Предлагаю всем побеседовать на тему создания музыкой в целом и конкретными ладово-мелодико-ритмико-технико-гармоническими приемами определенных отдельных образов материального и духовного мира... Таких как морской прибой, шум дождя, пение птиц, боль, плотскую страсть, ярость и т.д.
Начнем с чего попроще, что всем давно известно и доступно. С лошадей… :-)
Сразу вспоминаем Bad Horsie Стива Вая, где ноты, опускаемые и одновременно вибрируемые с помощью рычага, вызывают у нас стойкие ассоциации с конским ржанием. Далее вспоминаем песенку The Trooper группы Айрон Мэйден, в которой повествуется о кавалерийской атаке. Что имеем: постоянная ритмическая фигура – галоп (одна восьмая и две шестнадцатые), высокий темп, а также выпадание акцента на слабую долю (восьмую длительность) четвертой четверти с одновременной сменой аккорда. Всё это создаёт образ мчащих вперёд галопом лошадей. Мы тут можем использовать эти два приема вместе. Сначала «чешим» галоп с синкопами, а затем резко делаем паузу и «ржём» рычагом какой-нибудь флажолет на третьей струне. Картина образов – лошадь неслась на бешеной скорости, но вдруг резко остановилась, встала на дыбы…
Далее. Хотим создать атмосферу востока. Фригийский мажор + опевание опорных ступеней лада (которые исполняются большими длительностями) неустойчивыми ступенями (которые исполняются в виде мелизмов-форшлагов шестнадцатыми и тридцать вторыми) + микротоновые бэнды перенесут слушателя практически в Багдад, окутав его ароматами восточных пряностей.
Далее. Коррида. Фригийский минор, характерная для испанской народной музыки гармоническая последовательность, тревожная ритмика с чередованием коротких и больших длительностей, особая техника игры (не знаю, как правильно называется этот приём, то ли апояндо, то ли арпеджиато, то ли как-то ещё, когда аккорд извлекается путём поочередного распрямления пальцев правой руки, т.е. сначала мизинец бьёт по струнам, затем – безымянный, указательный и т.д.). И вот уже побежали тореадоры, а за ними – быки.
Играем мелодию в дважды гармоническом миноре на Am – Dm – E – Am при размере 2/4. Ооооо…, вот и цыгане с медведями и «к нам приехал, к нам приехал…»
Хотим воссоздать чувство тревоги, страха – широко используем диссонансы. Фригийский минор или гамма Римского-Корсакова подойдут для этой цели. А движение мелодии секундами или тритонами дополнят картину. И вот достигнута долгожданная цель - зритель в ужасе убегает с вашего выступления… :-)
Плач нам попробуют помочь воссоздать бэнды и вибрато. Слушаем песню Jamie’s Crying Ван Халена и Crying Джо Сатриани. Если получится адекватно качественно скопировать все интонации, то подруги будут рыдать у ваших ног.
Движением темы в том или ином направлении тоже можно попытаться создать какие-то образы. Мелодия стабильно движется вниз – мы, в зависимости от темпа и степени скорости смены нот с высоких на низкие, медленно течём по течению жизни или камнем падаем в пропасть. Мелодия медленно карабкается вверх – мы идём по лестнице. Мелодия стремительно сменяет низкие ноты на высокие – мы взметнули на крыльях в небо.
Медленная, тихая, спокойная, легатная, мажорная мелодия дает чувство спокойствия, умиротворения, обволакивает нас тёплым одеялом. Отрывистые, короткие, акцентируемые аккорды + минор = напряжение, тревога.
Птицы. Читал в интернете, что на мастерклассе в Москве Стив Вай на просьбу изобразить пение птиц сыграл что-то из Паганини (может, кто подскажет название произведения?), полное легатных трелей, что в целом дало ассоциацию с трелями птиц. Джэфф Бэк очень достоверно изобразил птиц с помощью слайда (который не технический приём, а железная трубка) в самом верху (в районе датчиков) трёх первых струн в композиции Blackbird с альбома You Had It Coming.
В фильме «Перекресток» престарелый негр очень похоже изобразил поезд на губной гармошке. На гитаре у меня пока так не получилось. В прочем, как и у главного героя фильма…
В общем, на данный момент я разделил приёмы, создающие определённые образы, пока на две большие подгруппы – культурные (исторические) и имитирующие. Культурные, исторические – цыганочка, коррида, фригийский мажор. Т.е. в процессе нашей жизни мы слышим эту музыку, подкрепленную соответствующими зрительными и иными немузыкальными образами. «Цыганочка» в фильме про Будулая. «Коррида» в фильмах про тореадоров. Т.е. в процессе «окультуривания», социализации личности человек опытным путём приобретает эти музыкальные «штампы», стандарты, которые в последствие стойко ассоциируются с чем-то конкретно определённым, а не чем-то иным.
Имитирующие приёмы основаны на воссоздании похожести звуков, издаваемых тем или иным объектом, аналогичности построения мелодии тому или иному действию, состоянию. Т.е. мы с помощью рычага «ржём лошадью», с помощью стремительно двигающейся вверх мелодии парим в небеса, с помощью медленной мажорной мелодии погружаемся в лёгкую дремоту.
Но, в любом случае, и те, и другие основаны на ассоциациях у слушателя музыки с каким-то объектом, процессом или чем-то ещё из окружающего мира, с чем он сталкивался раньше, со знакомым. Т.е. если, представим на минутку, что человек никогда не видел лошади, то ты ему хоть час труси ноты рычагом, но лошади он себе не представит, а представит что-то другое. Этот пример конечно утрирован, но весьма нагляден.
Для чего я поднял этот топик…
Во-первЫх, с целью обсудить образность музыки с точки зрения музыканта-композитора под философско-психологическим углом… :-) Т.е. имеет это право быть, или не имеет, и почему.
Во-вторых, с целью обмена различными приёмами, которые музыкой помогают более-менее точно показать тот или иной образ. Это могут быть как известные музыкальной науке стандартные приёмы, так и какие-то индивидуальные изобретения (указания на имена авторов и названия произведений приветствуются). Ибо хочется, кроме времяпрепровождения за интересной беседой, обогатить на практике своё творчество новыми образами.