Автор Тема: Лады и обыгрывание аккордов  (Прочитано 26749 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7764/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #15 : Июня 13, 2011, 21:34:37 »
В том-то и дело, что при модальном подходе лидийский для Maj7 в приоритете. Так же, как и дорийский для m7
А почему?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #16 : Июня 13, 2011, 22:07:44 »
Во-первых, потому что использование натурального мажора сразу вводит слух в тональное восприятие. А какой смысл тогда говорить о модальности?
Во-вторых, наиболее часто встречающиеся  мэйджи (на альт. ступенях), кроме первой ступени, содержат #11:
В До мажоре:
IV    Fmaj7(+11) (b)
bVII Bbmaj7(+11)(e)
bIII  Ebmaj7(+11) (a)
bVI   Abmaj7(+11) (d)
bII   Dbmaj7(+11) (g)
bV   Gbmaj7(+11)  (c)

Насчет минора объяснение, видимо, такое - наиболее часто джазмены обыгрывали ii ступень (ii - V -I), поэтому на изолированный минорный 7-аккорд играли привычные фразы в дорийском звукоряде.
Опять-таки первая чисто ладовая пъеса So What была в дорийском миноре.

Есть и другие объяснения - все ступени этих ладов могут быть включены в тонический "небоскреб" (полиаккорд) в качестве надстроек. То есть данные звукоряды более устойчивы, сбалансированы в отличии от функциональных мажора и минора.
« Последнее редактирование: Июня 13, 2011, 22:09:26 от eye »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7764/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #17 : Июня 13, 2011, 22:16:16 »
В том-то и дело, что при модальном подходе лидийский для Maj7 в приоритете.
Это не описка? Не ионийский?

Ну, в целом всё ясно. Спасибо!

Я вот ещё что подумал. А есть ли школы импровизации на гитаре в одно лицо, без аккомпаниатора, в пальцевом стиле? Может, в этой ситуации этот самый вертикальный-модальный подход был бы лучшим, т.к. одному нужно играть и бас и заполнение, соответственно, мыслить аккордами и их "мелодическим окружением" было бы чем-то удобнее?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #18 : Июня 13, 2011, 22:40:27 »
Это не описка? Не ионийский?
Какая описка, если я в следующем посте под это теоретическую базу пытался подвести... Видно вы ничего из того, что я написал, не поняли. Печально (
На всякий случай добавлю - maj7+11 - это лидийский лад.

Цитировать
Ну, в целом всё ясно. Спасибо!
Ну да, ясно.. 

Цитировать
Я вот ещё что подумал. А есть ли школы импровизации на гитаре в одно лицо, без аккомпаниатора, в пальцевом стиле? Может, в этой ситуации этот самый вертикальный-модальный подход был бы лучшим, т.к. одному нужно играть и бас и заполнение, соответственно, мыслить аккордами и их "мелодическим окружением" было бы чем-то удобнее?
Джо Пасс например так играет в одно лицо.
И не только в пальцевом стиле.
Вообще основной подход у джазменов - вертикальный, а у рокеров - горизонтальный. Но есть и промежуточные, смешанные подходы у тех и других.
Вот здесь Скофилд играет соло в дуэте с барабанщиком без поддержки баса, клавиш (они в какой-то момент его "бросают", но его это его не смущает), а гармония продолжает слышиться благодаря вертикальному подходу и скрытому гармоническому голосоведению в мелодии. Начало импровизации примерно 4:00, басист и клавишник отваливаются на 4:45


John Scofield, July 1987: So You Say

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13988
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #19 : Июня 13, 2011, 23:02:07 »
хорошее видео  :) вот за что обожаю Скофилда, так это как он умеет делать раскачку к концу композиции,, я сам запрыгал после того как вернулись клавишник с бэсистом, и попёр такой драйв!!

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7764/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #20 : Июня 13, 2011, 23:05:50 »
Видно вы ничего из того, что я написал, не поняли. Печально (
На всякий случай добавлю - maj7+11 - это лидийский лад.
Я Вас прекрасно понимаю, не переживайте. Просто перечитайте этот свой пост. Я говорю, "А — это Б, а вот В — это Г". А Вы отвечаете: "В том-то и дело, что "А — это Д, а вот В — это Г". При таких странных заявлениях впору засомневаться ;D, нет ли где путаницы.
...а гармония продолжает слышиться благодаря вертикальному подходу и скрытому гармоническому голосоведению в мелодии.
Вполне возможно. Но это не совсем то, о чём я говорю. Меня интересует вариант, где гармония не "продолжает слышиться", а где она натуральным образом есть. И вообще, играть медиатором в одно лицо на гитаре — это тоже не совсем то, т.к. полноценной фактуры при такой игре не получится никогда (хотя сыграть просто эффектно, наверняка, можно).

... и добавил:

eye, кстати, из Вашей "попытки подвести теоретическую базу", не совсем ясно, что мешало джазменам, которые так любили оборот ii - V -I, использовать именно ионийский лад для обыгрывания мейджей (последний аккорд в этом обороте). Аргументом, здесь, я так понимаю, является то, что "вводит слух в тональное восприятие, какой смысл тогда говорить о модальности". Это значит, что при модальном обыгрывании никакой аккорд никогда не обыгрывается как тоника, вообще? Т.е. такой подход должен целенаправленно разрушать ощущение тональности у слушателя, так что ли?

... и добавил:

Последнее немного противоречит моему утверждению "модальный метод рассматривает каждый аккорд как самостоятельную тональность". Тогда получается, что на самом деле, скорее "модальный метод рассматривает каждый аккорд как неустойчивый аккорд из какой-то своей тональности", и эта неустойчивая сеть плетётся бесконечно.

... и добавил:

Джо Пасс например так играет в одно лицо.
Нет, Джо Пасс играет не совсем так, имхо. Там немного не хватает "полноценности" фактуры, как это делается обычно на классической гитаре. У Джо Пасса получается что-то типа "сыграл аккорд, затем одноголосный пассаж и т.д., по очереди". Мало педалирования. Нет (или очень мало) "педального" арпеджио, и пассажей, звучащих на фоне продолжительного баса. Всё это превращает игру в довольно отрывистую, и производит впечатление солиста, у которого внезапно разбежался ансамбль, и он вынужден отдуваться один, как может. Разумеется, это лишь моя эмоциональная оценка, и не более, а Джо Пасс велик ;).
« Последнее редактирование: Июня 13, 2011, 23:52:33 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #21 : Июня 14, 2011, 00:36:49 »
Я говорю, "А — это Б, а вот В — это Г". А Вы отвечаете: "В том-то и дело, что "А — это Д, а вот В — это Г".
Эти аналогии недоступны для моего понимания. Для этого надо знать, что вы называете А, Б и тд.

Цитировать
Но это не совсем то, о чём я говорю. Меня интересует вариант, где гармония не "продолжает слышиться", а где она натуральным образом есть.
А к чему это? Такого полно, но при чем здесь сабж?


Цитировать
не совсем ясно, что мешало джазменам, которые так любили оборот ii - V -I, использовать именно ионийский лад для обыгрывания мейджей
Ничего не мешало, так и играли в определенный период джаза. И сейчас, конечно играют. Только это джаз основанный на тонально-функциональной гармонии. А речь пошла о вертикальной модальности.

Цитировать
Это значит, что при модальном обыгрывании никакой аккорд никогда не обыгрывается как тоника, вообще?
Дык лидийская тоника.

Цитировать
Последнее немного противоречит моему утверждению "модальный метод рассматривает каждый аккорд как самостоятельную тональность".
Не как тональность, а как "тональный" центр. Возможно в том источнике, откуда вы взяли "модальный метод" имелось ввиду что-то свое, что-то, что нужно понимать в контексте. Например, когда по типу 7-аккорда вы изолированно определяете родственный лад в рамках какого-то учебного курса, метода. При этом импровизация на самом деле играется на стандарты с функциональной гармонией. Тогда понятно, что в этом случае пяти основным типам 7-аккордов соответствуют определенные лады. Но это не будет модальной импровизацией или вертикальной полимодальностью. Просто автор так обозвал данный метод нахождения "гамм" соответствующих аккордам используемым в стандартах.

Но вообще весь этот разговор сильно упрощен. Если вы надеетесь получить из этого разговора исчерпывающее представление о мольности в джазе, то это по меньшей мере наивно.

Цитировать
Нет, Джо Пасс играет не совсем так, имхо. Там немного не хватает "полноценности" фактуры, как это делается обычно на классической гитаре.
Вы, видимо мало слушали Джо Пасса. Но фактура там, действительно отличается от классической, как и во всем джазе. Я не очень понимаю, чего вы хотите.
Цитировать
У Джо Пасса получается что-то типа "сыграл аккорд, затем одноголосный пассаж и т.д., по очереди".
Ну ваще... там все есть. Но современные стили более ритмически насыщены, поэтому педалирование присутствует в меньше степени. Послушайте джазовый компинг в ансамбле - он то же "рваный".
Хотите ближе к классическому звучанию по аранжировке, слушайте Charlie Byrd. Только не торопитесь делать выводы по 1-2 вещам.
« Последнее редактирование: Июня 14, 2011, 01:12:06 от eye »

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #22 : Июня 14, 2011, 09:40:29 »
eye, Я так понимаю, что разница между тональностью и модальностью в том, что в последнем случае нет привязки к тональному центру?

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7764/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #23 : Июня 14, 2011, 09:49:59 »
Цитировать
Это значит, что при модальном обыгрывании никакой аккорд никогда не обыгрывается как тоника, вообще?
Дык лидийская тоника.
Хотите, чтобы Вас понимали — не говорите обрывками фраз. (Если Вам всё равно, тогда конечно, претензий нет — пишите что угодно и как угодно.)
Я не очень понимаю, чего вы хотите.Ну ваще... там все есть. Но современные стили более ритмически насыщены, поэтому педалирование присутствует в меньше степени. Послушайте джазовый компинг в ансамбле - он то же "рваный".
Хотите ближе к классическому звучанию по аранжировке, слушайте Charlie Byrd. Только не торопитесь делать выводы по 1-2 вещам.
Вопрос был не в том, чего послушать. Есть ли сольные школы импровизации, по-настоящему ориентированные на игру на гитаре в одиночестве, в пальцевом стиле?

К слову, о джазовом компинге, цитата:
Цитировать
Джазовый компинг - техника аккомпанемента, при которой синкопированные аккорды (аккордовые “тычки”) играются на фоне достаточно продвинутой “шагающей” басовой линии, имитирующей бас-гитару.
Порадовало "аккордовые тычки" :). Точнее не скажешь...
« Последнее редактирование: Июня 14, 2011, 09:52:57 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #24 : Июня 14, 2011, 14:16:44 »
Я так понимаю, что разница между тональностью и модальностью в том, что в последнем случае нет привязки к тональному центру?
Не совсем. В модальности может быть тоника а может не быть, она может блуждать по ступеням звукоряда. Главное там не тоника, а сам звукоряд, лады, которые образуются.
А в тональности главное - центральный тон или аккорд, а звукоряд не так важен. Важны функции.

Модальность по природе монодична ("одноголосна") даже, если голосов много - то есть в ней преобладают горизонтальные мелодические связи. Поэтому для нее характерны или отсутствие ярких тяготений или их смягченность, "неуверенность", многозначность и переменность. Аккорды, гармония подченены мелодическим взаимосвязям, а не функциям. Характерно движение по ступеням лада, либо против нормативного функционального движения. Отсюда - "плагальность" в квиньтовых соотношениях. Так же возможны терцовые соотношения в гармонии.
Можно идти от противного - если отсутствует яркая функциональность, то на первый план выходит принцип модальности.
Этим не ограничивается использование термина модальность. Русское использование термина несколько отличается от американского "популярного" (русское, как всегда глубже и запутаннее)). У них это несколько проще - использование различных ладов в музыке.

Из Вики
"Всё историческое многообразие ладов современная наука возводит к двум фундаментальным принципам — модальности и тональности. «Модальные лады — те, которые <…> опираются на ладовые звукоряды (а тяготение к центральному тону может отсутствовать). Тональные лады — те, которые <…> опираются на тяготение к центральному звуку или созвучию (а определённость звукоряда может отсутствовать)» (Холопов)[10].

Модальность как принцип лада не исключает тональности или, как говорят, модальность некоррелятивна тональности. Это означает, что модальные и тональные признаки («физические проявления» ладовых категорий и функций) в конкретной музыкальной пьесе могут как угодно смешиваться. Преобладающим принципом лада может быть модальность (как, например, в западном григорианском хорале или в православном знаменном распеве) или тональность (как, например, в музыке периода венской классики и романтической музыке XIX века), но преобладание одного принципа лада над другим вовсе не означает их дихотомии[11].

В истории западноевропейской музыки были протяжённые периоды, когда модальный и тональный принципы лада проявлялись в равной мере. Отсутствие ярко выраженной гармонической тональности и ярко выраженной модальности в музыке эпохи Возрождения, и точно так же, как бы на новом витке спирали, в неомодальных сочинениях XX века "

Почитайте еще:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Модальность_(музыка)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тональность

... и добавил:


MrLf,
Цитировать
Хотите, чтобы Вас понимали — не говорите обрывками фраз.

Я не знаю ваш уровень подготовленности. Для кого-то такого ответа будет достаточно. Если непонятно задавайте дополнительные вопросы. Разжевывать все подряд, угадывая, что вам лично может оказаться непонятно (а непонятно может оказаться абсолютно всё, раз энциклопедии, типа Вики и инструмент Гугль не помогают ) у меня нет ни желания, ни возможности, ни стимула.

Есть ли сольные школы импровизации, по-настоящему ориентированные на игру на гитаре в одиночестве, в пальцевом стиле?
Что вы подразумеваете под словом "школа"? Учебное пособие? Навряд ли. Это слишком сложный комплексный навык индивидуального "пользования", можно сказать, вершина мастерства - тут и гармонизация, и импровизация, и аранжировка, и пальцевое владение инструментом.

А так - любой исполнитель, владеющий данным искусством, вернее его творчество, и есть школа (определение, как вы любите, школа - направление, обладающее определенными отличительными свойствами). В частности, "школа" (стиль, приемы, язык, подходы) Джо Пасса вполне внутренне логична и воиспроизводима.
« Последнее редактирование: Июня 14, 2011, 14:47:08 от eye »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7764/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #25 : Июня 14, 2011, 14:48:47 »
В тему: http://guitarplayer.ru/index.php?topic=36833.msg3199259#msg3199259 :)

Что вы подразумеваете под словом "школа"? Учебное пособие? Навряд ли. Это слишком сложный комплексный навык индивидуального "пользования", можно сказать, вершина мастерства - тут и гармонизация, и импровизация, и аранжировка, и пальцевое владение инструментом.
Я подразумеваю книги и обучающее видео.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #26 : Июня 14, 2011, 14:58:28 »
В тему: http://guitarplayer.ru/index.php?topic=36833.msg3199259#msg3199259 :)
ну вот, видите, тут несколько иной список, чем вы приводили. Но здесь конкретно описана ситуация - "недиатонический аккорд, непонятной функции". Как видите, список совпадает в обсуждаемых типах 7-аккордов с тем, что я писал.
Думаю, в случае с Рогачевым (или откуда была цитата) имелась ввиду несколько другая ситуация - трактовка именно типичных аккордов тональности, используемых в джазовых стандартах.

Оффлайн Ariel The Great

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7006
  • Репутация: +968/-248
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #27 : Июня 24, 2011, 16:53:09 »
Так при обыгрывании аккорда можно использовать любой лад? Вот, например, Соль Мажор обыгрывается непременно натуральными ладами или и пентатоника, например, будет уместна?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #28 : Июня 24, 2011, 16:59:21 »
Цитировать
Вот, например, Соль Мажор обыгрывается непременно натуральными ладами или и пентатоника, например, будет уместна?
уместна, почему нет? - звуки мажорной пентатоники входят в состав любого диатонического мажорного лада.

Оффлайн ancordia

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1544
  • Репутация: +444/-41
Re: Лады и обыгрывание аккордов
« Ответ #29 : Июня 25, 2011, 12:56:59 »
Люди добрые, а чем вот такое можно обыграть (вложение)?
Гармония я так понимаю строиться на уменьшенных аккордах?* Aebersold Vol 120 - 07 - Killer Joe.mp3 (2997.45 КБ - загружено 120 раз.)
« Последнее редактирование: Июня 25, 2011, 13:00:13 от ancordia »