Автор Тема: Играть с листа. Надо ли оно?  (Прочитано 10331 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Fruchtbaer

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Репутация: +6/-1
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #105 : Марта 08, 2012, 19:27:16 »
Цитирую о чтении нот клавишниками:
"...Таким образом, вместо цепи "вижу в нотах, вспоминаю название, нахожу на клавире" делается другая цепь "вижу в нотах, нахожу на клавире, вижу название". "

У меня вместо "вижу в нотах, нахожу на клавире, вижу название" два параллельных процесса - нахождение на инструменте и расшифровка названия. С расшифровкой названий играю медленнее.
Еще медленнее с предслышанием высоты звука.

Насколько необходимы названия и предслышание при игре с листа на инструменте?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #106 : Марта 08, 2012, 19:43:25 »
Цитировать
два параллельных процесса - нахождение на инструменте и расшифровка названия.

Параллельными их можно считать, только если они происходят одновременно с одинаковой скоростью. Обычно можно понять, что происходит в первую очередь - нахождение или расшифровка.

Цитировать
Насколько необходимы названия и предслышание при игре с листа на инструменте?
Если вопрос понимать узко - только "чтение с листа", то названия как бы вообще не нужны. Но слышание желательно, иначе вы не поймете туда ли вы ставите пальцы )) и вообще, осмысление музыки до воспроизведения дает другой уровень первоначального прочтения текста - это чтение с пониманием музыки.

Оффлайн Fruchtbaer

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Репутация: +6/-1
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #107 : Марта 08, 2012, 19:52:43 »
Параллельными их можно считать, только если они происходят одновременно с одинаковой скоростью. Обычно можно понять, что происходит в первую очередь - нахождение или расшифровка.

У меня есть основания полагать, что эти процессы происходят параллельно, потому иногда играю правильный звук при этом произнося не то название и наоборот. )
Что касается скорости, то иногда одно быстрее, а иногда другое.
Если в нотах движение по гамме или по терциям, то нахождение на инструменте почти всегда быстрее.

... и добавил:

Но слышание желательно, иначе вы не поймете туда ли вы ставите пальцы )) и вообще, осмысление музыки до воспроизведения дает другой уровень первоначального прочтения текста - это чтение с пониманием музыки.

При игре с предслышанием информация куда ставить пальцы берется с нотного стана или из того что "слышишь"?
1. "вижу ноты -> двигаю руки" и одновременно "вижу ноты -> слышу звуки"
2. "вижу ноты -> слышу звуки -> двигаю руки" - вроде пения с листа, только не пение ))
« Последнее редактирование: Марта 08, 2012, 22:34:58 от Fruchtbaer »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #108 : Марта 09, 2012, 05:07:15 »
Fruchtbaer, затрудняюсь ответить. Дело в том, что я привел цитату о методе, но сам этим методом не владею - я сначала распознаю ноту, представляю , как она звучит (и то не всегда) и нажимаю на грифе (то есть, примерно, как 2й пункт у вас). Я только хотел бы научиться так делать - отложить название на потом. Кстати, с "однозначными" нотами таку многих и происходит - видим точку под тремя или двумя добавочными - палец сразу тянется куда надо, без осознания названия. Поэтому меня заинтересовала идея в курсе Бережанского узнавать звук и одновременно видеть его нотный образ на нотоносце. И на грифе также видеть нотный образ, а не название звука. Образы:
666889-0
Если придерживаться первого "прогрессивного"(по мнению того источника) метода, тогда я не умею услышать то, что не распознал-прочитал. Возможно, я не догоняю и работает какой-нибудь "аппликатурный слух" или образно-визуальный. Или все происходит настолько быстро, что воспринимается единым актом.
Поэтому, по идее, если взглянув на ноты, ты знаешь, что должно прозвучать - блок целиком, ты просто играешь его, потому что мысленно уже сыграл его ))

Но у гитаристов уходит дополнительное время на принятие решения - где оптимальнее взять тот или иной звук.
« Последнее редактирование: Марта 09, 2012, 14:18:43 от eye »

Оффлайн Biryulkin Blues

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 362
  • Репутация: +141/-0
  • Блюз — серенада для пустого балкона.
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #109 : Марта 09, 2012, 07:50:59 »
Мой один знакомый преподаватель- гитарист (очень уважаемый и широко известный в узких джазовых кругах :)) постоянно повторяет фразу "ноты надо выучить, чтобы потом забыть" Учеников своих учит мыслить исключительно ступенями и позициями на грифе. Насчет названия нот при чтении с листа ( при игре в пониженных строях) знаю что в консе учат студентов читать с листа в родной тональности а воспроизводить в реалтайме  в разных....Например ставятся ноты с произведением в До мажоре, например, а играют все  на полтора/два/три тона выше/ниже, или произведения в басовом ключе играются в скрипичном. Пианистов заставляют воспроизводить с нот левую руку в скрипичном ключе, а правую в басовом. А еще для уверенности и беглости есть упражнение, когда чтение с листа производится перевернув ноты кверху ногами, и не просто "кузнечик" а "черную икру" так играют
« Последнее редактирование: Марта 09, 2012, 09:45:27 от Biryulkin Blues »

Оффлайн Fruchtbaer

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Репутация: +6/-1
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #110 : Марта 09, 2012, 12:42:26 »
eye, ну на мой взгляд отложить название на потом (или вообще навсегда ) легко - просто задается соответствие между положением ноты на нотном стане и на грифе.

Кстати в том источнике так и написано:
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Цитировать
4. Когда читаете ноты, не следует думать о том, как они называются, но только какая это линейка и где она есть на клавире.

Но меня интересует как предслышать, без названий нот. Потому что сейчас, чтобы получить представление о высоте звука (не извлекая его на инструменте) мне нужно знать название.

... и добавил:

вот еще нашел:

(нажмите чтобы показать/спрятать)
Цитировать
Хорошее чтение с листа - это чтение как бы "по слуху". Вижу нотный текст, слышу его, а уж затем "подбираю". Без прогнозирующего внутреннего слуха все остальные рекомендации - впустую. Всё, что написано на этом форуме - не о чтении с листа, а о разборе нотного текста. А это разные вещи.

(нажмите чтобы показать/спрятать)
Цитировать
При освоении нотной грамоты традиционно выстраивается следующая коррелятивная цепочка: вижу ноту на нотном стане – называю её «по имени» – нахожу на инструменте – слышу (а это уже факультативно). Тогда как идеальная цепочка была бы такой: вижу ноту на нотном стане – предслышу – нахожу на инструменте – называю её «по имени» (что уже, в принципе, и необязательно). Так читают ноты те, кто выделяется игрой с листа, a prima vista, т.е. с первого взгляда. Звуковое пространство у таких музыкантов взаимнооднозначно коррелирует как с физическим пространством музыкального инструмента, так и с визуальным пространством нотного текста. У большинства же такая корреляция не складывается.

« Последнее редактирование: Марта 09, 2012, 12:49:28 от Fruchtbaer »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #111 : Марта 09, 2012, 14:04:37 »
eye, ну на мой взгляд отложить название на потом (или вообще навсегда ) легко - просто задается соответствие между положением ноты на нотном стане и на грифе.
Fruchtbaer, я это понимаю, но наработанные "неправильные" навыки сказываются.
Цитировать
Но меня интересует как предслышать, без названий нот.
Ну вот и я о том же писал:
Цитировать
тогда я не умею услышать то, что не распознал-прочитал.

Цитировать
Кстати в том источнике так и написано:
Да, это Руди, а точнее Брайнин.

Оффлайн Fruchtbaer

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Репутация: +6/-1
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #112 : Марта 09, 2012, 15:16:16 »
Поэтому меня заинтересовала идея в курсе Бережанского узнавать звук и одновременно видеть его нотный образ на нотоносце. И на грифе также видеть нотный образ, а не название звука. Образы:
(Ссылка на вложение)

А для каких целей нужен нотный образ на грифе? А звуки на глядя на гриф вы "слышите"?

Вообще мне видится такая картинка организации мышления:
666919-0

Но вместо того у меня что-то такое))
666921-1

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #113 : Марта 09, 2012, 16:05:29 »
А для каких целей нужен нотный образ на грифе?
Чтобы не называть ноту, а "напрямую" видеть ее расположение на грифе. Сейчас у меня на грифе названия звуков.
Цитировать
А звуки на глядя на гриф вы "слышите"?
Да, слышу конечно. Хотя надо учитывать, что внутреннее слышание имеет некую градацию. До Бережанского слышал менее отчетливо. Ну, и пока нет АС это слышание все-таки не совершенно.
Цитировать
Но вместо того у меня что-то такое
Вы правы, у меня, наверное, также.

Оффлайн Fruchtbaer

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Репутация: +6/-1
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #114 : Марта 09, 2012, 16:56:37 »
Чтобы не называть ноту, а "напрямую" видеть ее расположение на грифе. Сейчас у меня на грифе названия звуков.
Вот я печатаю не глядя на клавиатуру, при этом я слабо представляю где какая клавиша находится, я знаю только куда надо двигать пальцы чтобы нажать ту или иную букву.

Если мне дадут клавиатуру без надписей, то я смогу их восстановить только мысленно представив куда надо двигать пальцы, чтобы нажать ту или иную букву.
(Ну, на самом деле я помню, что то вроде "йцукен", "фывапролджэ" и "ячсми" (в правой руке верхний и нижний ряд не смогу назвать по памяти), но это никак не помогает набирать на клавиатуре. это так сказать лишняя информация выученная в результате некоторого опыта обучения по дилетантской методике. )

Так что я не уверен что нужны нотоносцы на грифе, если это нужно только для чтения с листа.

Цитировать
Вы правы, у меня, наверное, также.
интересно как у тех кто не знает ни нот, ни названий звуков?
видимо "Слуховые представления <---> игра на инструменте (или пение)"

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #115 : Марта 09, 2012, 17:27:22 »
интересно как у тех кто не знает ни нот, ни названий звуков?
видимо "Слуховые представления <---> игра на инструменте (или пение)"
Хм, мне казалось, что мы обсуждали чтение с лист? У тех, кто ничего не знает совсем нет никакой возможности читать с листа.

А если говорить о просто игре, так у меня так и есть "Слуховые представления <---> игра на инструменте (или пение)". Ну, может, где-то в подсознании всякие аппликатурно-звуковые модели, упрощающие найти то, что слышишь (или предлагающие что-то услышать ))

Оффлайн Fruchtbaer

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Репутация: +6/-1
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #116 : Марта 10, 2012, 01:44:06 »
Я на грифе слышу только заученные фишки/произведения.
А так между слуховым представлением и игрой лежат названия звуков (что и видно из моего рисунка).
Мне это не нравится и я хочу чтобы слуховые представления были напрямую связаны с игрой на инструменте, минуя названия звуков.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #117 : Марта 10, 2012, 11:36:55 »
Вообще, когда я занимался по Бер-кому с инструментом, то часто пальцы хотели взять услышанную ноту, до того как мозг успел ее обозвать. Приходилось бороться, чтобы не уйти в "интуицию" , но именно услышать сначала название, а потом уже осознанно взять ноту. Ведь наши связки знают, как напрячься, чтобы взять ноту без всякого названия. Наоборот, приходится эти названия "прикручивать".
Поэтому дилетантское (здесь без уничижительного смысла) "играть по слуху" - это и есть прямая связка "слух->пальцы", минуя названия.
« Последнее редактирование: Марта 10, 2012, 11:43:30 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7782/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #118 : Марта 10, 2012, 11:52:55 »
Мне это не нравится и я хочу чтобы слуховые представления были напрямую связаны с игрой на инструменте, минуя названия звуков.
Выход есть — играть по табулатурам.
Но это ограничивает восприятие музыки одним инструментом — гитарой. Так что названия нот дают некоторую универсальность, и это хорошо.

Оффлайн Fruchtbaer

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Репутация: +6/-1
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #119 : Марта 10, 2012, 16:31:19 »
Поэтому дилетантское (здесь без уничижительного смысла) "играть по слуху" - это и есть прямая связка "слух->пальцы", минуя названия.

Т.е. у не_дилетантов связка при игре по слуху не прямая? ("слух->названия звуков->пальцы")
Если взять цепочку того же Брайнина для чтения с листа и зачеркнуть начало и конец, то как раз будет связка "слух-пальцы":
Цитировать
вижу ноту на нотном стане предслышу – нахожу на инструментеназываю её «по имени» (что уже, в принципе, и необязательно)