С модуляциями и отклонениями в общем понятно. Теперь давайте поговорим о том, как это практически применяется в творчестве при написании песен.
Большинство песен состоит из запева (куплета) и припева - части А и В.
Ниже приведу самые распространённые варианты соотнесения тональностей частей А и В в роке.
1. Минор и мажор с общим основным тоном (одноимённые тональности). Например, часть А в до миноре, а часть В - в до мажоре.
2. Параллельные мажор и минор. Часть А в ля миноре, часть В - в до мажоре.
3. Модуляция припева в различные тональности.
Наиболее часто встречаются модуляции из тональности куплета в IV и V ступени.
Часть А в Ля миноре (I ступень) - часть В в Рэ миноре (IV ступень).
Часть А в Ля миноре (I ступень) - часть В в Ми миноре (V ступень).
Встречаются модуляции в bIII ступень. Например, часть А - ми минор (I ступень), а часть В - соль минор (bIII). Здесь шаг на малую терцию вверх.
Бывают модуляции во II ступень. Типичный пример - Энтэр Сэндмэн Металлики. Там куплет написан в ми-миноре (I ступень), а припев - в фа-диез миноре (II ступень). Т.е. здесь шаг на большую секунду вверх.
У Арии в песне "1100" присутствует моднявая модуляция тональности припева относительно куплета. Куплет написан в до-миноре (I ступень), а припев - в ля миноре (# VIступень), т.е. шаг аж на большую сексту вверх, или на малую терцию - если двигаться вниз.
В какой-то балладе Озика присутствует повышение последнего куплета по отношению к остальным на 2 тона. Т.е. если говорить отвлечённо, все куплеты написаны в Ля-миноре (I), а последний - в До диез миноре (# III).
У Пинк Флойд много песен построено на различных модуляциях.
У какой-то там прогрессив-группы постоянные модуляции на малую терцию вверх (с изменением партий вокала и ритмо-метрики

), то есть:
1к - ми-минор
1пр - соль-минор
2к - си-бемоль-минор
2пр - до-диез-минор
3к - ми-минор
соло-припев и кода - ми-минор
4. Кроме различных именно модуляций часто встречаются отклонения части В в другие лады (миксолидийский, фригийский и т.д.), образующиеся на основе родительского лада части А. Тут идёт речь не о собственно модуляции в какую-то конкретную мажорную или минорную тональность, а отклонение в лидийский, фригийский и другие лады, построенные от различных ступеней тональности из части А. Очень часто в роке встречаются следующие отклонения части В:
1. часть А в натуральном ля миноре (А эолийский), а часть В - в F лидийском.
2. часть А в А эолийском, часть В - в ладу Е фламенко.
3. часть А в А эолийском, часть В - в D Дорийском.
Короче говоря, категорических ограничений или запретов в соотнесении тональностей частей А и В нет. Всё зависит от сложности музыки и чувств, передаваемых ею, от музыкального стиля, от вкуса композитора и возможностей человеческого голоса.
Прошу вас, дорогие коллеги, также приводить здесь другие интересные примеры соотнесения тональностей куплета и припева.
