Автор Тема: Модуляции, тональности куплета и припева  (Прочитано 13293 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2634
  • Репутация: +143/-46
Как мне кажется, это очень интересная тема для обсуждения, к тому же имеющая большую практическую пользу.
Начнём с модуляций. :)

Модуляция в музыке - смена тональности со смещением тоники (тональная М.). В обычной функциональной М. связь тональностей устанавливает общий для них посредствующий аккорд, меняющий свою функцию при появлении гармонического оборота, характерного для новой тональности. Решающее значение приобретает модулирующий аккорд с соответствующей альтерацией.
Особый вид функциональной М. — энгармоническая М., в которой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармоническому переосмыслению его структуры. Такая М. легко связывает отдалённые тональности и часто производит впечатление неожиданного крутого модуляционного поворота.
Большое значение в М. имеют мелодические связи аккордов, естественное голосоведение. Они могут играть ведущую роль в М., отстраняя на задний план функциональные связи аккордов. Такая мелодико-гармоническая М. без общего аккорда наиболее характерна при непосредственном переходе в отдалённую тональность, в котором связующим звеном служит только модулирующий мелодически-подводящий аккорд.
М. без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники, называется сопоставлением тональностей. Она обычно применяется при переходе к новому разделу формы, однако изредка встречается и внутри построения.
Часто встречается секвентная модуляция. Это когда модуляция между небольшими частями произведения (звеньями секвенции) осуществляется секвентно, на определенный интервал. Например, каждые два последующие аккорда играются на тоны выше: E, Am -> F#, Hm -> G#, C#m. С помощью этого приема (секвентная модуляция) удается получить развитие напряженности с кульминацией.
Выбор способа и тональности для модуляции производится исходя из художственной задачи, из нужной "звуковой краски".

От тональной М. отличается ладовая М. (отклонение), в которой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноимённой тональности.
Уход в параллельный мажор (или минор)- это является отклонением, а не модуляцией, т.к. в теории музыки есть определение, что "... отклонением является уход в побочную тональность, совершенный в пределах основной тональности", (т.е. без закрепления в этой побочной тональности). Причем, побочная тональность может быть достаточно далекой от основной. В то время как модуляция - это переход (подготовленный или внезапный) в другую тональность и закрепление в этой тональности.
Немного практической теории. Возьмем, к примеру, параллельные тональности ля-минор (натуральный) и до-мажор. У них звукоряд состоит из одних и тех же звуков. А теперь скажите, пожалуйста - как можно модулировать из ля-минора в до-мажор? У многих народов мира (не принимая во внимание тех, кто использует пентатонику и тому подобное) в музыке присутствует объединенный (или по другому - взаимопроникающий) мажоро-минорный лад. Но модуляцией это, насколько мне известно, никогда не называлось. Еще раз повторюсь, что модуляция - это переход в другую тональность с закреплением в ней. А отклонение - это ВРЕМЕННЫЙ уход в другую тональность (в пределах основной) с непременным возвратом к основной тональности.

Обобщая, можно сказать, что отклонения применяются (как правило) внутри главной темы (в форме периода, простой двух- или трехчастной формы и т.д.) и являются техническим приемом развития мелодического материала и рамок основной тональности. Еще раз отмечу, что отклонения являются временным уходом и ВСЕГДА возвращаются в основную тональность. Роль модуляции – более глобальна. Она применяется между частями произведения с целью обеспечить развитие драматургии. Соответственно – модуляция, это ВСЕГДА уход в другую тональность и ЗАКРЕПЛЕНИЕ в этой тональности. Модуляция наиболее часто применяется во вступлении, связующей части, коде и тому подобное. В гармоническом плане между ними тоже есть различия. Модуляция зачастую оформляется кадансовым оборотом (в каком-либо виде), всегда требует изменения тонального центра (и соответственно звукоряда), и всегда сопровождается изменением знаков альтерации при ключе.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2634
  • Репутация: +143/-46
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #1 : Января 17, 2006, 11:30:41 »
С модуляциями и отклонениями в общем понятно. Теперь давайте поговорим о том, как это практически применяется в творчестве при написании песен.

Большинство песен состоит из запева (куплета) и припева - части А и В.
Ниже приведу самые распространённые варианты соотнесения тональностей частей А и В в роке.
1. Минор и мажор с общим основным тоном (одноимённые тональности). Например, часть А в до миноре, а часть В - в до мажоре.
2. Параллельные мажор и минор. Часть А в ля миноре, часть В - в до мажоре.
3. Модуляция припева в различные тональности.
Наиболее часто встречаются модуляции из тональности куплета в IV и V ступени.
Часть А в Ля миноре (I ступень) - часть В в Рэ миноре (IV ступень).
Часть А в Ля миноре (I ступень) - часть В в Ми миноре (V ступень).
Встречаются модуляции в bIII ступень. Например, часть А - ми минор (I ступень), а часть В - соль минор (bIII). Здесь шаг на малую терцию вверх.
Бывают модуляции во II ступень. Типичный пример - Энтэр Сэндмэн Металлики. Там куплет написан в ми-миноре (I ступень), а припев - в фа-диез миноре (II ступень). Т.е. здесь шаг на большую секунду вверх.
У Арии в песне "1100" присутствует моднявая модуляция тональности припева относительно куплета. Куплет написан в до-миноре (I ступень), а припев - в ля миноре (# VIступень), т.е. шаг аж на большую сексту вверх, или на малую терцию - если двигаться вниз.
В какой-то балладе Озика присутствует повышение последнего куплета по отношению к остальным на 2 тона. Т.е. если говорить отвлечённо, все куплеты написаны в Ля-миноре (I), а последний - в До диез миноре (# III).
У Пинк Флойд много песен построено на различных модуляциях.
У какой-то там прогрессив-группы постоянные модуляции на малую терцию вверх (с изменением партий вокала и ритмо-метрики :) ), то есть:
1к - ми-минор
1пр - соль-минор
2к - си-бемоль-минор
2пр - до-диез-минор
3к - ми-минор
соло-припев и кода - ми-минор
4. Кроме различных именно модуляций часто встречаются отклонения части В в другие лады (миксолидийский, фригийский и т.д.), образующиеся на основе родительского лада части А. Тут идёт речь не о собственно модуляции в какую-то конкретную мажорную или минорную тональность, а отклонение в лидийский, фригийский и другие лады, построенные от различных ступеней тональности из части А. Очень часто в роке встречаются следующие отклонения части В:
1. часть А в натуральном ля миноре (А эолийский), а часть В - в F лидийском.
2. часть А в А эолийском, часть В - в ладу Е фламенко.
3. часть А в А эолийском, часть В - в D Дорийском.
Короче говоря, категорических ограничений или запретов в соотнесении тональностей частей А и В нет. Всё зависит от сложности музыки и чувств, передаваемых ею, от музыкального стиля, от вкуса композитора и возможностей человеческого голоса.

Прошу вас, дорогие коллеги, также приводить здесь другие интересные примеры соотнесения тональностей куплета и припева. :)

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2634
  • Репутация: +143/-46
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #2 : Января 17, 2006, 11:33:48 »
Также очень интересно попробовать поговорить о том, как  сменяется настроение при переходе в другие тональности. Здесь подразумеваются собственные, личные  ощущения.
Я раньше что-то как-то не сильно анализировал свои ощущения, смену моего настроения, вызываемые различными видами модуляции. Т.е. смена настроений имеется, я её ощущаю, но словами это описать я ещё не пробовал. Не знаю, получится ли у меня это. Ну, переход из мажора в минор и наоборот, а также моделирующие секвенции охарактеризовать в двух словах любой сможет. Мажор на минор - "попсовая" (т.е. в каком-то смысле "штамп") смена настроений от светлого-радостного (твёрдого, весёлого, яркого) до тёмного-печального (грустного, мрачного). А модулирующие секвенции создают ощущение развития темы, горизантального движения (неплохо использовать для подготовки или непосредственно самой кульминации, или для соединения двух различных частей композиции).

У меня пока всё. Высказывайтесь, делайте замечания, комментируйте, приводите собственные примеры. ;)

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2634
  • Репутация: +143/-46
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #3 : Января 18, 2006, 09:36:13 »
Что-то обсуждение как-то не пошло... :(

Оффлайн Pluto

  • Глобальный Модератор
  • *****
  • Сообщений: 4333
  • Репутация: +580/-272
  • Мордентатор-мелизматик
    • Мой бложек
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #4 : Января 18, 2006, 10:10:21 »
И сказать-то нечего........

Самое главное, тут кто-то уже говорил, я тож так считаю: "Музыка пишется ушами, а не по теории. А теория нужна для "разбора полетов""... Ну или как-то так :-)

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2634
  • Репутация: +143/-46
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #5 : Января 18, 2006, 10:22:54 »
Ну вообще, всё написанное мной в этом трэде, изучается по гармонии где-то на втором курсе музучилища. Я официального муз образования не получил в своё время, вот теперь и самообразовуюсь. Мне предмет темы показался очень интересным и достойным для обсуждения...
Я уже писал, что практическая польза состоит в том, что появляются дополнительные возможности разнообразить песни. Использование модуляций уже давно стало одним из основных композиторских приёмов. В классической музыке модуляции используются повсеместно, в джаезе - повсеместно. В металле, арт-роке, хард-роке - повсеместно... Вместо того, чтобы играть все писни в двух-трёх тональностях, можно периодически использовать модуляции на различную величину, создавая гармоническое разнообразие и разное настроение. Это не значит, что применять модуляции во многих песнях - лучше, чем их не применять. Это просто по другому. Два разных подхода. Каждый выбирает свой. Просто у меня складывается впечатление, что все хают русский рок, говорят, что он бездарный и безграмотный, простецкий и нетехничный, но в то же время мало кто стремится повышать свой уровень знаний, оставаясь на уровне того же русского рока.
Прошу этот пост ни в коем случае не принимать как оскорбление, попытку наехать на кого-то. Воспринимайте этот пост как моё нудное брюзжание.

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4977
  • Репутация: +1349/-164
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #6 : Января 18, 2006, 15:39:31 »
К сожалению, моему мелкому мозгу трудно последнее время вмещать такое - я начал стремиться к упрощению всего, нахождению лаконичных
форм для выражения гармонии. Мне проще смотреть схемы, диаграммы -
а их почти нет. Я это к тому, что теория музыки - это множество инструментов, и каждый можно применить - и это очень сложно мне.
Захотелось простоты, изящности. Немного простых правил, которыми можно сделать все, выразить любую музыкальную мысль,эмоцию.
Возраст..........и нехватка образования и времени делают свое дело(

Оффлайн Hermit

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4977
  • Репутация: +1349/-164
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #7 : Января 18, 2006, 16:47:00 »
МАлость не в тему, но полезно кому-то))

http://www.musictheory.net/downloads.html

Оффлайн BLACK CAPTAIN

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2250
  • Репутация: +68/-135
  • годяй
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #8 : Января 19, 2006, 01:09:50 »
2 Greeboss

Всё вышесказанное тобой твои мысли или это с какой-то литературы, если мысли то  (смайлик "уба-уба") , а если литература подскажи плиз название или где слить))

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2634
  • Репутация: +143/-46
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #9 : Января 19, 2006, 09:46:30 »
Цитата: BLACK CAPTAIN
2 Greeboss

Всё вышесказанное тобой твои мысли или это с какой-то литературы, если мысли то  (смайлик "уба-уба") , а если литература подскажи плиз название или где слить))


Взято из разных книг, сайтов и форумов, нот и табов, записей групп, плюс немножко своих мыслей.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2634
  • Репутация: +143/-46
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #10 : Января 19, 2006, 10:51:09 »
Хотелось бы добавить пару слов про то, когда лучше использовать модуляцию в композициях.

Модуляция имеет эмоциональное воздействие, поэтому должна быть оправдана. И делать её желательно не механически, просто сдвинув всё на какой-то интервал, а подкреплять и в динамическом развитии.
Модуляцией можно подчеркнуть самое драматичное место в произведении.
Модуляцию часто используют после бриджа... Пик кульминации так сказать.
Можно смело делать модуляцию на "золотом сечении", в третьей четверти произведения.
Многие джазроковцы (Ванелли, Чик Кореа и т.д.) вообще используют модуляции напротяжении всей композиции, так сказать купаются в музыке, но делать это грамотно можно, зная основы джазовой гармонии и владея импровизацией.
И вообще, слушайте и разбирайте классическую музыку 19-20 вв. и джаз. Вот там самых различных модуляций и отклонений просто огромная куча.

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2634
  • Репутация: +143/-46

Оффлайн VKill

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • Репутация: +2/-0
  • я здесь чтобы учиться...
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #12 : Апреля 05, 2006, 16:24:45 »
Что-то обсуждение как-то не пошло... :(
Многа букав :)

Оффлайн Greeboss Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2634
  • Репутация: +143/-46
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #13 : Апреля 05, 2006, 16:44:17 »
2 VKill: ну так если многа букав, то зачем поднял старую тему? :)

Оффлайн VKill

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 149
  • Репутация: +2/-0
  • я здесь чтобы учиться...
Re: Модуляции, тональности куплета и припева
« Ответ #14 : Апреля 05, 2006, 18:39:48 »
2 Greeboss  ты про свою тему?
Дык я ж недавно в этом форуме,вот и смотрю все темы подряд - собираю крупицы разума )))
А вот тока сегодня дошло, что если я пишу комменты, то она поднимается наверх... Сорри, буду осмотрительней ))