Автор Тема: Как строятся аккорды? Вопрос знатокам теории  (Прочитано 4600 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
Всем привет!
Есть вопрос к джазовым гитаристам и вообще к знатокам теории.
Очередной раз берусь за изучение "Моего метода" Игоря Бойко.
Так вот вопрос такой:
Есть к примеру  нас гамма мажорная от ноты соль.
G-A-B-C-D-E-F#
При построении аккордов берутся нужные ступени этого звукоряда.
Тоесть аккорд G содержит в себе 1-3-5 ступени, соотвественно ноты G-B-D.
При надстойках других ступеней у нас добавляются соответствующие ноты.
И вот тут у меня и затык происходит.
Почему для maj7 мы добавляем не большую септиму, а просто 7 ступень. Точнее почему у нас в нашем звукоряде 7 ступень, тоесть F# является увеличенной 7-й, а не просто 7-й ступенью?
Дальше более менее понятно, при добавлении 6 ступени мы добавляем ноту E.
У 6/9 добавляем 6 и 9(2 через октаву) ступени.
Для maj7#5 добавляем к сепаккорду еще 5 увеличенную, коей является у нас D#.
Тоесть тут основной вопрос в 7 ступение.
Дальше берем минорный звукоряд:
G-A-A#-C-D-D#-F
Для Gm это G-D-A#.
А вот для Gm6 добавляется нота E, но 6-я нота в этом звукоряде не ми, а D#.
И я не могу понять от какой гаммы мы строим аккаоды. От базовой мажор-минор или всегда от мажора?
Буду благодарен, если кто-то сможет объяснить)
« Последнее редактирование: Июня 02, 2016, 11:52:53 от uzerPRO »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Буквенно-цифровые обозначения аккордов не привязаны к тональности / гамме, поэтому какое-нибудь обозначение типа Gm6 никак не сообщает нам, в какой тональности мы находимся. Буквенно-цифровые обозначения аккордов сообщают только интервальный состав.

Цитировать
Почему для maj7 мы добавляем не большую септиму, а просто 7 ступень.
В данном случае "просто 7 ступень" как раз и является большой септимой.
Ноты G и F# обе входят в гамму G-dur и составляют интервал именно большой септимы.

Цитировать
G-A-A#-C-D-D#-F
Неграмотно! Основное правило: каждая нота в гамме имеет своё название. Вместо A# надо писать (и думать) Bb и т.п.


... и добавил:

Цитировать
А вот для Gm6 добавляется нота E, но 6-я нота в этом звукоряде не ми, а D#Eb.
Это объясняется тем, что аккорд Gm6 вовсе не обязан вписываться в звукоряд натурального g-moll.
А цифрой 6 в буквенно-цифровой записи аккордов обозначается всегда большая секста.
« Последнее редактирование: Июня 02, 2016, 12:32:23 от MrLf »

Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
MrLf,
Просто в этой книге и в ряде других источниках звучит именно 6-7-9.. ступени.
Получается это не правильно и нужно всегда считать конкретный интервал от тоники?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
MrLf,
Просто в этой книге и в ряде других источниках звучит именно 6-7-9.. ступени.
Получается это не правильно и нужно всегда считать конкретный интервал от тоники?
Циферки в буквенно-цифровой записи аккордов соответствуют ступеням миксолидийского лада (это формально). А неформально они соответствуют натуральному мажору с одним исключением: семёрка означает малую септиму, а не большую, которая получилась бы в натуральном мажоре.

То есть, если хочешь опираться на ступени, строй миксолидийский. Скажем, чтобы понять, какая нота в Gm6 будет этой самой шестёркой, надо взять шестую ноту из миксолидийского Соль. Ну, и раз в аккорде указано "m", третью ноту миксолидийского Соль нужно понизить.

Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
MrLf, Интересно почему именно от миксолидаийского? Где об этом можно почитать?
Я так понимаю миксиолидийский от натурального мажора и отличается только 7 ступенью.
Грубо говоря все нужно строить от мажора. Но иметь ввиду, что 7 ступень у него как-бы увеличенная и соответствует 7 ступени в аккорде maj7.
При этом для обычного доминант сепатаккорда 7 ступень мажорного ряда нужно понижать.
Я правильно понимаю?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
uzerPRO, нужно различать интервалы и ступени и, соответственно, представлять себе интервальные и ступеневые шкалы.
Ступеневая шкала основана на натуральном мажоре:
1,2,3,4,5,6,7, что соответствует нотам C,D,E,F,G,A,B
Для записи низких и высоких ступеней используются знаки b/#:
1,#1/b2,2,#2/b3,3 и тд.

Интервальная шкала, используемая в обозначениях аккордов немного отличается:
1,2,3,4,5,6,7, что соответствует нотам C,D,E,F,G,A,Bb или
1,2,3,4,5,6,+7 что соответствует нотам C,D,E,F,G,A,B
Более того интервальная шкала "двухэтажная" 2=9, 4=11 и тд.

Для того чтобы отразить качество интервалов лучше использовать знаки +/- (чтобы не путать со ступенями), например:
1, 2, -3, 3, 4, -5, 6, 7, +7, -9, 9, +9, что соответствует C-С,С-D,С-Eb,С-E, С-F, ...-Gb, -A, -Bb, -B, -Db, -D, -D#

Для джазовых музыкантов на практике звук аккорда это как бы ступень родственного звукоряда, которым этот аккорд обыгрывается,  поэтому  часто звуки аккорда ассоциируются/называются  ступенями, что не совсем корректно с точки зрения классической теории и вызывает путаницу у начинающих.

Чтобы примерить эти системы можно "ступени" в аккордах называть "интервальными ступенями".

Для обозначения интервальной структуры в буквенных обозначениях аккордов используются специальные обозначения, образующие шкалу этих употребимых в аккордах, обозначений "интервальных ступеней":

R, 2(add,sus), m, (M), 4(add,sus), 5(-/+, dim/aug), 6, 7, maj7(+7,M7,Δ), 9 (+/-), 11(+,#), 13(-)

« Последнее редактирование: Июня 02, 2016, 14:10:29 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7822/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
MrLf, Интересно почему именно от миксолидаийского? Где об этом можно почитать?
Я так понимаю миксиолидийский от натурального мажора и отличается только 7 ступенью.
Грубо говоря все нужно строить от мажора. Но иметь ввиду, что 7 ступень у него как-бы увеличенная и соответствует 7 ступени в аккорде maj7.
При этом для обычного доминант сепатаккорда 7 ступень мажорного ряда нужно понижать.
Я правильно понимаю?
Всё верно.

Почему именно от миксолидийского — случайное совпадение, на самом деле от мажора, но с "исключением". Исключение возникло исторически, т.к. малый мажорный септаккорд начал широко использоваться раньше большого мажорного, поэтому и получил более "простое" обозначение.

Где почитать — имхо, негде :)

Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
Ага, теперь понятно. Одно исключение и такой затык)
Спасибо за помощь!

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Цитировать
Почему для maj7 мы добавляем не большую септиму, а просто 7 ступень. Точнее почему у нас в нашем звукоряде 7 ступень, тоесть F# является увеличенной 7-й, а не просто 7-й ступенью?
Меня препод учил такому способу. Берём 1-3-5 ступени из мажора\минора - получаем мажорный\минорный аккорд. При этом цифровые названия ступеней считаются относительно той гаммы, от которой мы их берём, а не от мажора, как говорят выше.
Т.е. если мы имеем ввиду минорную гамму, то она будет записана как 1(A)-2(B)-3(C)-4(D)-5(E)-6(F)-7(G). Если бы мы записывали эти цифры относительно мажора, у нас бы получилось 1(A)-2(B)-3b(C) и т.д. Я считаю, что такая запись несколько усложняет, и гораздо удобнее писать относительно того лада, в котом мы находимся (либо мажор, либо минор, остальные лады - другая тема).

Так вот, по поводу maj7 и просто 7 - есть очень простое правило, как мне собственно препод и объяснял. В аккордах maj7 между 7-ой и первой ступенью всегда полутон, в аккордах просто 7 - между 7-ой и первой ступенью всегда тон. Запомни это и этого будет достаточно, чтобы уметь их строить по системе ступеней. А вот почему так - тебе уже объяснили.

Цитировать
А вот для Gm6 добавляется нота E, но 6-я нота в этом звукоряде не ми, а D#.
Потому что в тональности Gm нету ноты Е, а есть Eb (D#).


А вот миксолидийский вообще не стоит брать, иначе ты просто во всём запутаешься.
« Последнее редактирование: Июня 02, 2016, 15:41:54 от ElCaballero »

Оффлайн uzerPRO Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3502
  • Репутация: +495/-81
    • Гитарные видео: паяем примочки, тесты, обзоры и тп
ElCaballero,
А причем тут тональность соль минор?
Может это аккорд Gm из другой тональности.
Уже выше написали что посртроение аккорда к тональности не привязано.

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
ElCaballero,
А причем тут тональность соль минор?
Может это аккорд Gm из другой тональности.
Уже выше написали что посртроение аккорда к тональности не привязано.
Потому что аккорд Gm строится на нотах минорной гаммы Gm. Аккорд Gm, в какой-бы тоналности он не был, всегда будет иметь одинаковые ноты, являющиеся 1-3-5 ступенями тональности Gm. Иначе бы в каждой песне Gm игрался бы по разному.

-------------------------------------------------------
Я там сверху немного не так прочитал про Gm6. Там действует такое же правило, как в случае с 7, т.е. 6 обозначает интервал большую сексту.
« Последнее редактирование: Июня 02, 2016, 16:04:20 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
При этом цифровые названия ступеней считаются относительно той гаммы, от которой мы их берём, а не от мажора, как говорят выше.
Не путайте человека, если не разбираетесь.

Цитировать
Потому что аккорд Gm строится на нотах минорной гаммы Gm. Аккорд Gm, в какой-бы тоналности он не был, всегда будет иметь одинаковые ноты, являющиеся 1-3-5 ступенями тональности Gm. Иначе бы в каждой песне Gm игрался бы по разному.
Аккорд Gm может встретиться, как минимум в шести  тональностях - F, Eb, Bb, Gm, Dm, Cm


ElCaballero, а вас случайно не учили писать Cis, Des, H вместо C#, Db, B?

Во всем современном мире минорная гамма - это 1, 2, b3 и тд. Сыграйте на рояле До мажор и До минор и увидите разницу ))

1,2,3 одинаковые по записи в мажоре и миноре - это устаревшее наследие классической гармонии, где в учебной литературе (но не практике) мажор и минор никогда не смешивался.
В современной гармонии давно смешались мажор и минор и другие лады, поэтому ступени принято обозначать  как натуральные, высокие, либо низкие.

Ну, а уж тем более, обозначения аккордов не имеют прямого отношения к гаммам и ладам.

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Цитировать
Во всем современном мире минорная гамма - это 1, 2, b3 и тд. Сыграйте на рояле До мажор и До минор и увидите разницу ))
На гитаре неудобно представлять минорную гамму в виде 1, 2, b3. В отличие от пианино, на котором я собственно играл и понимаю, откуда эта система берётся. Когда ты учишь 5 боксов минорной гаммы по всему грифу, то к чему там считать это всё относительно мажора? Это крайне неудобно.

Цитировать
В современной гармонии давно смешались мажор и минор и другие лады, поэтому ступени надо обозначать как натуральные, высокие, либо низкие.
Это смотря какую музыку рассматривать. Во многой ничего нигде не смешивается.


Цитировать
Аккорд Gm может встретиться, как минимум в шести  тональностях - F, Eb, Bb, Gm, Dm, Cm
И в какой-бы тональности он не был, это всегда будет G-Bb-D.
« Последнее редактирование: Июня 02, 2016, 16:12:28 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
На гитаре неудобно представлять минорную гамму в виде 1, 2, b3.
Как это? Какая разница на каком инструменте играешь низкую ступень? А тем более, если вы играете с блюзовой полиладовостью.
И почему неудобно? Это вопрос прежде всего слуха.

А минорные и мажорные трезвучия тоже состоят из одинаковых 1-3-5?

Цитировать
Это смотря какую музыку рассматривать. Во многой ничего нигде не смешивается.
Ну, теория не должна зависеть от стилей.
Но интересно в какой, например?
« Последнее редактирование: Июня 02, 2016, 16:21:36 от eye »

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Цитировать
А минорные и мажорные трезвучия тоже состоят из одинаковых 1-3-5?
Если рассматривать минор как 1-2-3-4-5-6-7, и мажор как 1-2-3-4-5-6-7, то да. Разница лишь в том, относительно чего мы считаем. Относительно мажора мажорное трезвучие будет 1-3-5, относительно минора минорное трезвучие будет 1-3-5.

Цитировать
Как это? Какая разница на каком инструменте играешь низкую ступень?
На пианино есть система чёрных и белых клавиш, из-за чего когда играешь до минор после до мажора, сразу выделяются эти низкие ступени, т.к. они собственно на чёрных клавишах. На гитаре нет ни черных, ни белых клавиш, есть система полутоновых ладов, и каждая гамма запоминается по аппликатуре. Аппликатуру гамму ля минор гораздо удобнее представлять в виде 1-2-3-4-5-6-7, на которую можно добавить, к примеру 2b и получить фригийский, или из которой можно выкинуть 2-6 и получить пентатонику (к которой можно добавить 4# и получить блюзовый лад), или к которой можно добавить 7# и получить гармонический минор.

Цитировать
Но интересно в какой, например?
Из популярной музыки почти всё в одном ладу, различные поп виды рока - то же самое, один лад + соло на пентатониках. Мелодические металлы (которые не состоят наполовину из диссонансов) - в основном, берётся за основу минорный лад и к нему что-то добавляется, либо фригийский - но его опять же удобнее воспринимать, как минор с пониженной второй.
« Последнее редактирование: Июня 02, 2016, 16:32:24 от ElCaballero »