Crusader, спасибо.
В аккорде выделил бы 2 стороны:
Аккорд -- это (одновременное/последовательное) сочетание разновысотных (по pitch class'ам -- таким образом мы исключаем учитывание октавных дублировок/замен, как влияющих на суть аккорда) тонов, которое:
1. Воспринимается "монолитно" -- тоны воспринимаются как принадлежные к единой гармонической сущности, что можно определить лишь в сопоставлении с иерархически равными элементами -- др. аккордами.
2. Является функциональным элементом.
Впрочем, видится важным обозначить ещё пару моментов:
1.
Возможно, аккорду для его отличия от гармонии (как гармонического/музыкального материала), должен быть присущ некоторый принцип построения -- скажем, интервал в его основе:
Это может быть секунда -- кластерные аккорды.
Терция -- общераспространённый принцип строения аккордов, (начиная с трёх звуков) образующий "трезвучия", "септаккорды" и далее в известной последовательности.
Кварта -- квартаккорд, образованный последовательностью 2> кварт вверх/вниз от основания, которые могут быть в любом октавном расположении. Хорошо звучит.
Ну и квинта: одна -- power-аккорд, несколько -- квинтаккорд, строящийся по вышеописанному принципу квартаккорда.
Секста/септима в принципе тоже дают определённые (характерные/индивидуальные) сочетания звуков.
2.
Гармония (чередующаяся с др. гармониями) с аккордом в своей основе, достигая максимального количества звуков, уподобляется звукоряду.
-- учтите этот момент.
----------------
Ещё информация (от меня), которая, возможно, вдохновит или по крайней мере наведёт вас на некоторые новые соображения:
Схема, демонстрирующая переходы аккордов, в т.ч. "модальные" аккорды:
0. По сути, это ККК (кварто-квинтовый круг), на котором схематически обозначены функции/ступени/интервалы аккордов.
1-1. Рекомендую в первую очередь обратить внимание на "средний ряд" (который с *) -- в нём выбирается либо мажорный, либо минорный аккорд/тональность.
1-2. Уже относительно него смотрим на ряд либо вверху (параллель мажор для минора), либо внизу (параллель минор для минора).
2-1. Цифрами вверху обозначено количество квинтовых/квартовых шагов вверх/вниз и соответствующих знаков альтерации (#/b напротив каждого из направлений движения), присущих диатоническому звукоряду от данного аккорда.
2-2. Цветами обозначена "роль" аккордов относительно исходного:
0. Зелёный цвет -- исходный (мажорный/минорный) аккорд и параллельный (минорный/мажорный).
1. Жёлтый цвет -- это субдоминантовый/доминантовый (IV/V; iv/v) мажорные/минорные аккорды и параллельные им (ii/iii -- для мажора [IV/V] относительно I; bVII/bVI -- для минора [iv/v] относительно i).
2. Оранжевый цвет это -- "модальные" аккорды.
Относительно мажорного (I*) аккорда оказываются II и bVII аккорды -- лидийский и миксолидийский, соответственно.
Относительно минорного (i*) аккорда оказываются ii и bvii аккорды -- фригийский и дорийский, соответственно.
-- это "однонаклонные" (того же наклонения, что и исходный) "модальные" аккорды.
Однонаклонным уникальным аккордам я противопоставляю характерные -- вот уж они-то (в дальнейшем обозначу "!") характерно звучат. Какое "совпадение", характерные уникальные аккорды параллельны однонаклонным:
Если исходный аккорд i*, то ii -- дорийский однонаклонный аккорд.
Параллелен дорийскому однонаклонному аккорду (ii), как и всякому минорному аккорду, мажорный аккорд, строящийся от bIII ступени, относительно основания (мыслимого как I ступень) данного аккорда (ii).
Смотрим схему и видим на 2м квинтовом шаге вверх / квартовом шаге вниз: аккорд IV.
i-IV -- типичная иногда называемая "дорийский субдоминанта".
Не стану в таких подробностях находить все аккорды, просто приведу полный список "модальных" аккордов:
Мажор (M/I):
Lyd:
II,IVdim,vii(!) -- таких аккордов вы не встретите ни в натур. мажоре / ионийском, ни в миксолидийском.
iii,V -- таких аккордов вы не встретите в миксолидийском, но встретите в натур. мажоре / ионийском.
MLyd:
IIIdim,v(!),bVII -- таких аккордов вы не встретите ни в натур. мажоре / ионийском, ни в лидийском.
ii,IV -- таких аккордов вы не встретите в лидийском, но встретите в натур. мажоре / ионийском.
Общие для мажора аккорды:
А вот vi (параллельный m) -- вы встретите во всех параллельных диатонических "мажорах" (собирательно о: лидийском/ионийском/миксолидийском).
Минор (m/i):
Dor:
ii-IV(!)-VIdim -- таких аккордов вы не встретите ни в натур./гарм. миноре / эолийском, ни в дорийском.
v,bVII -- таких аккордов вы не встретите во фригийском, но встретите в натур./гарм. миноре / эолийском.
Phr:
bII(!)-Vdim-bvii -- таких аккордов вы не встретите ни в натур./гарм. миноре / эолийском, ни в дорийском.
iv,bVI -- таких аккордов вы не встретите в дорийском, но встретите в натур./гарм. миноре / эолийском.
Общие для минора аккорды:
А вот bIII (параллельный M) -- вы встретите во всех параллельных диатонических "минорах" (собирательно о: дорийском/эолийском/фригийском).
3. Бирюзовый цвет -- это "особые" (весьма общеупотребительные) аккорды -- здесь мы обнаруживаем:
1,2. Одноимённые аккорды (для мажора/минора): I-i; i-I.
3,4. Однотерцовые аккорды (для мажора/минора): I-bii; i-VII.
5,6. Гармоническую (суб)доминанту (для мажора/минора): I-iv; i-V.
7,8. Двойную доминанту (II) и аккорд (bvii), которому я не подобрал названия, у которого экспрессивное, фламенко-подобное звучание; функционально-инверсивен к двойной доминанте.
4. Красный цвет -- удалённые/дистанцированные аккорды.
Здесь аккорды, традиционно выделяемые как тоники (и иные основные функции) тональностей более далёких (3--4) степеней родства.
5. Сиреневый цвет -- максимально удалённые тритоновый аккорд/параллельный к нему/диатоника.
Есть заблуждение, будто самой далёкой относительно исходной тональности приходится тритоновая тональность противоположного наклонения, но это не так. Из схемы мы видим, что тритоновая тональность противоположного наклонения является всего лишь третьим шагом, в то время как тритоновая тональность того же наклонения является шестым шагом.
Предположим, речь о:
С-F#m = I-#iv = (c+e+g)-(f#-a-c#)
Тон a (из аккорда F#m) входит в состав диатоники C, которой аккорд C приходится основным (мажорным) аккордом -- в системе C тон a -- это VI ступень.
Если бы мы взяли аккорд F# = #IV (I-#IV), то его терция была бы #VI ([в условиях 12СРТС] энгармонизм: #VI≈bVII) ступенью.
-- это (bb) более дистанцированный/нагруженный/напряжённый/неустойчивый/диссонирующий 1. тон/ступень относительно основания/разветвления системы C, а также 2. интервал (тритон) относительно (терции -- тона e) исходного аккорда (в противовес тону a, который ей приходится квартой).
Аналогичное применимо и к:
Am-D# = i-#IV = (a+c+e)-(d#-g-a#)
Тон g (из аккорда D# [а на фоне Am звучит именно D# {имеющий в своём составе в условиях 12СРТС энгармонизм f##≈g}, а не Eb]) входит в состав диатоники С, которой аккорд Am приходится основным (минорным) аккордом -- в системе Am тон g -- это bVII ступень.
Если бы мы взяли аккорд D#m = #iv (I-#iv), то его терция (тон f#) была бы VI ступенью.
-- это (f#) более дистанцированный/нагруженный/напряжённый/неустойчивый/диссонирующий 1. тон/ступень относительно основания/разветвления системы Am, а также 2. интервал (тритон) относительно (терции -- тона e) исходного аккорда (в противовес тону a, который ей приходится квартой).
----------------
Где бы найти перечень всех аккордов, которые используются на практике?
А вот это может быть проблематично.
Музыкальная теория ведь не свод правил и запретов, а совокупность выстроенных в теорию законов (не в юридическом, а в научном смысле); что взяли и "звучит" -- то (впрочем, как и "незвучащее" и вообще всё) она и в состоянии описать.