Здравствуйте, я пытаюсь понять что такое модальность и тональность, в целом понял что модальность это лад (последовательность интервалов в ладу) в котором ни одна нота не является тоникой, в нём каждая нота независима и нет нот которые "тяготеют" к другим нотам, а тональность это последовательность нот имеющих строгую иерархию и тяготеющих в той или иной степени к тонике, так ли это?
Нет, не так. Хотя в современной (например, рок-) музыке попадаются примеры, когда тонику трудно определить однозначно, она "плавает".
Модальную музыку можно определить от противного - это музыка, основанная на иных, кроме мажора и минора, ладах (ионийский и эолийский лады тоже могут служить основой ладовой музыки, хотя их можно перепутать с натуральными мажором и минором), в которой отсутствует (или присутствует незначительно, эпизодически) работа классических функций в их нормативном виде — S->D->T. Также можно перечислить и другие возможные признаки модальной музыки: плагальность, ладовая переменность, преобладание секундовых и терцовых соотношений против кварто-квинтовых, внимание к краскам аккордов (а не их энергии движения), мелодическая суть гармонии, отсутствие развитой гармонической системы, параллелизмы, "ленточность", монодийность, "народность" и т.п. Основной принцип гармонии - "утолщение" мелодии или игра с ладовыми красками.
По поводу якобы отсутствия тоники. Старинная модальная ("дофункциональная") музыка не могла бы существовать без ладовых красок, а ладовые краски — это отношение звуков лада к ладовому центру. Тоникой (финалисом) мог стать (осознаться) любой звук, ввиду отсутствия сильного центра, но ладовые краски присутствовали всегда. Устои и неустои всегда были, но эти базовые "функции" были переменчивы, не было постоянного стремления к одному устою, а было его ретроспективное осознание. В ладу в любом случае работает функция "тоники", но она может переходить со звука на звук, и окончательно становится понятно, что есть тоника, только при завершении движения, поэтому (рассуждая о старинной модальной музыке) говорят, что это не тоника, а финалис.
Многие рок-музыканты целенаправленно занимались использованием различных "народных" ладов, уничтожением функциональности, подчёркивали не функциональное движение, а красочность гармонических соотношений, использовали элементы монодии (риффы), и даже вообще отказывались от развитой гармонической системы. Это "современная модальная музыка".
и прошу привести примеры конкретных музыкальных произведений или фрагментов их показывающих это, особенно модальность.
Joe Satriani — Flying in a Blue Dream, анализ композицииПравильно ли я сделал выводы что ни одна гармоническая тональность (гармонический минор и мажор) в принципе не могут быть модальными, то есть не может быть гармонических ладов?
Нет. Модальность и тональность — два некоррелятивных принципа. Модальность как принцип (опора на звукоряд) не противоречит принципу тональности (опора на понятия центра и периферии). Модальная музыка может содержать сколько угодно тяготений, а тональная музыка — сколько угодно модализмов. Музыка может содержать одновременно и модальные и тональные черты (и очень часто и содержит).
P.S. всё вышеприведённое — со слов
eye, как я его понял в своё время.