А кто конкретно объявил это устаревшим? Мне просто интересно, для какого рода учебных программ это справедливо. Сегодня классическую гармонию по каким учебникам преподают? Скажем, бригадный считается хламом? А что теперь вместо него используют?
Вы же понимаете, что такие вещи не объявляет конкретная личность. Когда теоретический аппарат перестает соотвтетствовать требованиям практики, то появляются люди, которые пытаются приспособить теорию. К нуждам.
А так много, кто пытался или пытается использовать и используют более адекватные системы. Начиная с Хиндемита, который писал, что "Альтерированные аккорды не могут быть обозначены римскими цифрами без риска спутать их с неальтерированными... Поэтому римские цифры будут сохранены только для некоторых случаев... и введена точная система цифрового баса".
Во многих сов. учебниках пишут, например, нIII - низкая третья. Это костыли.
В итоге проблему как всегда решили джазмены-практики - нумерация по мажору и бемоли/диезы.
Что касается бригадного, то там вообще смешана ступеневая система и функциональная. Это критиковал Холопов:
http://www.kholopov.ru/hol-stup.pdfНе то, чтобы учебник "хлам", но освещает предмет однобоко и не дает эффективные средства изучения гармонии. Но все критикуют, но лучшего для обучения не создано...
Холопов в предисловии к своей практической Гармонии:
"Как сегодня обстоит дело с отношением между традиционной школьной практической гармонией и нынешней живой музыкальной практикой, с непосредственной применимостью правил гармонии в творчестве?
Скажем прямо: здесь
дело обстоит катастрофически плохо.
Традиционная практическая школьная гармония сегодня почти полностью
оторвана от современной музыкальной действительности.
Стиль задач, прелюдий и других практических заданий за последние 100 (!) лет почти не изменился. Наглухо заключенный в герметически закупоренное пространство непробиваемых правил, этот стиль, отражающий некоторые гармонические закономерности классико-ромаитического периода, придерживающийся буквы абсолютизированных законов старой гармонии, в то же время начисто утратил живородящий ее дух, ее динамическое стремление «вперед и вверх». Лишенный всякой возможности дальнейшего развития «к новым берегам», стиль школьных задании по гармонии оказался обреченным на бесконечиую стерилизацию ."
Вообще, насчет того, что учебники гармонии устарели многие пишут... И кричат на форумах. Вы же знаете...
Но учат, да, по устаревшим учебникам. Что в этом удивительного? Мы везде позади плетемся... Ведь даже буквенную редукцию не приняли...
Да и как учат... Гармонию плохо студенты знают, если сами не интересуются, если самостоятельно не изучают разные источники. Опять-таки зарубежные, где нет проблем с тем, чтобы составить однозначную ступеневую структуру.
Так вот эти студенты (которые плохо знают), закончив высшие и средние музыкальные заведения пишут всякую
хрень на основе бригадного про современную гармонию. А потом они же и будут преподавать в этих учебных заведениях.
В общем, это мое личное мнение. Вы спросили - я ответил.