Я так понимаю, что разница между тональностью и модальностью в том, что в последнем случае нет привязки к тональному центру?
Не совсем. В модальности может быть тоника а может не быть, она может блуждать по ступеням звукоряда. Главное там не тоника, а сам звукоряд, лады, которые образуются.
А в тональности главное - центральный тон или аккорд, а звукоряд не так важен. Важны функции.
Модальность по природе монодична ("одноголосна") даже, если голосов много - то есть в ней преобладают горизонтальные мелодические связи. Поэтому для нее характерны или отсутствие ярких тяготений или их смягченность, "неуверенность", многозначность и переменность. Аккорды, гармония подченены мелодическим взаимосвязям, а не функциям. Характерно движение по ступеням лада, либо против нормативного функционального движения. Отсюда - "плагальность" в квиньтовых соотношениях. Так же возможны терцовые соотношения в гармонии.
Можно идти от противного - если отсутствует яркая функциональность, то на первый план выходит принцип модальности.
Этим не ограничивается использование термина модальность. Русское использование термина несколько отличается от американского "популярного" (русское, как всегда глубже и запутаннее)). У них это несколько проще - использование различных ладов в музыке.
Из Вики
"Всё историческое многообразие ладов современная наука возводит к двум фундаментальным принципам — модальности и тональности. «Модальные лады — те, которые <…> опираются на ладовые звукоряды (а тяготение к центральному тону может отсутствовать). Тональные лады — те, которые <…> опираются на тяготение к центральному звуку или созвучию (а определённость звукоряда может отсутствовать)» (Холопов)[10].
Модальность как принцип лада не исключает тональности или, как говорят, модальность некоррелятивна тональности. Это означает, что модальные и тональные признаки («физические проявления» ладовых категорий и функций) в конкретной музыкальной пьесе могут как угодно смешиваться. Преобладающим принципом лада может быть модальность (как, например, в западном григорианском хорале или в православном знаменном распеве) или тональность (как, например, в музыке периода венской классики и романтической музыке XIX века), но преобладание одного принципа лада над другим вовсе не означает их дихотомии[11].
В истории западноевропейской музыки были протяжённые периоды, когда модальный и тональный принципы лада проявлялись в равной мере. Отсутствие ярко выраженной гармонической тональности и ярко выраженной модальности в музыке эпохи Возрождения, и точно так же, как бы на новом витке спирали, в неомодальных сочинениях XX века "
Почитайте еще:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Модальность_(музыка)http://ru.wikipedia.org/wiki/Тональность... и добавил:MrLf, Хотите, чтобы Вас понимали — не говорите обрывками фраз.
Я не знаю ваш уровень подготовленности. Для кого-то такого ответа будет достаточно. Если непонятно задавайте дополнительные вопросы. Разжевывать все подряд, угадывая, что вам лично может оказаться непонятно (а непонятно может оказаться абсолютно всё, раз энциклопедии, типа Вики и инструмент Гугль не помогают ) у меня нет ни желания, ни возможности, ни стимула.
Есть ли сольные школы импровизации, по-настоящему ориентированные на игру на гитаре в одиночестве, в пальцевом стиле?
Что вы подразумеваете под словом "школа"? Учебное пособие? Навряд ли. Это слишком сложный комплексный навык индивидуального "пользования", можно сказать, вершина мастерства - тут и гармонизация, и импровизация, и аранжировка, и пальцевое владение инструментом.
А так - любой исполнитель, владеющий данным искусством, вернее его творчество, и есть школа (определение, как вы любите, школа - направление, обладающее определенными отличительными свойствами). В частности, "школа" (стиль, приемы, язык, подходы) Джо Пасса вполне внутренне логична и воиспроизводима.