е. не диатонический аккорд). Все судорожные попытки найти хоть какую-нибудь ноту, которая бы «работала» с этим аккордом, не дают результата.
Что делать в таких случаях?
1. Если не знаете, что играть на данный мажорный аккорд, используйте лидийскую гамму – C, D, E, F#, G, A, B.
2. С доминантсептаккордом используйте лидийскую гамму с низкой VII-й ступенью (C, D, E, F#, G, A, Bb).
3. С минорным септаккордом используйте дорийскую гамму (C, D, Eb, F, G, A, Bb).
4. С большинством минорных септаккордов с пониженной квинтой хорошо звучит локрийская гамма (C, Db, Eb, F, Gb, Ab, Bb).
5. Со всеми аккордами sus4 используйте миксолидийсую гамму (C, D, E, F, G, A, Bb).
6. Целотонная гамма используется с доминантсептаккордами с повышенной квинтой.