Автор Тема: Играть с листа. Надо ли оно?  (Прочитано 10336 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #120 : Марта 10, 2012, 16:55:25 »
Вот я печатаю не глядя на клавиатуру, при этом я слабо представляю где какая клавиша находится, я знаю только куда надо двигать пальцы чтобы нажать ту или иную букву.
Если мне дадут клавиатуру без надписей, то я смогу их восстановить только мысленно представив куда надо двигать пальцы, чтобы нажать ту или иную букву.
(Ну, на самом деле я помню, что то вроде "йцукен", "фывапролджэ" и "ячсми" (в правой руке верхний и нижний ряд не смогу назвать по памяти), но это никак не помогает набирать на клавиатуре. это так сказать лишняя информация выученная в результате некоторого опыта обучения по дилетантской методике. )
Видимо нужно учитывать тот момент,что одни лучше владеют тактильными навыками,другим подавай визуализацию обязательно,третьим-главное слуховое представление.

Оффлайн Fruchtbaer

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Репутация: +6/-1
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #121 : Марта 10, 2012, 17:27:32 »
pioneer, я не понял причем тут цитата о машинописи. То что одни лучше владеют чем-то там не отменяет бесполезность знания "йцуке", более того оно вредно.

... и добавил:




Возвращаясь к чтению с листа.
Мы тут выясняем нужно играть с листа по принципу "увидел-сыграл" или "увидел-услышал-сыграл(по слуху)"
Брайнин и его последователи считают, что второе.
И не только они. Вот например:
Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. Издательство Музыка. Москва 1966
668589-0
« Последнее редактирование: Марта 10, 2012, 17:32:06 от Fruchtbaer »

Оффлайн kala5x

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 189
  • Репутация: +22/-0
  • без веры в достяжение неземных целей все напрасно
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #122 : Марта 10, 2012, 19:48:07 »
куда важнее читать аккорды (плюс длительности) со всеми их надстройками с листа и тд чем сами ноты... осознал я это когда начал играть в big band... сложность в том что вариантов как сыграть аккорды море, и даже если попытаться выучить все формы, придется на половину думать нотами, ибо бас нередко левый и аккорды приходится лепить по ходу дела, чтобы звучало как надо но и сыграть было всееще реально... да и плюс чтобы возможно было сразу с листа играть незнакомые вещи, желательно все это структурировать в своей голове, выявить для себя самые удобные и логичные формы... а это долгий путь от "сидя спокойно дома на диванчике заучить и потом качествено сыграть" до "прочитать с листа так чтобы можно было более менее слушать"
может повторяюсь, всю тему не читал  :)

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #123 : Марта 10, 2012, 21:35:39 »
pioneer, я не понял причем тут цитата о машинописи. То что одни лучше владеют чем-то там не отменяет бесполезность знания "йцуке", более того оно вредно.
Цитата-не из твоего ли поста,Fruchtbaer? Ты на 100 % уверен,что эти "знания"-вредны всем?У всех в головах происходит именно так,как у тебя? Ты уверен,кстати,что маленький Моцарт делал и мыслил именно так,как излагают автор приведенной тобой выше страницы? ???
« Последнее редактирование: Марта 10, 2012, 21:38:29 от pioneer »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #124 : Марта 10, 2012, 21:52:47 »
Т.е. у не_дилетантов связка при игре по слуху не прямая? ("слух->названия звуков->пальцы")
Если взять цепочку того же Брайнина для чтения с листа и зачеркнуть начало и конец, то как раз будет связка "слух-пальцы":
ну, мы все время мешаем чтение с листа и, собственно, просто игру. Если у делитатнтов это единственная возможность (даже табы не особо спасут, так как все равно ритм они разбирают по слуху) и все решает слух (в массе он плохо развит в совке, так как люди в неволе не очень-то поют, да и слушают не пойми что). Если природа одарила человека хорошим слухом, то игра по слуху у него достаточно стабильная и крепкая. В противном случае - это долгое ковыряние вслепую и подбор.
Разумеется "не-дилетант" тоже отталкивается от слуха, если занимается подбором и другими видами безнотной деятельности (импровизация, сочинительство), но к этому примешиваются его знания, которые часто упрощает подбор (он сразу видит тональность, нужный массив нот, ступени, боксы  и тд). Но может и подменять собой слух (игра по шаблонам, боксам, "правильным" нотным дорожкам) - это, разумеется, плохо, но поправимо.

Когда начинается чтение с листа - тоже работает весь этот визуально-интеллектуальный "груз", то есть костыли с помощью которых пытаются заменить недостатки слуха. Это может быть определенный этап развития.

То есть эти условные "не-делитанты" тоже имеют разные подвиды. Многие играю по нотам "слух->названия звуков->пальцы", импровизируют "точки на грифе-пальцы-звук-слух" или "ноты на грифе-пальцы-звук-слух".

Но есть продвинутые, которые осознали важность слуха и пытаются его развивать (съем, пение с гит, сольфеджио). Как правило, у таких в реальной игре слух все равно отстает от пальцев, но опосредовано влияет на игру.

Но при чтении с листа "слышу" работает в ограниченном режиме - медленно, не всегда и только со знакомыми блоками.
Но есть и другой тип "не-дилетантов" - средние (речь не о талантах) выпускники музыкальных заведений, играющие, как их учили - исключительно по нотам. У них часто творчество и слух находятся в пассивном состоянии за ненадобностью.
Эти, как раз играют, как на той "карикатуре".

Ну, а правильная цепочка при чтении, наверное, у тех, кого с детства правильно учили или кто прошел основательную музыкальную подготовку, типа, школа-училище-конса и всю дорогу сольфеджио-гармония-репертуар и тренировка игры с листа. Либо АС.

куда важнее читать аккорды (плюс длительности) со всеми их надстройками с листа и тд чем сами ноты... осознал я это когда начал играть в big band...
Это намного проще. При наработке определенных навыков это вообще самая халявная работа (я играл в оркестрах, в том числе в профессиональном). В общем-то там и слышать необязательно (если грубо говоря).  Щас не об этом речь.

Цитировать
Цитата-не из твоего ли поста,Fruchtbaer? Ты на 100 % уверен,что эти "знания"-вредны всем?
pioneer, у нас идет спокойное обсуждение на основе авторитетных источников. Никто ни в чем не уверен на 100%. К чему такой запальчивый тон и куча никому ненужных вопросов - "уверен-неуверен"?

Цитировать
То что одни лучше владеют чем-то там не отменяет бесполезность знания "йцуке", более того оно вредно.
Fruchtbaer, порекомендуйте, пожалуйста, какое-нибудь правильное руководство (или просто теоретические рассуждения по методу печати) по печати без "йцукен" - стало интересно.
« Последнее редактирование: Марта 10, 2012, 22:00:35 от eye »

Оффлайн pioneer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2899
  • Репутация: +516/-16
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #125 : Марта 10, 2012, 22:09:06 »
pioneer, у нас идет спокойное обсуждение на основе авторитетных источников. Никто ни в чем не уверен на 100%. К чему такой запальчивый тон и куча никому ненужных вопросов - "уверен-неуверен"?
:)Я совершенно спокойно и спрашиваю,в русле беседы.Если сочли мои вопросы-никому не нужными-счастливо витийствовать дале,eye   :my_flag:

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #126 : Марта 10, 2012, 22:31:38 »
pioneer, спасибо

Оффлайн Fruchtbaer

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Репутация: +6/-1
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #127 : Марта 10, 2012, 23:49:28 »
Цитата-не из твоего ли поста,Fruchtbaer? Ты на 100 % уверен,что эти "знания"-вредны всем?

Они вредны в том случае, если обладая этими знаниями человек будет вычислять каким пальцем нажать определенную букву исходя именно из этих знаний.

Например, нужно набрать букву "У".
Первый случай. Ученик видит У, вспоминает йцу, считает какая буква У слева направо, потом считает палец с таким же номером слева направо, затем набирает.
Другой случай. Ученик видит У, вспоминает йцу, нащупывает сначала Й мизинцем, потом Ц - безымянным, потом У средним, затем нажимает. Возможно также мысленное "нащупывание" Й и Ц при этом руки остаются в основной позиции, а вышеописанные действия происходят в уме. Если хорошо развита идеомоторика, то можно заметить последовательное подрагивание мизинца, а затем безымянного.

Нормального навыка не будет до тех пор пока ученик сознательно или бессознательно не откажется от вышеописанных действий.
Для набора буквы "У" будут выполняться следующие действия: ученик видит У, знает что это средний палец, знает куда его двигать, нажимает. При этом не возникает мыслей о других буквах и пальцах.
При правильном обучении учат сразу этому. А знание "йцукен" остается невостребованным.

... и добавил:

eye,
Fruchtbaer, порекомендуйте, пожалуйста, какое-нибудь правильное руководство (или просто теоретические рассуждения по методу печати) по печати без "йцукен" - стало интересно.
Вообще выше я объяснил на практических примерах, однако

Небольшое практическое руководство (начальное обучение)
* keyboarding_russian.txt (83.59 КБ - загружено 206 раз.)
(надо сменить расширение на htm, потому что здесь нельзя вкладывать файлы с таким расширением)

Методическое пособие
* portnov_typing.pdf (446.43 КБ - загружено 690 раз.)

... и добавил:

eye,
еще на основе этой методики есть книга:
Березина Н.М. - Самоучитель быстрого и правильного набора на компьютере

Давно знал о существовании этой книги, но посмотрел только сейчас. Отличная книга. Для самостоятельного обучения подойдет более, чем методическое пособие из поста выше (которое скорее для учителей, чем для учеников)
« Последнее редактирование: Марта 11, 2012, 01:15:12 от Fruchtbaer »

Оффлайн Fruchtbaer

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Репутация: +6/-1
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #128 : Апреля 09, 2012, 23:15:27 »
Ну, а правильная цепочка при чтении, наверное, у тех, кого с детства правильно учили или кто прошел основательную музыкальную подготовку, типа, школа-училище-конса и всю дорогу сольфеджио-гармония-репертуар и тренировка игры с листа. Либо АС.

вот нашел подробности от Rudi о слышании глядя в ноты:
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Цитировать
Параллельно этому Вы должны учиться слышать мелодию, глядя в ноты и не играя на клавире. Фактически это умение петь в голове. Это умение быстрее всего делается через умение услышать всякую ступень (не ноту!), как диатоническую, так хроматическую. При этом предполагается, что абсолютный слух Вы не имеете. Самый простой способ услышать ступень, это запомнить какую-нибудь короткую "песенку", для которой первая нота есть запоминаемая ступень, а последняя нота есть тоника. В "песенке" может быть 2, 3, 4 звука, а больше нет необходимости. Вы можете сами придумать такие "песенки", но можете брать известные, например, у Брайнина или у Бережанского (есть также другие).

Оффлайн GuitN

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Репутация: +0/-0
Re: Играть с листа. Надо ли оно?
« Ответ #129 : Апреля 19, 2012, 12:52:08 »
С листа обычно хорошо играют классические оркестровые музыканты т.к. им приходиться играть все время разные произведения причем такого объема что запоминать их просто не реально. Поэтому это навык полезный но совсем не обязательный. А вообще нотный текст несет гораздо больше информации чем табы. Мне очень нравятся издания где есть и нотная строчка и табы.