Правила гармонизации гаммы существуют? По каким правилам гармонизирован до-мажор гармонический?
... и добавил:С.В. Надлер, кандидат искусствоведения,
преподаватель ПЦК "Теория музыки "
ГБПОУ РО "Таганрогский музыкальный колледж"
Таганрог 2017
Пояснения к теме «Гармонизация хроматической гаммы» для студентов эстрадно-джазового отделенияПоскольку мы не только строим хроматическую гамму в одноголосном изложении, но еще и гармонизуем ее, чтобы глубже понимать гармоническую логику и тяготения ступеней - нам нужно разобраться в том, почему тот или иной звук нотируется так, а не иначе.
Когда мы гармонизуем мажорную хроматическую гамму в поступенном движении вверх, наша логика гармонизации проста. Все диатонические ступени –то есть те, которые входят в натуральную гамму –мы гармонизуем, «свешивая» с верхних звуков гаммы аккорды, совпадающие с числом ступени. Это хорошо и логично звучит в мажоре. Разумеется, это не единственный способ гармонизации –но самый простой. Первая ступень гармонизуется первым трезвучием, вторая –вторым и так далее.
Таким образом, семь диатонических ступеней по ходу вверх у нас уже гармонизованы. Остаются пять хроматических ступеней. С ними мы тоже поступим просто: «свесим» с них уменьшенные септаккорды. И получится, что хроматические ступени –это автентические отклонения «в следующую ступень». То есть уменьшенный септаккорд перед созвучием второй ступени –это вводный во вторую, уменьшенный перед третьей –вводный в третью и так далее.
Исключением является уменьшенный септаккорд на 6-й высокой ступени: он функционален в основной тональности. Его можно просчитать как тройную доминанту, поскольку, даже если седьмую ступень гармонизовать доминантой, этот уменьшенный будет двойной доминантой в эту доминанту: DD→D=DDD.
Нисходящая хроматическая гамма гармонизуется чуть-чуть сложнее: не по ступеням, а по функциям. Здесь отклонений получается гораздо меньше: 1-й –тоника, 7-я- доминанта, 7-я низкая –уменьшенный вводный в субдоминанту, 6-я –субдоминанта, 6-я низкая –уменьшенный вводный, 5-я –тоника, 4-я высокая –уменьшенный двойной доминанты септаккорд, 4-я –субдоминанта, 3-я –тонический квартсекстаккорд, 3-я низкая –уменьшенный двойной доминанты септаккорд, 2-я –созвучие второй ступенью, 2-я низкая –неаполитанская гармония, 1-я –тоника.
Таким образом, вниз у нас имеется всего лишь одно отклонение.
Минор как «обратная сторона мажора» имеет свои особенности гармонизации. Мы слышим эту гамму по-моцартовски, «низвержением с небес в бездны», постоянным сравнением с мажором. В учебнике теории музыки говорится о том, что восходящая минорная хроматическая гамма строится и нотируется по параллельному мажору. Заметим, что мы могли бы вместо 1-й ступени дать 1-ю высокую, но это будет несколько опрощенное звучание. Лучше всего гармонизовать так: 1-я –тоника, 2-я низкая –неаполитанская гармония, 2-я –второе созвучие. Далее будет более предсказуемый вариант гармонизации: 3-я – созвучие третьей ступени, 3-я высокая –уменьшенный септаккорд, 4-я –субдоминанта, 4-я высокая – уменьшенный двойной доминанты септаккорд, 5-я –мажорная доминанта, 6-я –созвучие шестой ступени, 6-я высокая –уменьшенный септаккорд, 7-я –созвучие седьмой ступени, 7-я высокая –уменьшенный вводный септаккорд.
Вниз минорная хроматическая гамма нотируется как одноименная мажорная. Этим же одноименным «моцартовским» мажоро-минором она и гармонизуется: 1-я –тоника, 7-я высокая –мажорная доминанта, 7-я –уменьшенный вводный в субдоминанту, 6-я высокая –мажорная субдоминанта, 6-я – субдоминанта, 5-я тоника, 4-я высокая –уменьшенный двойной доминанты спетаккорд, 4-я –субдоминанта, 3-я высокая –мажорная тоника, 3-я – тоника, 2-я –созвучие второй ступени, 2-я низкая –неаполитанская гармония, 1-я – тоника.
ИсточникУменьшенные септаккорды на хроматических ступеняхПочему на хроматических ступенях уменьшенные септаккорды?
... и добавил:Четыре варианта гармонизации хроматической гаммы септаккордами по моей схеме.