Автор Тема: i-VIb в миноре, I-V в миноре и мажоре - есть ли что-то общее?  (Прочитано 2392 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Сегодня меня осенил некоторый психологический и одновременно теоретический аспект музыки.

Я неоднократно писал в разных темах, что мне нравится цепочка аккордов i-VIb в миноре. На примере ля минора это будет Am-F.

Недавно я провёл эксперименты и выяснил, что абсолютно такое же ощущение, только со слегка мажорным оттенком, у меня создаёт I-V в мажоре. На примере до мажора это будет С-G.

Это очень хорошо выражается в следующей цепочке:
Am-F-C-G, где мы видим начало i-VIb в миноре.
Затем можно ту же самую цепочку начать с C:
C-G-Am-F и получить I-V в мажоре.

Обе цепочки создают у меня одинаковое ощущение кайфа с тем лишь различием, что в мажоре она звучит более жизнерадостно (но всё равно я бы назвал это скорее грустным звучанием, чем весёлым).

Однако, сегодня я выяснил, что подобное ощущение создаёт и i-V (Am-E) в миноре. В случае минора более хорошо создаётся при использовании именно мажорной доминанты. Иными словами, я ничего не потеряю, если вставлю в ту цепочку Am-F E-C-G ми мажор вместо фа мажора.

И это привело меня к простой мысли - оказывается, в музыке мне нравится обычное соотношение тоники и доминанты; я получаю от этого кайф. Я рассматриваю это соотношение вне контекста, т.е. если чисто взять голые аккорды - это уже будет работать. Соответственно, это будет работать в куче песен, построенных на минимуме преобразований с этим соотношением.

Я бы описал звучание вышеописанных последовательностей как вызывающие ощущение чести, отваги (привет павер-метал), приправленное небольшим лирическим трагизмом. Трагизмом потому, что даже в мажоре эти соотношения не звучат весело по моим субъективным ощущениям - и в мажоре, и в миноре, если взять за основу параметры "грустно" либо "весело", я бы охарактеризовал эти соотношения как грустно (например, однозначно весело я бы охарактеризовал T-S-D в мажоре).

Но, возникает главный вопрос темы - если мне нравится просто соотношение i-V(Am-E) и I-V(C-G) (в мажоре и миноре), то каким боком подобные ощущения (лирический трагизм) создаёт и I-VIb в миноре? Обращаю внимание на то, что I-VI в мажоре и близко не создаёт такого ощущения. Есть ли между I-V и i-VIb что-то похожее? Я пытался найти какие-то сходства, возможно одинаковость каких-то интервалов от ступеней при смене аккордов, но ничего на ум не приходит, чем бы их можно было объединить. Может быть вы сможете найти что-то общее между I-V в мажоре и i-VIb в миноре?

Вопрос был бы предельно ясен, если бы всё ограничивалось I-V - я бы пришёл к выводу, что мне просто нравится данное соотношение в мажоре и миноре и всё на этом. Однако, почему почти такое же ощущение создаёт i-VIb в миноре вызывает у меня желание понять, почему так происходит. Вообще, i-VIb в миноре какая-то особая ступень, что-то в ней такого есть, что доставляет мне много кайфа - немного больше, чем от I-V...
« Последнее редактирование: Ноября 22, 2016, 15:25:04 от ElCaballero »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Я понял, что тут общего. Всё завязано на этой цепочке. Am-F-C-G.

Эту цепочку можно начинать с разных ступеней, при этом она будет вызывать идентичные эмоции. Слегка различающиеся (если с C, то очень мажорные, но те же), но схожие. Т.е, эту цепочку можно сыграть так:
F-C-G-Am
C-G-Am-F
G-Am-F-C,
и эмоциональные ощущения от неё у меня будут примерно одинаковые.

Что можно заметить в этих цепочках - например, первые две как раз начинаются с I-V. По факту там не I если смотреть по гармонии в общем (ибо там сохраняется ля минор тональность кроме случая с C), но соотношение аккордов изолированно такое. Походу это и есть та причина, почему наравне с i-VIb мне нравится ещё и I-V. Ведь соотношение I-V прослеживается между тремя аккордами этой цепочки.
« Последнее редактирование: Декабря 01, 2016, 22:25:14 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
наслаждайтесь ))
https://www.youtube.com/watch?v=5pidokakU4I
Видел)) Что за песня кстати с 1.42?
---------
Оказывается, в подписи к видео есть названия  :pozor:
« Последнее редактирование: Декабря 01, 2016, 23:25:09 от ElCaballero »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
На самом деле не сильно важно какая последовательность из 4 быстро сменяющихся аккордов играет.
Может быть даже отклонения от из тональности
Например Жуки "Какой ты нафиг танкист"
Куплет Am-C-D-F
Припев F-Am-C-D
Фишка таких песен в том, что после пятого такта гармония становится абсолютно предсказуема и мозг получает удовольствие от узнаваемости.
Все стабильно, все предсказуемо, ни каких неожиданностей. Крутится по кругу.  Как качели. Даже ярко выраженных промежуточных каденций нет.
Чистое шаманство вводящее в транс и эйфорию.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Цитировать
На самом деле не сильно важно какая последовательность из 4 быстро сменяющихся аккордов играет.
Важно, очень даже. Те или иные последовательности аккордов создают те или иные эмоциональные ассоциации.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Фишка таких песен в том, что после пятого такта гармония становится абсолютно предсказуема и мозг получает удовольствие от узнаваемости.
Это спорный тезис, что мозг получает удовольствие от узнаваемости.  При полной узнаваемости мозг начинает зевать от скуки и искать, чем бы ему заняться.
Любая гармония со слабой функциональностью (слабая центролизация) постоянно возвращается в тонику, чтобы ее "напомнить". Как учит теория - в данном случае форма обнаруживает роль аккордов, а не ладовая функция диктует форме, как в случае с развитой функциональной системой.
Конечно, нельзя отрицать, что данная [примитивная] система и поп песня нашли друг друга. )

Еще есть, кстати, замечательный прием, когда используется оборот из трех аккордов, тогда в каждом "пятом такте" все время другой аккорд, функция тоники как бы все время перемещается:
|Bb|F|Dm|Bb|
|F|Dm|Bb|F |
|Dm|Bb|F |Dm|
Вот здесь в коде это использовано:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

« Последнее редактирование: Декабря 02, 2016, 14:33:16 от eye »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Важно, очень даже. Те или иные последовательности аккордов создают те или иные эмоциональные ассоциации.
Ассоциации последовательностей аккордов с эмоциями строятся на том, что мозг сознательно или подсознательно связывает последовательность с конкретными музыкальными произведениями, а произведения уже имеют эмоциональную составляющую. 

... и добавил:

Это спорный тезис, что мозг получает удовольствие от узнаваемости.
А как же правило "Если сыграл мимо, повтори три раза  и это уже не будет восприниматься как лажа"
первый раз по соседям, реакция мозга "Что за лажа"
второй раз по соседям, реакция мозга "Опять такая же лажа"
третий раз по соседям, реакция мозга "О, я знаю с первой ноты, какая лажа сейчас будет. Как все хорошо, привычненько."
четвертый раз играем тоже самое, но только в конце приходим в аккродный тон, и все мозг уверен, что все, что было сыграно до этого сыграно правильно. 
 
« Последнее редактирование: Декабря 02, 2016, 15:00:59 от Taps »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Цитировать
Ассоциации последовательностей аккордов с эмоциями строятся на том, что мозг сознательно или подсознательно связывает последовательность с конкретными музыкальными произведениями, а произведения уже имеют эмоциональную составляющую. 
Ты считаешь, что если годовалому ребёнку дать послушать цепочку dim аккордов, то у него это не вызовет ассоциаций чего-то мерзкого и плохого, раз он не слушал произведения на них?

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Ты считаешь, что если годовалому ребёнку дать послушать цепочку dim аккордов, то у него это не вызовет ассоциаций чего-то мерзкого и плохого, раз он не слушал произведения на них?
У ребенка будет тревожные ощущения именно из-за того, что последовательность dim аккордов будет для него не привычна, а все непривычное и незнакомое вызывает неприятные ощущения. Любая непривычная последовательность вызовет у него такие же ассоциации.

У меня последовательность dim аккордов ассоциируется с творчеством Ингви Мальмстина. Так что, я вообще не понимаю почему последовательность dim аккордов должно "вызывать аасоциации чего-то мерзкого и плохого".

Одна и та же последовательность акордов может вызывать абсолютно разные эмоции
Чардаш, Романсы, полонез Агинского, цыганочка одни и теже три аккорда, одни и те же последовательности а на сколько разные эмоции.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Цитировать
У ребенка будет тревожные ощущения именно из-за того, что последовательность dim аккордов будет для него не привычна, а все непривычное и незнакомое вызывает неприятные ощущения. Любая непривычная последовательность вызовет у него такие же ассоциации.
По такой логике, у него и вышеупомянутая поп прогрессия будет вызывать тревожные ощущения, потому что непривычна (ведь он вообще музыки не слышал), и потом половина поп музыки ему будет казаться тревожной. Но что-то я не встречал людей, которые считали бы её тревожной.

Цитировать
Одна и та же последовательность акордов может вызывать абсолютно разные эмоции
Чардаш, Романсы, полонез Агинского, цыганочка одни и теже три аккорда, одни и те же последовательности а на сколько разные эмоции.
Потому что разная обыгровка и относительная длительность аккордов. И уж очень я не уверен в том, что во всех этих произведениях абсолютно одинаковая структура гармонии.
« Последнее редактирование: Декабря 02, 2016, 18:05:08 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Ассоциации последовательностей аккордов с эмоциями строятся на том, что мозг сознательно или подсознательно связывает последовательность с конкретными музыкальными произведениями, а произведения уже имеют эмоциональную составляющую. 

... и добавил:
А как же правило "Если сыграл мимо, повтори три раза  и это уже не будет восприниматься как лажа"
первый раз по соседям, реакция мозга "Что за лажа"
второй раз по соседям, реакция мозга "Опять такая же лажа"
третий раз по соседям, реакция мозга "О, я знаю с первой ноты, какая лажа сейчас будет. Как все хорошо, привычненько."
четвертый раз играем тоже самое, но только в конце приходим в аккродный тон, и все мозг уверен, что все, что было сыграно до этого сыграно правильно. 
 

Где вы набрались всей этой чуши?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Одна и та же последовательность акордов может вызывать абсолютно разные эмоции
Совершенно верно. И даже одна и та же музыка может вызывать абсолютно разные эмоции у разных людей.

... и добавил:

И больше того: одна и та же музыка может вызывать абсолютно разные эмоции у одного и того же человека в разное время.
« Последнее редактирование: Декабря 02, 2016, 18:42:51 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
И больше того: одна и та же музыка может вызывать абсолютно разные эмоции у одного и того же человека в разное время.
не только музыка, но при чем здесь это?
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
но при чем здесь это?
Я думаю, только при том, что не стоит сильно увлекаться поиском эмоциональных составляющих в каких-то последовательностях аккордов :) ("ощущение лирического трагизма" со слов топикстартера и т.п.)

Последовательность аккордов даёт некую характерную краску, которую можно попытаться запомнить, но и только.
« Последнее редактирование: Декабря 02, 2016, 21:02:08 от MrLf »