Автор Тема: Конкретные образы с помощью музыки  (Прочитано 12250 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Предлагаю всем побеседовать на тему создания музыкой в целом и конкретными ладово-мелодико-ритмико-технико-гармоническими приемами определенных отдельных образов материального и духовного мира... Таких как морской прибой, шум дождя, пение птиц, боль, плотскую страсть, ярость и т.д.

Начнем с чего попроще, что всем давно известно и доступно. С лошадей…  :-)
Сразу вспоминаем Bad Horsie Стива Вая, где ноты, опускаемые  и одновременно вибрируемые с помощью рычага, вызывают у нас стойкие ассоциации с конским ржанием. Далее вспоминаем песенку The Trooper группы Айрон Мэйден, в которой повествуется о кавалерийской атаке. Что имеем: постоянная ритмическая фигура – галоп (одна восьмая и две шестнадцатые), высокий темп, а также выпадание акцента на слабую долю (восьмую длительность) четвертой четверти с одновременной сменой аккорда. Всё это создаёт образ мчащих вперёд галопом лошадей. Мы тут можем использовать эти два приема вместе. Сначала «чешим» галоп с синкопами, а затем резко делаем паузу и «ржём» рычагом какой-нибудь флажолет на третьей струне. Картина образов – лошадь неслась на бешеной скорости, но вдруг резко остановилась, встала на дыбы…

Далее. Хотим создать атмосферу востока. Фригийский мажор + опевание опорных ступеней лада (которые исполняются большими длительностями) неустойчивыми ступенями (которые исполняются в виде мелизмов-форшлагов шестнадцатыми и тридцать вторыми) + микротоновые бэнды перенесут слушателя практически в Багдад, окутав его ароматами восточных пряностей.

Далее. Коррида. Фригийский минор, характерная для испанской народной музыки гармоническая последовательность, тревожная ритмика с чередованием коротких и больших длительностей, особая техника игры (не знаю, как правильно называется этот приём, то ли апояндо, то ли арпеджиато, то ли как-то ещё, когда аккорд извлекается путём поочередного распрямления пальцев правой руки, т.е. сначала мизинец бьёт по струнам, затем – безымянный, указательный и т.д.). И вот уже побежали тореадоры, а за ними – быки.

Играем мелодию в дважды гармоническом миноре на Am – Dm – E – Am при размере 2/4. Ооооо…, вот и цыгане с медведями и «к нам приехал, к нам приехал…»

Хотим воссоздать чувство тревоги, страха – широко используем диссонансы. Фригийский минор или гамма Римского-Корсакова подойдут для этой цели. А движение мелодии секундами или тритонами дополнят картину. И вот достигнута долгожданная цель - зритель в ужасе убегает с вашего выступления… :-)

Плач нам попробуют помочь воссоздать бэнды и вибрато. Слушаем песню Jamie’s Crying Ван Халена и Crying Джо Сатриани. Если получится адекватно качественно скопировать все интонации, то подруги будут рыдать у ваших ног.

Движением темы в том или ином направлении тоже можно попытаться создать какие-то образы. Мелодия стабильно движется вниз – мы, в зависимости от темпа и степени скорости смены нот с высоких на низкие, медленно течём по течению жизни или камнем падаем в пропасть. Мелодия медленно карабкается вверх – мы идём по лестнице. Мелодия стремительно сменяет низкие ноты на высокие – мы взметнули на крыльях в небо.

Медленная, тихая, спокойная, легатная, мажорная мелодия дает чувство спокойствия, умиротворения, обволакивает нас тёплым одеялом. Отрывистые, короткие, акцентируемые аккорды + минор = напряжение, тревога.

Птицы. Читал в интернете, что на мастерклассе в Москве Стив Вай на просьбу изобразить пение птиц сыграл что-то из Паганини (может, кто подскажет название произведения?), полное легатных трелей, что в целом дало ассоциацию с трелями птиц. Джэфф Бэк очень достоверно изобразил птиц с помощью слайда (который не технический приём, а железная трубка) в самом верху (в районе датчиков) трёх первых струн в композиции Blackbird с альбома You Had It Coming.

В фильме «Перекресток» престарелый негр очень похоже изобразил поезд на губной гармошке. На гитаре у меня пока так не получилось. В прочем, как и у главного героя фильма…

В общем, на данный момент я разделил приёмы, создающие определённые образы, пока на две большие подгруппы – культурные (исторические) и имитирующие. Культурные, исторические – цыганочка, коррида, фригийский мажор. Т.е. в процессе нашей жизни мы слышим эту музыку, подкрепленную соответствующими зрительными и иными немузыкальными образами. «Цыганочка» в фильме про Будулая. «Коррида» в фильмах про тореадоров. Т.е. в процессе «окультуривания», социализации личности человек опытным путём приобретает эти музыкальные «штампы», стандарты, которые в последствие стойко ассоциируются с чем-то конкретно определённым, а не чем-то иным.
Имитирующие приёмы основаны на воссоздании похожести звуков, издаваемых тем или иным объектом, аналогичности построения мелодии тому или иному действию, состоянию. Т.е. мы с помощью рычага «ржём лошадью», с помощью стремительно двигающейся вверх мелодии парим в небеса, с помощью медленной мажорной мелодии погружаемся в лёгкую дремоту.
Но, в любом случае, и  те, и другие основаны на ассоциациях у слушателя музыки с каким-то объектом, процессом или чем-то ещё из окружающего мира, с чем он сталкивался раньше, со знакомым. Т.е. если, представим на минутку, что человек никогда не видел лошади, то ты ему хоть час труси ноты рычагом, но лошади он себе не представит, а представит что-то другое. Этот пример конечно утрирован, но весьма нагляден.

Для чего я поднял этот топик…
Во-первЫх, с целью обсудить образность музыки с точки зрения музыканта-композитора под философско-психологическим углом… :-) Т.е. имеет это право быть, или не имеет, и почему.
Во-вторых, с целью обмена различными приёмами, которые музыкой помогают более-менее точно показать тот или иной образ. Это могут быть как известные музыкальной науке стандартные приёмы, так и какие-то индивидуальные изобретения (указания на имена авторов и названия произведений приветствуются). Ибо хочется, кроме времяпрепровождения за интересной беседой, обогатить на практике своё творчество новыми образами.

Оффлайн razzhizhitel

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 238
  • Репутация: +91/-23
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #1 : Января 04, 2008, 13:40:45 »
С большим интересом прочитал посыл. Несомненно плюс. Вот только, как выглядит гамма Римского-Корсакова?

Оффлайн Silent

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1297
  • Репутация: +729/-175
  • Зарегистрированный
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #2 : Января 04, 2008, 14:05:18 »
С большим интересом прочитал посыл. Несомненно плюс. Вот только, как выглядит гамма Римского-Корсакова?

Целотонная, кажется.
А пост и в самом деле чертовски интересный. :)

Оффлайн Silent

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1297
  • Репутация: +729/-175
  • Зарегистрированный
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #3 : Января 04, 2008, 14:06:38 »
Кстати, все симметричные лады довольно тревожные из-за тритона, а целотонная гамма - просто один из частных случаев.

Оффлайн Чип

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3254
  • Репутация: +1910/-67
  • ... вот это титьки.....
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #4 : Января 04, 2008, 21:17:09 »
отличная статья! +1

Оффлайн Jsjem

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 166
  • Репутация: +66/-38
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #5 : Января 04, 2008, 21:41:08 »
Да...ребята...я присоеденяюсь тоже...как по мне, то именно вот в таком направлении, в таком русле имеет смысл работать с инструментом, так как гонки по грифу и т.д никого уже не удивляют...Тема подобного рода уже давно меня интересует и я надеюсь что не только меня

Оффлайн strux

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2298
  • Репутация: +720/-314
  • Гитавр
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #6 : Января 04, 2008, 22:29:47 »
Пост хороший.
  Единтсвенный момент, что на мой взгляд образы, приведенные афтором далеки от конкретики...
Плюс ко всему не понятно как механизм работает...
  Допустим навеет ли человеку, никогда и ничего не знавшем об испании фригийский минор и хитрые приемы звукоизвлечения?
 

Оффлайн Jsjem

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 166
  • Репутация: +66/-38
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #7 : Января 06, 2008, 13:19:18 »
Было бы очень интересно если бы каждый выкладывал подобные интересные звуки сделанные им или найденные у других гитаристов.

Оффлайн Димочка

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4383
  • Репутация: +4098/-101
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #8 : Января 06, 2008, 13:28:38 »
Очень интересная и поучительная статья!

Оффлайн archeg

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 351
  • Репутация: +39/-19
  • 10 сообщений в offtopic.flame.others
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #9 : Января 06, 2008, 17:02:46 »
Было бы очень интересно если бы каждый выкладывал подобные интересные звуки сделанные им или найденные у других гитаристов.
Друг показывал прикольное вибрато: Зажимаешь струну, бьешь (можно забендить). После этого правой рукой оттягивашь (туда-сюда) ту часть струны, которая в сторону колков (не отпуская левой рукой зажатое место). Выглядит весьма дико :)

Оффлайн Чип

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3254
  • Репутация: +1910/-67
  • ... вот это титьки.....
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #10 : Января 08, 2008, 10:47:20 »
для людей с флойдом не прокатит) хотя я в какой-то видеошколе это видел.. джорджа линча чтоли.. или котзена.. запуталсо %)

тысячное сообщение! я флудераст-кросавчег %)))
« Последнее редактирование: Января 08, 2008, 10:56:08 от Чип »

Оффлайн Curt

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 295
  • Репутация: +49/-81
  • Stepan Rak
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #11 : Января 08, 2008, 11:16:18 »
а как мне показать настольную лампу????

статья хорошая, но я хочу сказать, что в ней описаны очевидные вещи, как то: испания (дорийский лад), галоп (ритмом), плач (вибрато, бенды).
что до вая, я на 98 процентов уверен, что у него в результате экспериментов получилось ржание, а потом он решил делать Bad Horsie. т.е. образ породил пьесу, а не потребность образа в пьесе. вот


Оффлайн Ravenbird

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 5046
  • Репутация: +529/-81
    • Behind The Mirror
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #12 : Января 08, 2008, 11:31:24 »
Вот, из книжки С. Попова "Аппликатурное мышление..." о ладах:

"Лидийский - возвышенное, загадочное, отстраненное, астральное, духовное.
Дорийский - самый светлый, "мажорный" среди диатонических миноров. Энергия, Действие.
Иоийский (нат. мажор) - торжественный, пафосный.
Эолийский  (нат. минор) - более мягко и менее агрессивней дорийского, жалобно, приторно.
Миксолидийский - мрачновато-энергично, деловито-агрессивно.
Фригийский - самый тёмный из диатонических миноров. Страдание, стресс, восток."

Здесь, естественно, не совсем образы, но, что не менее важно - атмосфера и настроение.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #13 : Января 08, 2008, 12:30:45 »
а как мне показать настольную лампу????

статья хорошая, но я хочу сказать, что в ней описаны очевидные вещи, как то: испания (дорийский лад), галоп (ритмом), плач (вибрато, бенды).
что до вая, я на 98 процентов уверен, что у него в результате экспериментов получилось ржание, а потом он решил делать Bad Horsie. т.е. образ породил пьесу, а не потребность образа в пьесе. вот



Ну так я специально  указал многим известные стандартные приёмы, дабы весьма было понятно о чём и для чего поднята эта тема.
Но были приведены и более редкие случаи. Тот же Джэфф Бэк и птицы в композиции Blackbird с альбома You Had It Coming.
Ведь получается у людей.
Послушайте инстурменталку Рона Таля Sex with ducks. В её конце звуки гитары довольно-таки похоже сымитировали низкие стоны мужчины и высокие стоны женщины, а затем кряканье толпы шизанутых уток. И всё это - с помощью гитары!!!
У Сатриани есть тема  Is there love in space. Переслушайте её снова, только более внимательно, обращая внимание на каждую отдельную деталь - аккордовую прогрессию, звуковые эффекты, линию соло. И впрямь космическая музыка.
Затем, в теппинговой аудиошколе Дженифер Баттен был примерчик, где она имитировала крик слона. Более менее похоже. Но если этот звук вкрапить в соответствующие перкусионные ритмы, "индийскую" гармонию,  то образ слона, бредущего по широким просторам Индии, возникнет несомненно.
А что до Bad Horsie Стива Вая для меня не принципиально, придумал ли он сначала этот приём звукоизвлечения, а затем это навеяло ему образ лошади, или - наоборот. Главное - результат, что это работает, что эта лошадь в итоге получилась.
И, кроме рук и одной гитары, не следует забывать об электронных эффектах - вау, дилэй, реверберация, хорус, вамми, педаль громкости. Дополнительные звуки дают вам в руки новые краски для создания новых образов.

А по поводу настольной лампы я не знаю... :) Самому было бы весьма интересно уметь её показывать... Кроме того, пример с лампой не корректен ещё и потому, что лампа не взучит. Как звучит настольная лампа? :) А как звучит дождь или морской прибой, или ветер, все помним? ;) Гитара - это звуки. С помощью гитары, как мне кажется, намного легче показать "звучащие" образы, чем "немые".

Но предлагаю коллективно попробовать поимитировать чего попроще. Например, дождь. Какие звуки, аккордовые прогрессии ассоциируются у вас с потоками воды, или громом, или ветром?

« Последнее редактирование: Января 08, 2008, 12:48:01 от Greeboss »

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2694
  • Репутация: +165/-46
Re: Конкретные образы с помощью музыки
« Ответ #14 : Января 08, 2008, 12:42:24 »


  Допустим навеет ли человеку, никогда и ничего не знавшем об испании фригийский минор и хитрые приемы звукоизвлечения?
 
Я ж об этом и говорил, что человек узнает то, с чем раньше сталкивался.  Но кто не слышал испанской музыки? По телевизору куча соотвествующих тематических фильмов, концертов, передач про путешествия с соотвествующим звуковым сопровождением. По радио периодически играют песни с использованием тех или иных состовляющих испанской музыки. Разве только какая-то бабушка в деревне не знакома хоть поверхностно с этой музыкой. Но она не ходит на концерты гитаристов... :) Так что о ней можем не волноваться.

Ну или кто не слышал-видел по телевизору крик слона или индийскую музыку? А сочетание этой самой индийской музыки + звук, имитирующий трубный крик слона где-то в 80-90 % случаев дадут слушателям образ этого  индийского слона. А это уже весьма не мало.

ЗЫ: Кто-нибудь, кроме меня, будет ещё какие-то конкретные примеры приводить? ;)