Нет, не точно Если в конец добавить До, оно сразу становится тоникой.
Но ведь модальная гармония и должна иметь "зыбкую" тонику?
В том то и дело, что я хотел сказать - слушая эту прогрессию первый раз, я не мог отделаться от желания завершить ее в До.
Мой пример просто демонстрирует реализацию. Даже если не взять До в конце я останусь в "неразрешенном состоянии" ожидания разрешения. Может со мной что-то не то...
Характерная модальная функциональность (а она есть и её природа такова же, как и тональной функциональности)
Не согласен - гармоническая функциональность и мелодическая имеют разные свойства в результате которых на одном полюсе - динамика, движение аккордов, а на другом - статика, красочность, фонизм.
И под функциональностью (= ладом) я подразумеваю систему звуковысотных отношений звуков, в к-рой звукоэлементы (звуки, как элементы данной системы) обладают опред. свойствами
Да, но "функциональность" у них принципиально разная "на вкус".
Именно по причине:
"тональность" (основной категорией коей является тоника), "модальность" (основной категорией коей является звукоряд)
Недаром Бершадская различает монодические лады и гармонические.
Кстати, это подтверждается созданием функционального гармонического минора вместо натурального, суть монодического (модального) эолийского.
А вообще сейчас пришла в голову мысль о существовании автентической функциональности, свойственной мажору и плагальной - характерной для натурального минора. Тогда можно выйти на модально-плагальную функциональность... но все-таки это неверно, это я в кучу валю.
Я к тому, что довольно легко сделать музыку, где определить тонику будет принципиально нельзя. Т.е. будет "кто последний - тот и тоника". И такая музыка вовсе не обязана быть атональной - бери любой ладовый звукоряд и играй, или просто чередуй несколько таких звукорядов.
Совершенно верно - это один из признаков модальности - отсутствие однозначных тяготений, переменность. Однако какие-то тяготения все-таки есть. Ну хотя бы последний аккорд будет тоникой-финалисом.
В атональной музыке в идеале вообще не должен формироваться какой-либо намек на тональный центр и лад. (Но я боюсь, что все равно буду слышать там "До мажор" ))
Но в случае с Гамбале - там так организована гармония, что тоника слышна, как E, а не A.
в то время как эти аккорды легче всего понять как A-dur.
В некотором смысле - да. Только надо разделить понятия "тональность A-dur" и "ключ A-dur/ Если в первом случае подразумевается система звуковысотных отношений, то во втором просто набор нот, соответствующий Ля мажорной гамме и всем "дочерним" звукорядам.
... и добавил:Отделил тему, так как возникла дискуссия.