Сегодня меня осенил некоторый психологический и одновременно теоретический аспект музыки.
Я неоднократно писал в разных темах, что мне нравится цепочка аккордов i-VIb в миноре. На примере ля минора это будет Am-F.
Недавно я провёл эксперименты и выяснил, что абсолютно такое же ощущение, только со слегка мажорным оттенком, у меня создаёт I-V в мажоре. На примере до мажора это будет С-G.
Это очень хорошо выражается в следующей цепочке:
Am-F-C-G, где мы видим начало i-VIb в миноре.
Затем можно ту же самую цепочку начать с C:
C-G-Am-F и получить I-V в мажоре.
Обе цепочки создают у меня одинаковое ощущение кайфа с тем лишь различием, что в мажоре она звучит более жизнерадостно (но всё равно я бы назвал это скорее грустным звучанием, чем весёлым).
Однако, сегодня я выяснил, что подобное ощущение создаёт и i-V (Am-E) в миноре. В случае минора более хорошо создаётся при использовании именно мажорной доминанты. Иными словами, я ничего не потеряю, если вставлю в ту цепочку Am-F E-C-G ми мажор вместо фа мажора.
И это привело меня к простой мысли - оказывается, в музыке мне нравится обычное соотношение тоники и доминанты; я получаю от этого кайф. Я рассматриваю это соотношение вне контекста, т.е. если чисто взять голые аккорды - это уже будет работать. Соответственно, это будет работать в куче песен, построенных на минимуме преобразований с этим соотношением.
Я бы описал звучание вышеописанных последовательностей как вызывающие ощущение чести, отваги (привет павер-метал), приправленное небольшим лирическим трагизмом. Трагизмом потому, что даже в мажоре эти соотношения не звучат весело по моим субъективным ощущениям - и в мажоре, и в миноре, если взять за основу параметры "грустно" либо "весело", я бы охарактеризовал эти соотношения как грустно (например, однозначно весело я бы охарактеризовал T-S-D в мажоре).
Но, возникает главный вопрос темы - если мне нравится просто соотношение i-V(Am-E) и I-V(C-G) (в мажоре и миноре), то каким боком подобные ощущения (лирический трагизм) создаёт и I-VIb в миноре? Обращаю внимание на то, что I-VI в мажоре и близко не создаёт такого ощущения. Есть ли между I-V и i-VIb что-то похожее? Я пытался найти какие-то сходства, возможно одинаковость каких-то интервалов от ступеней при смене аккордов, но ничего на ум не приходит, чем бы их можно было объединить. Может быть вы сможете найти что-то общее между I-V в мажоре и i-VIb в миноре?
Вопрос был бы предельно ясен, если бы всё ограничивалось I-V - я бы пришёл к выводу, что мне просто нравится данное соотношение в мажоре и миноре и всё на этом. Однако, почему почти такое же ощущение создаёт i-VIb в миноре вызывает у меня желание понять, почему так происходит. Вообще, i-VIb в миноре какая-то особая ступень, что-то в ней такого есть, что доставляет мне много кайфа - немного больше, чем от I-V...