Если бы не было движения устой-неустой, то тогда не было бы музыки. Это уже философский закон единства и борьбы противоположностей. А движение устой-неустой это и есть тяготения.
В том то и дело, что устой-неустой это еще не тяготения. Тяготения возникают при сильной централизации. Тяготение это когда даже по одной неустойчивой ноте я могу сказать, какой звук - тоника. Такое возможно, например, в системе натурального мажора.
А в модусах нет такой централизации. Собственно мы опять возвращаемся к модальности...
Вследствии этого в мелодии модального лада чередуются устои и неустои, но тоника (финалис) осознается ретроспективно. В процессе восприятия мелодического движения наше сознание делает предположения, но не может быть уверено, что есть тоника, пока не возникнет остановка или утверждение финалиса каким-нибудь способом.
Т.е тяготения к определенной тонике нет, если она не представлена особым образом (частое повторение, возврат к звуку на определенных долях, бурдон. Тоника будет зависеть от контекста, формы, ритмики и тд.
В случае с тональными функциями, значения каждой ступени однозначно определены и воспринимаются относительно тоники, работают тяготения и никакое исполнение, форма, ритм не повлияют на эти значение этих функций. При этом тоника может и не появиться. Ты можешь закончить на неустойчивой ступени, а она так и останется нейстойчивой.
Я уже наизусть выучил спойлер!
Если у них звукоряд это mode, то как они называют лад?
Этот вопрос показывает, что "выучить наизусть" и понять - это совершенно разные вещи. Там под спойлером есть ответ на этот вопрос.
У них просто нет такого понятия, как наш лад, так как Тоналити и Модалити - это две разные системы со своими принципами отношений между звуками. Ты под ладом подразумеваешь Тоналити, если говоришь о тяготениях. Эти тяготения обуславливаются тем, что звуки лада входят в аккорды, представлюющие разные гармонические функции - ТSD.
В системе модальности многократное повторение Ре-Си-Соль с метрическим акцентом на Соль сделает Соль "тоникой". В тональной системе, если ты находишься в тональности До мажор, сколько не повторяй Ре-Си-Соль - это будет неустойчивый аккорд доминантовой функции и его звуки будут сохранять тяготение в До (хотя можно разрушить тональную систему специальными приемами, но тогда она исчезнет).
Привязывание ступеней звуковысотной системы к тонике говорит о том, что имеется в виду гармоническая тональность, поскольку в модальных системах нет тоники, а есть финалис, к которому нет однозначного привязывания остальных ступеней. Финалис не обладает императивностью тоники и легко соскальзывает на другую ступень модуса в зависимости от мелодического и ритмического окружения
"Слово «лад» не имеет аналога в немецком языке (и в других языках, какие я знаю, тоже). ....Из этого разъяснения следует, что слово «лад» объединяет два основные понятия, которые в немецком традиционно представлены как Tonalität и Modalität.
А в английском нет объединяющего слова лад, а есть Modality и Tonality. В Тоналити есть гармонические тяготения к тонике, а в Модалити есть устои и неустои, а так же финалис - главный звук.
Как абстрактный пример. Представь равномерное движение по гамме. Сушая это движение, ты как бы интерпретируешь, слышишь устои и не устои, но не знаешь, какой из звуков тоника, пока не появится некое указание (например, остановка на звуки и некая каденция), благодаря которому ты определяешь - "а, вот это тоника". Звуки чередовались, шли по некому звукоряду, но определенного тяготения нет.
Другой случай. Тебе играют каденцию SDT и после этого начинают повторять какой-то звук, например, 7ю ступень. Чтобы не присходило, ты будешь слышать ее как неустой, стремящийся разрешиться в тонику. И любой звук этой системы будет восприниматься относительно этой, тоники, которая может и не появиться.
Чтобы сменить тонику, сделать модуляцию в такой централизованной системе, нужно ввести альтерации и специальный гармонический оборот.
Чтобы сменить тонику в модальной системе ничего особенного делать не надо - "
Финалис не обладает императивностью тоники и легко соскальзывает на другую ступень модуса в зависимости от мелодического и ритмического окружения"
Развитие происходит так, что каждый новый виток впитывает в себя предыдущие.
В данном случае это не так. Представь себе, что был период, когда ты не понимал русской речи.
Предположим ты мог ее слушать и просто воспринимать абстрактные фоне. не улавливая смысла. Затем ты освоил язык, речь, слова напонились смыслом. Теперь ты уже при всем желании не сможешь абстрагироваться от тех смысловых значений. Ты уже не сможешь услышать русский язык так, как его слышит человек не овладевший им.
Тоже самое и с модальной системой. Ты не сможешь слышать ее так, как слышит ее чисто "модальный" народ, незнакомый с европейской музыкальной системой.
Поэтому блюз и образовался - на стыке модальной и тональной культур. И поэтому аутентичные негры играют блюз иначе, чем белые.
Таким образом то, что ты называешь ладом (тяготения, тонический аккорд и тд) - это у них называется Tonality.
А mode - это ближе к звукоряду, скале (scale). Шкала не как гамма в нашем понимании, а именно звукоряд с конечным звуком, но без заранее определенных тяготений.
Наше восприятее modes (ладовых звукорядов) определяется нашим тональным слышанием. М ы так и слышим через характерный изменения относительно центрального шаблона - "это мажор с низкой седьмой, а это мажор с высокой 4й...". И проецируем тяготения из тональной системы.
Но стоит подольше поиграть этот мажор с 4й высокой, как слух может перестроиться и сделать тоникой бывшую пятую. Если не удерживать специально в тониках с помощью бурдона.
... и добавил:И тут еще хотелось бы отметить, что читая многие книги по импровизации не стоит так уж боготворить их создателей. во-первых, музыканты не всегда точны в определениях, и есть куча людей, которые пишут по принципу на "понятном" языке, дабы донести мысль, не заботясь о чистоте определений.
А кто боготворит? Зачем так преувеличивать. Я только хотел сказать, locrian mode - вполне "работает" - это показывают те самые работы на "понятном" языке, то есть на практике, а не в теории.
Но работает он не как тональный лад, а как scale. Например, видишь ø, играешь locrian mode.
Вот тебе "провокационный" вопрос - какой лад ты будешь играть на аккорд ii в обороте Dm7-G7-Cmaj7 в тональности До мажор?