Автор Тема: Модальность и тональность  (Прочитано 5936 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Модальность и тональность
« Ответ #60 : Декабря 11, 2014, 03:08:39 »
Какая же это функциональность, если доминанта не тяготеет в тонику, а идет в субдоминанту.
Функции тупо не работают. Да, так же как и в блюзе. И как у Леннона.
В отличие от шансона, советской эстрады или джаза 2-5-1. И это совершенно разные гармонии, их нельзя ставить в один ряд, типа, функциональность "эволюционировала". Такая музыка существовала всегда.

Функциональность что - резко эволюционировала с приходом Битлз, а в Россию после развала СССР?

Скорее не эволюционировала, а "откатилась" назад, вернулась к истокам народной музыки.
Так же как и монодия риффов. И утолщение мелодии квинтами или квартами.
А классические функции попрежнему никуда не делись - они прекрасно работают. И их используют в том числе и в роке, когда нужно.
 
Цитировать
Просто доминанта взята вместо мажорного аккорда минорная.
Вообще-то доминанта и возникла благодаря острому вводному тону. Он называется доминантовым звуком.
И его добавили в минор, создав гармонический минор (читай "тональный", "функциональный") в отличие от модального эолийского (натурального минора). Минор так и сохранил свою свясь с мелодической модальностью.
Цитировать
Просто доминанта взята вместо мажорного аккорда минорная.
Ну, а есть люди, которые считают, что в этой песне тоника Ми, то есть оборот V-ii-I-I, четыре диеза и никаких тебе минорных доминант. Почему нет?
Цитировать
Я подобные песни (которая выложена выше) отношу к обычному мажору-минору.
Кстати, смешение мажора и минора - это тоже шаг в сторону модальности в смысле чередования ладовых красок и использования фонизма аккордов.

Первые шаги в сторону смешения совершенно не нарушали функциональности - просто доминанта в миноре использовалась мажорная, а субдоминанта в мажоре - минорная.

Но в дальнейшем в мажор стали проникать другие аккорды минора, минорная пентатоника (модальная) гармонизовалась мажорными аккордами, исключались кварто-квинтовые соотношения (а если и используются, то "против шерсти"), а секундовые и терцовые ходы более относятся к мелодической (модальной) тональности. Функции перестают работать, зато красочность аккордов и ладовых оборотов выдвигается на первый план.
Как это можно не замечать и валить все в кучу?

« Последнее редактирование: Декабря 11, 2014, 03:34:27 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Модальность и тональность
« Ответ #61 : Декабря 11, 2014, 07:28:40 »
Как может быть тоника в Ми? ))) Это кто это так может слышать когда все разрешения и тяготения идут в Си?  И что в классике нет оборотов D S T?  Что в тонику вся музыка приходит через доминантсептаккорд? Что же это за жесть такая? Три аккорда, у каждой своя функция в ладу и если их местами поменять, то это уже не функция?
Что тут в царстве совсем плохо... ))) Получается что все что не в натуральном мажоре и гармоническом миноре - все остальное не функционально! Хотя все играют по аккордам функциям и лад пронизывает все гармонии, которые имеют даже без мелодии четкие тяготения. Ну ладно я спорить не буду... Надо тему еще поизучать.
Вот тут сделал статью по импровизации. Три подхода ладовый, аккордовый и модальный (как я это понимаю)
Чисто из практических соображений...  Но ее хотелось бы обсудить на отдельной ветке.
http://dmitrymaloletov.ru/blues0.html

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Модальность и тональность
« Ответ #62 : Декабря 11, 2014, 12:04:28 »
Как может быть тоника в Ми? ))) Это кто это так может слышать когда все разрешения и тяготения идут в Си?  И что в классике нет оборотов D S T?
А никто не говорит, что в классике всегда выдерживается функциональность. Каждый такой случай (который является исключением) нужно рассматривать отдельно. А не делать вид, что для классики это обычное дело.
(под "классикой" давай подразумевать венских классиков).

Цитировать
Что в тонику вся музыка приходит через доминантсептаккорд?
Почему, может и после субдоминанты идти T-S-T.

Цитировать
Как может быть тоника в Ми? ))) Это кто это так может слышать когда все разрешения и тяготения идут в Си?
Я, конечно, тоже слышу тоникой Си. Но буду сейчас адвокатом иной точки зрения. )

Какие все "разрешения и тяготения"? Можешь это доказать теоретически - фактами, а не "я так слышу"? ))  Опять же для MrLf.

Вот человек смотрит на звуковой состав - лада - 4 диеза. Нигде нет ля диеза, чтобы можно было сказать, что это тональность Си мажор. И спокойно пишет
|B |F#m|E |E |
 V    ii     I   I
 D    Sii    T
Опровергни без отсылки к слуху.

Мой подзащитный считает, что все "разрешения и тяготения" в этом обороте идут в Ми...

Давай временно отвлечемся от этой вещи и возьмем, для чистоты эксперимента, абстрагированные гарм.обороты с одинаковой последовательностю аккордов, но отличные по положению в метрической сетке и гармоническому ритму:
Е-D-A

1.|D|E|A|A|
2.|E|D|A|A|
3.|E|E|D|A|
4.|A|E|D|D|

Подзащитный, как человек, изучавший гармонию на бумаге по бригадному учебнику (и поэтому немного глуховат), считает, что это все вариации TSD в Ля мажоре.

При этом он, вероятно, считает, что  там есть "правильные и неправильные" последования функций.
Куда ведут все "разрешения и тяготения" в этих оборотах? Распиши ступени и функции для этих 4х вариантов, плз.
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2014, 13:15:59 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Модальность и тональность
« Ответ #63 : Декабря 11, 2014, 14:14:20 »
На бумаге можно так записать музыку, что никто не докажет где тоника))) EYE ты же понимаешь, что любую последовательность мелодией можно превратить в разные функции. Вот ту последовательность, что ты написал можно сделать тоникой А, а можно и E, а можно даже D. Было бы желание взять за точку отсчета какой-то лад/тонику и настроить на нее слушателя. Я лично по бумаге вообще не могу делать разбор - ноты только как дополнительный источник,  в сложных местах. А в песенно-инструментально-эстрадном жанре так вообще это ни к чему. если ты, конечно не аранжировщик эстрадно-симфонического оркестра. Словом, лад/тоника определяются по мелодии и ее тяготениям. На бумаге можно ключевыми знаками здорово запутать человека.
Я вот не понимал в книге Игоря Бойко (я помогал ему ее оформлять и готовить к выпуску) почему он при обыгрывании какого-либо аккорда не ставил ключевые знаки. Вписывал через случайные знаки.  У меня голова шла кругом, когда я видел Gmaj7 без знаков и аккорд понимался как мейдж на пятой ступени и мыслился аккорд по До мажору. И как можно просто давать звукоряд для импровизации на аккорд изолировано от его функции в той или иной последовательности. Ведь G maj 7 Может быть тоникой, а может быть четвертой ступенью и звукоряд будет уже несколько другой. Так что тут в нотах от записи многое зависит.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Модальность и тональность
« Ответ #64 : Декабря 11, 2014, 14:34:00 »
На бумаге можно так записать музыку, что никто не докажет где тоника
Дело не в бумаге.
Тебе ведь самому несложно сыграть те четырехтактовые обороты и определить в них тонику?

... и добавил:

Цитировать
Вот ту последовательность, что ты написал можно сделать тоникой А, а можно и E, а можно даже D.
Вот это и есть проявление модальности в гармонии.

Если бы я попросил расписать функции тонально-функциональной гармонии, ты бы ответил, наверное, однозначно:
|Bm7|E7|Amaj7|Amaj7| или  |Amaj7|Amaj7|Bm7|E7| - как не переставляй функции работают в рамках системы. Независимо от мелодии и прочего.

Цитировать
Словом, лад/тоника определяются по мелодии и ее тяготениям.

Это в модальной и монодической музыке. (точка осчета, центр - тон, звук), так как гармония подчинена.
А в тонально-функциональной гармонии точка отсчета - аккорд.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2014, 15:10:32 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Модальность и тональность
« Ответ #65 : Декабря 11, 2014, 15:22:52 »
Мне сыграть не сложно... видно, что тоника А.... Несколько запутанное только последнее предложение, хотя и оно начинается с "тоники" и заканчивается на субдоминанте, тяготеющей в тонику (или доминанту). В этой гармонии, играя ее гармонически все ясно и мелодии лезут сами по себе в Ля мажоре. Настроить себя на D или Е могу только инстурментально, заставляя играть по аппликатурам, а не по слуху. Но при желании можно сделать такую мелодию, что функции будут другими.
Вот когда играется оборот E D A А вот тут действительно можно тонику не определить. Я сделал такую вещь и басист мой думал, что тональность Ля, хотя я играл по Ми дорийскому с разрешением в мажор (E). Так что по гармонии (если это не очевидное разрешение через доминанту в тонику) порой не легко определиться. Зависит от мелодии, ее лада. Именно он цементирует гармонические функции.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Модальность и тональность
« Ответ #66 : Декабря 11, 2014, 15:32:44 »
Словом, лад/тоника определяются по мелодии и ее тяготениям. На бумаге можно ключевыми знаками здорово запутать человека.
Вставлю пять копеек. Лад/тоника определяются по мелодии и ее тяготениям, да. Но не тупо по ключевым знакам, разумеется. Так что мешает не "бумага" как таковая. Бумага наоборот, помогает — всё предельно точно и перед глазами. Собственно, "бумагу" только ради этой точности и придумали, исторически.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Модальность и тональность
« Ответ #67 : Декабря 11, 2014, 15:49:59 »
Если вы музыку пытаетесь понять мозгами через бумагу, то это ваш путь. Мы про это говорили. Пусть будет так....

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Модальность и тональность
« Ответ #68 : Декабря 11, 2014, 15:53:55 »
Если вы музыку пытаетесь понять мозгами через бумагу, то это ваш путь. Мы про это говорили. Пусть будет так....
Не утрируйте.
Я против постоянных апелляций к слуху, потому что они ничего не объясняют, это словесная вода.

... и добавил:

Давай временно отвлечемся от этой вещи и возьмем, для чистоты эксперимента, абстрагированные гарм.обороты с одинаковой последовательностю аккордов, но отличные по положению в метрической сетке и гармоническому ритму:
Е-D-A

1.|D|E|A|A|
2.|E|D|A|A|
3.|E|E|D|A|
4.|A|E|D|D|

Подзащитный, как человек, изучавший гармонию на бумаге по бригадному учебнику (и поэтому немного глуховат), считает, что это все вариации TSD в Ля мажоре.
Глухой подзащитный подтверждает: да, если это  сыграть переборчиком, это всё ля-мажор. Только дело не в глухоте. А в ожиданиях и привычках. А если это всё мелодизировать как следует, то может что-то измениться. Причём, думаю, что даже в пределах одной последовательности (любой из четырёх) возможны разные ситуации.
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2014, 16:05:23 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Модальность и тональность
« Ответ #69 : Декабря 11, 2014, 16:19:34 »
Зависит от мелодии, ее лада. Именно он цементирует гармонические функции.
Дмитрий, цветасто выражаешься. )  Да, зависит от лада. То есть на обном звукоряде могут возникать разные тоники.
Теперь прочитай  определение модальности
Модальность в музыке — принцип лада, центральной категорией которого является звукоряд.
Тона́льность - принцип лада, центральной категорией которого является тоника. Остальные категории и функции тональности (прежде всего, доминанта и субдоминанта) прямо или косвенно связаны с тоникой. «Система функциональных отношений иерархически централизована, и тоника пронизывает всю гармоническую структуру»
То есть в отличие от модальности в тональности нет проблем с определением тоники, тонического аккорда.

Цитировать
Зависит от мелодии, ее лада. Именно он цементирует гармонические функции.
Но суть этого выражения в том, что превалирует тут мелодия, а это суть и есть суть модальности и модальной гармонии. То есть без мелодии гармонические функции тут растворяются, разваливаются и нет никакого пронизывающего действия тоники.

Цитировать
видно, что тоника А.... Несколько запутанное только последнее предложение
А не мог бы ты конкретно написать функции - это более наглядно, чем общие слова.  Всего 6 оставшихся  букв написать - это было бы более предметно и наглядно.
1.|D|E|A|A|
   S  D  T
4.|A|E|D|D|
    T  D S

2.|E|D|A|A|
3.|E|E|D|A| или |D|A|E |E |

(я, правда сейчас убегаю)

... и добавил:

Глухой подзащитный подтверждает:
Это был собирательный образ. Собственно, я в первую очередь держу в голове Vosok и наши дискуссии на форумклассика, который отказывается учитывать тяготения при анализе  и ненавидит понятие "лад"(я немного вульгаризирую его подход сейчас, но речь не о нем, да простит меня уважаемый Восок).

Цитировать
да, если это  сыграть переборчиком, это всё ля-мажор.

А если боем? )
Еще одна версия - функции зависят от фактуры?

Цитировать
Только дело не в глухоте.
Нет, нет, я не имел ввиду плохой слух, а привычку решать задачи по гармонии формально на бумаге, как это делается в музыкальных училищах.
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2014, 16:52:18 от eye »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Модальность и тональность
« Ответ #70 : Декабря 11, 2014, 16:33:46 »
eye вот я оперирую музыкой и не поленился сделать демо.... В приятном мне стиле. Эту гармонию если и притянуть к другим функциям можно, то только очень сильно старясь. А так, глядя на гармонию и анализируя вертикаль получается вот такой Ля-мажорный музончик.

https://soundcloud.com/dmitry-maloletov/1demo

Вот в "А" блюзовом ладу:

https://soundcloud.com/dmitry-maloletov/2demo

Если можно примеры как это будет выглядеть в других ладах/функциях? Интересно послушать...

... и добавил:

Или вот например как можно по функциям, только по гармонии определить функциональность?
Берем тональность Amoll и делаем сетку: Am E E7 Am E E7 .... Ну тут всем понятно, что минор, и еще и гармонический! Венские классики (или Шуфутинский))) А в мелодии меняешь мышление - определяешь временные тоники, цепляешь еще и блюзовый лад на доминантсептаккорде и ничего от "функциональной" гармонии не осталось!  Хотя аккорды очень хорошо тяготели в тонику! Ппонятно, что это уже модуляция и она хорошо слышна. Но все равно речь идет о том, что только гаромническая сетка и вычесленные на ее основе функций могут быть легко разрушены ладом и мелодией.
Вот сделал пример на сетке Am E  E7 Am  E   E7:
https://soundcloud.com/dmitry-maloletov/am-e7
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2014, 17:08:29 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Модальность и тональность
« Ответ #71 : Декабря 11, 2014, 18:56:59 »
Кстати, если играть |D|A|E |E |, вообразить E тоникой достаточно легко. Это же плагальные ходы классической музыки. Цепочка субдоминант.

... и добавил:

А если боем? )
Еще одна версия - функции зависят от фактуры?
Нет, от фактуры разумеется ничего не меняется, боем то же самое.

... и добавил:

Кстати, можно попытаться абстрагироваться от мелодизма (в этой дискуссии). Пишут же люди прелюдии, состоящие целиком из арпеджио — это вполне полноценная музыка.
« Последнее редактирование: Декабря 11, 2014, 19:14:15 от MrLf »

Оффлайн Alex__H+G

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1966
Re: Модальность и тональность
« Ответ #72 : Декабря 11, 2014, 21:38:04 »
Кстати, если играть |D|A|E |E |, вообразить E тоникой достаточно легко. Это же плагальные ходы классической музыки. Цепочка субдоминант.

... и добавил:
Нет, от фактуры разумеется ничего не меняется, боем то же самое.

... и добавил:

Кстати, можно попытаться абстрагироваться от мелодизма (в этой дискуссии). Пишут же люди прелюдии, состоящие целиком из арпеджио — это вполне полноценная музыка.
  это E . например zztop Gimme All Your Lovin'   или you can leave your hat on  Кокер пел . такой оборот въелся в мозг уже ☺

Оффлайн Gnot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1506
Re: Модальность и тональность
« Ответ #73 : Декабря 17, 2014, 17:27:49 »
как-то наслушался арабской музыки.  Ухо резала довольно прилично, постоянно везде засовывали свои "характерные" ноты, и не было там слышно ни функций, ни четких тяготений к тонике. Какой-то постоянный уход от нее и эти восточные хроматизмы. Думаю, это и есть модальная музыка.

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
Re: Модальность и тональность
« Ответ #74 : Января 02, 2015, 18:45:59 »
Возник интересный для меня вопрос - на сколько я понимаю древние лады использовались для игры модальной однозвучной музыки (ионийский, эолийский и другие), все эти лады построены на одной и той же диатонической последовательности тонов и полутонов, но за тонику в каждом принимаются разные ноты этой последовательности, но ведь в модальной музыке тоники не должно быть (ибо нет тяготений), и вот поэтому и возник у меня вопрос, если это музыка модальная и нет никаких тяготений, то почему же в каждом из этих ладов есть главная нота (тоника), ведь по моему разумению если это модальные лады, то у них не должно быть основных нот и называться все эти лады должны были бы одним диатоническим ладом, ибо последовательность нот у всех одинаковая, почему же есть семь ладов вместо одного общего модального?