Перехожу сюда) (интересно, придёт ли ещё кто-то оттуда?)
Вот, спасибо, вэлкам, как говорится. Не думаю, что кто-то еще дойдет ))
Думаю, полезно дать и обратный линк, чтобы было понятно, откуда ноги растут (ой, что за поговорка с намеком...), лучше - откуда ветер дует.
https://youtu.be/JXdEkjSJ2ToВот, что должно присутствовать, если тупо постишь видео с ютюба:
Odysseus Crocodilydae
00:00 Модуляции тональные и ладовые (ex. 00:17/01:21)
02:37 Лады: за пределами определения
04:11 Лад как временное и тональность как устойчивое явление
05:41 Харáктерные ноты лада как ладокрасочные средства
06:34 Эпистемология аккорда: лад может быть ни при чём
08:22 Избавление от привязанностей к ладам (ex. 08:41)
11:04 Тональное тяготение внутри лада, (не)-существование доминанты
12:38 Ладовое (модальное) гармоническое движение / Отклонения и модуляции
16:04 Мажорное или минорное тяготение?
18:22 Тональность как язык и лад как акцент
20:46 Эпистемология лада: звучание первично, название вторично
Сначала отвечу "не по существу". А может это и по существу...
"зачем плодить сущности?" - вы имели в виду "одно и то же" ?
Да, то есть в соответствии с этим принципом:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бритва_ОккамаИ еще тоже сразу скажу, что несмотря на уверенный тон, с которым я пишу (лол), все это - мое мнение, мои домыслы, с которыми можно не согласиться. Более того, официальная точка, если читать источники, будет не совпадать с моей. Но меня оправдывает то, что в официальных источниках бардак и узаконенное недоразумение, смысл которых к тому же искажается при переводе.
То есть, ключи C и E phrygian будут с одинаковой бородкой, но вот упорный бурт у них будет на разном расстоянии
Совершенно верно - у этого ключа длинная бородка, на которой несколько раз дублируется коронка. И одним ключом можно открывать разные двери - это зависит от степени погружения ключа. Степень погружения - это определенный режим (mode) ключа. Впрочем, любую дверь мы можем открыть отмычкой пентатоники.
лад - дорийский; "ключ" - Ре; "сигнатуру ключа" - 0; тональность - Ре дорийский.
Тут имеется избыточность информации, опять-таки нарушается "принцип бережливости", о котором по ссылке выше. Дальше.
Ре - это "нота" (точнее pitch class, ступень системы). Ключ у вас то же самое, что и root?
Если ключ Ре, то почему ключевые знаки у этого ключа могут быть разные?
Например, ваш "ключ Ре" может иметь "сигнатуры ключа" - 0, -1, +1, +2, -2 и тд. Что-то здесь не то со знаками Ключа. У каждого ключа должен быть только один набор его знаков, так как по сигнатуре мы определяем Key. Так же как обозначение размера соответствует своему метру.
Сигнатура - это просто графическое отображение структуры Key в том месте на нотном стане, где располагаются скрипичный ключ и размер. Сигнатура ключа не работает без нотного стана. Хотя мы можем представить ее в голове. Тогда на вопрос какой Key? (то есть на каких клавишах-keys основано произведение?) может последовать ответ, например, "два бемоля". Подразумевая, что остальные белые, так как ключ содержит 7 звуков - просто остальные натуральные (белые кнопки) не отображаются в сигнатуре, но мы знаем, что они есть.
В моем определении - Key - это структура звукоряда (записанная на нотном стане с помощью "кейных" знаков), тональность - высота ее "корня" (чтобы не писать "тоники").
Собственно с этим можно не спорить - это совпадает с общепринятым.
Например, любой Key с его знаками может соответствовать как минимум двум тональностям, двум параллельным тоникам - M и m (dur и moll). Значит Key - это уже не тональность и не какая-то одна нота.
Хотя в стандартной ситуации понятия тональность и Key совпадают, надо понимать, что это не одно и то же. А вот Key и его
подпись - по сути одно и тоже. Вместо key signature можно было бы выписать используемые ноты, или нарисовать клавиатуру с точками, как гаммы на гитарных сетках, или просто написать 3#, 5b.
Обычно это диатоническая структура. Но при желании можем записать два бемоля и один диез, например, если постоянно играем в ключе "гармонического" Соль минора.

Если же сказать "Тональность - D, Key - C", то человек берет звукоряд до мажора и понимает, что тоника в нем Ре (второй
режим До мажорного звукоряда). Коротко и предельно ясно, ничего лишнего. Можно не знать названия "дорийский", но нужно слышать реальную тонику тональности, а не ключа (если они не совпадают). Слышать - обязательным навыком для восприятия "тональной" музыки.
Вот, например, Блюз.
"Тональность" G
|| G7 | C7 |....\\
| Key C| Key F | Ключи
| G-mix| G-dor| Возможные режимы (не лады, а modes!)
| A-aeo |A-phr | '' - "
| B-loc |Bb-lyd| '' - "
| C-ion |С-mix| '' - "
| D-dor | D-aeo| '' - "
| E-phr | E-loc | '' - "
| F-lyd | F-ion | '' - "
Тоже самое в случае модуляций и сложных гармонических последовательностей.
Здесь тональность вроде как Bb мажор, ключевые знаки указывают на общую тональность, хотя на самом деле Key постоянно меняется. Но кому есть до этого дело - ведь тональность, ключевые знаки и Key у них - это одно и то же? Бритвы на них нет...

Тональность (Bb)... а может (F)

Букв. редукция || Eø | A7 | Cm7 | F7 | Fm7 | Bb7 | Eb | Ab7 | Bb ...//
Keys: __________ (F/d) (Bb) ( Eb) (Db) (Bb)
Modes _________ G-dor G-aeo G-phr G-phr
-1 модальная ось.
Penta __________ Gm Gm Gm Gm
-1 Кстати, вот вопрос - есть ли в русском термин, аналогичный английскому Key?
Ведь по сути русский понимает ключевые знаки как "сlef signatures". )
И, наконец, должно же быть какое-то название у определенного набора клавиш без указания конкретной тоники? Странно, если его нет в природе.
Статья в англ Вики просто бред (хотя все правда!)
https://en.wikipedia.org/wiki/Key_(music)
"In music theory, the key of a piece is the
group of pitches, or scale",
далее
Keys and tonality (переводчик переводит, как Тональность и тональность)))
Далее ни слова о tonality, видимо считается, что это синонимы.
Зато в статье о Тональности опять про гамму-шкалу: "Tonality is an organized system of tones (e.g., the tones of a major or minor scale) in which one tone (the tonic) becomes the central point for the remaining tones".
А как быть, если в шкале нет "центрального точки", она не определена?
Но
People sometimes
confuse key with scale.
Да, люди путают "иногда" - ведь везде так и говорится об этом.