гитарное соло делает хорошим отсутствие минуса. вот никогда не вдохновляло, таланту мало наверное
я где-то посреди разговора о минусе обратил внимание на то, что минус чем-то нехорош. Начала не нашел.
Поясните, какой минус и чем нехорош для соло
... и добавил:Ну и потом, надо, конечно, - решительно разделять - соло сочиненное (чтобы его в ноль повторять тысячи раз в лайвах, потому что именно этих нот жаждут беснующиеся фэны) и соло импровизационное - где совсем другие критерии и ценностные ориентиры (в джазе, например, играть чужое соло или повторять на концерте то же, что было записано на виниле, просто не-комильфо и плевок в душу аудитории).
а разделять-то для какой цели? в контексте этой беседы, я имею в виду. Чтобы написать хорошее соло?
И еще, соло импровизационное разве не на ранее сочиненных домашних заготовках базируется?
... и добавил:
... и добавил:
Потому что это работает не на уровне отдельных нот, "мелодии", а на уровне ощущений: ритмичной энергичности, общего движения по диапазону, гармонического движения и краски, в том числе ладовой. Плюс есть принцип тремолирования - когда играется много нот, но в музыкальном смысле это мало нот, длительность которых скрадывается из многих. Так например поливалово арпеджио аккордов - это в музыкальном смысле просто аккорды, длительности которых от начала до конца арпеджио. Чтобы понимать это надо как раз поучить теорию и позаниматься сольфеджио.
соглашусь
... и добавил:
Вот тут вроде начало было неплохое:Но это снова общие рекомендации и снова возникает вопрос: как придумать мелодию? Как именно делать вариации - какие ноты убавлять/добавлять, ну не случайные же?
Понятное дело, что развернутым ответом на такой вопрос по-хорошему будет статья или лекция. Но может у кого-то есть на примете интересное образцовое соло, которое можно было бы разобрать по косточкам.
спасибо, что обратил внимание на мой коммент. Рад, если начало показалось неплохим, я старался.
На вопросы:
"как придумать мелодию?" - я и предлагаю "намычать". Суть такая: ты знаешь свою последовательность аккордов, она застряла у тебя в голове либо включена у тебя на телефоне/компьютере/еще на чем-то. Когда ты будешь что-то напевать поверх неё (даже если она звучит только в твоей голове), твой мозг автоматически будет подстраивать мелодию к этой гармонии, синхронизируя свои внутренние процессы мышления. Сложно одновременно думать совершенно разные вещи, как сложно одновременно гладить себя по животу и хлопать по макушке, - мозг синхронизирует эти вещи автоматически, подсознательно.
"как делать вариации?" - вот ты придумал мелодию, она тебе понравилась, ты ее запомнил. Потом через какое-то время (отвлекся, занялся другими делами, или поспал, или еще что-то) ты на эту же гармонию придумал другую мелодию, чем-то похожую на первую, или хотя бы отдельные кусочки мелодии (чем дольше размышляешь, тем больше извивов, отклонений от исходного кода получится). Вот это и будут твои вариации. Когда ты вставишь их в разные части своего соло, они будут восприниматься как "разные размышления на одну общую тему"
"какие ноты добавлять/убавлять, не случайные же?" - просто те ноты, которые тебе понравятся в этом контексте. То есть ты напевал что-то и вдруг рррраз! почему-то остановился на одной ноте, тянешь ее, а не допеваешь фразу. Ты сам не осознал, почему остановился, но тебе понравилось.
В какой-то степени это могут быть и "случайные" ноты, - в том смысле, что их не было изначально, ты их вставил, и тебе нравится результат. При этом они могут оказаться и не "случайными" с точки зрения музыкальной теории, можно будет потом объяснить, почему эта нота здесь звучит уместно. Но это не требуется для того, чтобы это придумать.
Я думаю, что выбор таких нот обусловлен только индивидуальной музыкальной подготовкой. Не в смысле "учебой в музшколе", а в смысле "к чему приучено твое ухо". То есть если ты слушал только треш, то у тебя ухо првычно к одному, если постоянно ходишь в оперный театр (но не имеешь музыкального образования) - к другому, если с пеленок слушал джаз - к третьему.
Например, я поначалу никак не мог понять, почему фразы в джазовом соло могут проходить полностью по нотам, которых вообще нет в данном аккорде, и это считается нормальным. Мое ухо отказывалось это принимать, мне было непонятно, меня это бесило , и такие фразы я придумывать не мог. Да и сейчас-то не мастак, прямо скажем.
"есть ли у кого-то образцовое соло" - я думаю, это не вполне конструктивно. Мне кажется, проще усвоить, если соло является "образцовым" для того человека , который спрашивает: "я знаю его наизусть, я в него влюблен, но не могу осознать, что делает его образцовым". Вовлеченность сильнее, проще понять. Я так думаю.
... и добавил:не оценили цитату одного старого учителя. Есть еще одна
- Некоторые даже гитару специально перестраивают в незнакомый строй, чтобы переходить на уровень интуиции.
чудовищно неудобно для того, чтобы проанализировать, что именно ты сейчас сделал, и почему это звучит хорошо
кстати, в том числе поэтому, когда мой старый кореш предложил мне придумать соло для его песен, я сознательно не стал перестраивать гитару. Они играют в строе дроп до, я играю на гитаре, настроенной обычно. Мне несложно подобрать сыграть на слух и сыграть поверх, и мне неважно, что я играю по до минору. Наоборот, мне проще понять, что я только что сделал и почему мне понравился результат